Конспект урока по русскому языку на тему: Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.


Конспект урока русского языка в 7 классе.
Тема урока: «Образование деепричастий
совершенного и несовершенного вида».
Цель урока: ознакомить учеников со способами образования деепричастий совершенного и несовершенного вида; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; воспитывать уважение к русскому языку и культуре речи. 
Методические приемы: беседа по вопросам, объяснения учителя, тренировочные упражнения, работа над речевыми ошибками.
Задачи урока:
Образовательные: формировать комплекс умений учащихся, необходимых для распознавания и преодоления типичных затруднений в образовании деепричастий и определении их видов;  знаков препинания и возможных пунктуационных ошибок в предложениях с деепричастием; формировать умение образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид;
развивающие: способствовать развитию у учащихся поиска и отбора исследовательского материала, отражающего типичные затруднения в образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида, расстановке знаков препинания и возможных пунктуационных ошибок в предложениях с деепричастием  (познавательные УУД); способствовать развитию у учащихся навыков публичного представления учебного продукта;
воспитательные: способствовать развитию у учащихся нравственно-этического оценивания ситуаций межличностного взаимодействия с учителем и при работе в малых группах; способствовать развитию у учащихся ценностного отношения к осваиваемому на уроке приёму самоконтроля в учебной деятельности.
Тип урока: изучение нового материала
Метод обучения: частично-поисковый
Формы организации учебной деятельности: парная, групповая, индивидуальная.
Знать: деепричастие сохраняет вид глагола, от которого оно образовано; деепричастие как неизменяемая часть речи не имеет окончания.
Уметь: распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида; образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида от соответствующих глагольных форм; правильно употреблять деепричастия в речи.
Оборудование: таблица «Словообразование деепричастий», сигнальные карточки.
Ход урока.
1. Постановка целей и задач.
- Сегодня нам предстоит научиться создавать новые слова и правильно использовать их в речи. Этими словами будут уже известные вам деепричастия. Мы узнаем, какими способами и с помощью каких морфем можно образовать деепричастия, одинаково ли образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида. Но изучение нового строится на уже имеющихся знаниях, поэтому сначала займёмся повторением сведений о деепричастии, полученных вами на предыдущих уроках.
2. Повторение.
Игра «Закончи фразу». 
- Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает … (добавочное действие)
- Деепричастия отвечают на вопросы … (что делая? что сделав? как? каким образом? почему? когда? )- Деепричастие объединяет признаки … (глагола и наречия)
- Наречные признаки – это … (неизменяемость; зависимость в предложении от глагола- сказуемого; выступает в роли обстоятельства в предложении)
- Глагольные признаки деепричастия – это … (возвратность-невозвратность; вид;
могут распространяться, как глаголы)
- Деепричастие, объединяя признаки наречия и глагола, показывает … (каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом-сказуемым)
- Из морфем в составе деепричастия отсутствует … (окончание)
- В предложении деепричастие зависит от … (глагола-сказуемого)
- Деепричастный оборот – это … (деепричастие с зависимыми словами)
- Деепричастный оборот на письме …(всегда выделяется запятыми)
- Между однородными деепричастиями, соединёнными союзом и, запятая …(не ставится)
- Не с деепричастиями пишется … (раздельно)
3.Проверка домашнего задания (упр.169 повести Гоголя Н. В. «Тарас Бульба»).
4.Индивидуальный опрос по карточкам у доски.
Расставить знаки препинания, выделить деепричастные обороты, построить схему предложения:
А.)Мать выпустила Прохора (1) и (2) горько заплакав (3) ушла.
Б.) Белые гуси (1) с металлически-звонкими криками (2) распустив крылья (3) и (4) шумно бороздя воду
(5) тяжело шарахнулись в тростники.
В.)Секретарь (1) стараясь не проронить (2) ни слова (3) быстро чертил на пергаменте слова.
Г.)Сухой степной ветер все усиливался (1) разгоняя (2) в ярком весеннем небе (3) белые облака (4) делая даль бесконечной.
5.Объяснение нового материала.
- Мы видим, что деепричастия совершенного и несовершенного вида имеют разные суффиксы, а сейчас нам предстоит выяснить, от каких глагольных форм они образуются: одинаковых или разных. Каково ваше мнение? (Учащиеся высказывают своё мнение, приводят доказательства).
- Сейчас, работая с таблицей, мы узнаем, кто из вас был прав, а кто ошибался.
1) Работа с таблицей.
Словообразование деепричастий
Что дела[й’-а]? Что сдела-в?
Основа глагола настоящего времени несовершенного вида Основа инфинитива совершенного вида
работа[й’-у]т, сид’-атпоработа-ть, посиде-тьДеепричастия несовершенного вида Деепричастия совершенного вида
  работа[й’-а], сид’-апоработа-в, посиде-вДеепричастия несовершенного вида не обрадуются от глаголов:
с основой, состоящей из одних согласных: шьют, льют, жмут, ткут;
 с основой на Г, К: бег-ут, тек-ут;
с основой настоящего времени на шипящий : маж-ут 
2) Вывод: деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени несовершенного вида и суффикса – а (я), деепричастия совершенного вида – от основы инфинитива совершенного вида и суффикса – в.
6. Тренировочные упражнения.
Пользуясь таблицей, запишите глагольные формы, от которых образовались деепричастия, выписанные из повести Гоголя. Только ли суффиксы – а (-я) и – в есть у этих деепричастий?
- У деепричастий бывают суффиксы, которые называют непродуктивными, т.к. в настоящее время они крайне редко или вовсе не участвуют в образовании новых слов. Это суффиксы –в, -вши, -ши, -учи, -ючи. Находим мы их лишь в устаревших или диалектных словах. Приведите примеры известных вам деепричастий с такими непродуктивными суффиксами, определите пласт лексики, к которому они относятся: устаревшие или диалектные.
Коллективная работа.
Задание. Распределите глаголы по рубрикам таблицы, образуйте от них деепричастия, обозначьте суффиксы деепричастий. Закончив работу, сформулируйте правило написания гласной перед суффиксами деепричастий.
Вытирать, вытереть, бледнеть, побледнеть, давать, дать, организовать, рисовать, кричать, крикнуть, молчать, замолчать, мыть, рыть, плыть, читать, прочитать, прийти.Несовершенный вид Совершенный вид
 
   
Проверка выполнения задания, вывод о написании гласных перед суффиксами деепричастий.
Повторение: какие способы образования видовых пар глагола представлены в нашем задании?
Употребление деепричастий в речи.
- Деепричастия в устной речи используются редко, чего не скажешь о письменной. И не всегда, к сожалению, их употребление бывает безошибочным. Следующие наши упражнения будут развивать умение правильно употреблять деепричастия в речи.
Задание 1. Образуйте от глагола причастия и деепричастия с зависимыми словами, обозначьте суффиксы, определите вид.
Беспокоиться (о чём?)………
тревожиться (за кого?)……..
уверить (в чём?)…………….
управлять (чем?)…………..
победить (кого?)…………..
страдать (от чего?)………….
Несов.в. несов.в.
Образец: верить (во что?) – вер-ящ-ий в победу, вер-я в победу
Задание 2. Работаем корректорами.
Исправьте ошибки в предложениях (предложения записаны на доске или выдаются каждому ученику на карточке).
Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа.Рассевшись по машинам, заревел мотор.Подходя к воротам фабрики, прозвучал первый гудок.Катаясь на лодке, луна навевала грусть.Расчесав лошадям гривы, экипажи тронулись в путь.
- Очень важно, работая над сочинением, изложением, следить за употреблением в тексте деепричастий, чтоб не было подобных ошибок.
(Выполненные задания проверяет либо учитель, либо консультанты).
6. Подведение итогов урока.
- Что вы сегодня узнали нового на уроке?
- От каких глаголов можно образовать деепричастия несовершенного вида? Совершенного вида?
- При помощи каких суффиксов образуются деепричастия совершенного вида? Несовершенного вида?
7. Домашнее задание.
§ 29-30, упр. 174,180.