Открытый урок по русскому языку «Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах –ова (-ева), -ыва (-ива)»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Малодербетовская гимназия им. Б.Б. Бадмаева»











«Правописание суффиксов глагола.
Гласные в суффиксах
–ова (-ева), -ыва (-ива)»
6 класс



Учитель русского языка
и литературы:
Болдырева Г.Д.












2011 год
Тема урока:
«Правописание суффиксов глагола.
Гласные в суффиксах -ова (-ева), -ыва (-ива)»

Цели урока:
Изучить правописание глагольных суффиксов, способ действия при выборе гласной в суффиксах.
Сформировать умение правильно выбирать и объяснять суффиксы глагола и графически обозначать орфограммы.
Воспитывать интерес к предмету путем использования на уроке разнообразных методов и приемов.

Оборудование:
Слайды к уроку
Портреты С.Есенина, А.С.Пушкина
Тестовые задания

Ход урока:

1. Орг. момент

Слово учителя: Ребята, мы завершаем изучение части речи «Глагол». Прежде чем приступить к новой теме по данному разделу, давайте вспомним изученное с помощью тестовых заданий:

2. Прочтите задание №1 (ответ №4) Почему вы выбрали именно этот вариант? Докажите.
В каком глаголе пишется Ь?
1) вам дремлет...ся
2) приходит...ся решать
3) не годит...ся портить
4) надумала трудит...ся
Таким образом, мы повторили правописание тся-ться в глаголах.

2. В каком глаголе пишется И? (личные окончания глаголов I - II спряжения)
1) колыш...т
2) высп...шься
3) дремл...т
4) стел...т

3. В каком глаголе пишется И? (гласная перед суффиксом -л)
1) рассе...лся
2) кле...л
3) вид...л
4) слыш...л

4. В каком глаголе пишется И? (суффикс -и- в глаголах повелительного наклонения)
1) Когда вытр...те пыль, в комнате станет чище.
2) Если вы крикн...те громко, я вас услышу.
3) Выйд...те ко мне на минутку, пожалуйста.
4) Если вымет...те сор, в доме станет чисто.

5. В каком глаголе Ь не пишется?
1) Немедленно отреж...!
2) Немедленно отреж...те!
3) Ему не спит...ся
4) Присяд...те, пожалуйста

6. Укажите ошибку в определении наклонения глагола.
1) Море шумело, теперь шумит и будет шуметь (изъявит.накл.) так же равнодушно и спокойно.
2) Он отведет (повелит.накл.) собаку к генералу.
3) Отвечайте (повелит.накл.) мне сразу.
4) Они никого бы не пожалели (условн.накл.)

7. Укажите непереходный глагол (Переходные и непереходные глаголы)
1) красить
2) скрашивать
3) украшать
4) краснеть

8. Укажите предложение с глаголом в безличном значении (Безличные глаголы)
1) Небо внезапно ПОТЕМНЕЛО
2) От времени серебро ТЕМНЕЕТ
3) От деревьев ВЕЯЛО пахучей сыростью
4) Тихий ветер над рощами ВЕЕТ

9. Ударение падает на второй слог в слове (Раздел «Орфоэпия»)
1) инструмент
2) прибыл
3) километр
4) звонишь

10. На месте каких цифр нужны запятые? (Раздел «Пунктуация»)
Сосны (1) березы (2) и лиственницы (3) мелькали по сторонам.
1) 1 2) 1,2 3) 1,2,3 4) 1,3

3. Объяснение нового материала.

а) решите орфографическую задачу

У побережья зеленого,
Наклонив головки нежные,
ы
Перешёпт-- вались лилии
о
С ручейками тихозвонными.
С.А. Есенин

(Выслушиваются ответы учащихся)

Учитель: Чтобы не возникало споров, чтобы быть грамотным, надо знать орфографические правила.

Вопрос: 1. Что изучает раздел «Орфография»?
2. Что такое орфограмма?

б) Сейчас мы с вами познакомимся с орфограммой «Гласные в суффиксах -ова (-ева), -ыва (-ива)». (слайд №1)
Записать тему урока, сообщить цели урока.

(Слайд №2)
Образовать форму 1л. ед.ч.
Проверить, оканчивается ли глагол на -ую (-юю)
Да пиши О (Е)
Нет пиши Ы (И)

Перешёптывались (перешёптываюсь)

Вопрос: Какие еще орфограммы вы видите в данном четверостишии С. Есенина?
Выполните орфографический разбор (№6)
Пунктуационный разбор (№7)
Деепричастный оборот

Вопрос: Какие выразительные средства использовал С. Есенин для создания картины?
(эпитеты, олицетворение)

4. Фразеологическая минутка (слайд №3)

(Соедините фразеологизмы и глаголы с таким же значением.
Объясните орфограммы)

а) Держать нос на ветру
а) Не раскр...вай тайны

б) Не выноси сор из избы
б) Раскритик...вать

в) Разделать под орех
в) Приспосабл...ваться к обстоятельствам

г) Жар загребать чужими руками
г) Польз...ваться результатами чужого труда


Цель: Научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами

5. Закрепление:

а) П №219 (выборочная работа)

Расходовать - расходую
Усиливать - усиливаю

Горевать - горюю
Просматривать - просматриваю

Станцевать - станцую
Отворачивать - отворачиваю


б) Физкультминутка

Если глагол I спряжения встает I в.
Если глагол II спряжения встает II в.
Если глагол разноспрягаемый все сидят

Плакать (Iспр.), хвалить (II спр.), брить (I спр.), строить (II спр.), нести (I спр.), лететь (I спр.), слышать (II спр.), хотеть (разн.), бороться (I спр.), вертеть (II спр.), бежать (разн.)

Вывод:
а) Глаголы хотеть, бежать и образованные от них захотеть, расхотеть, побежать, выбежать называются разноспрягаемыми, т.к. спрягаются частично по I спряжению, частично по II спряжению.

б) Если у глагола безударное личное окончание, спряжение определяется по инфинитиву.

в) Цифровой диктант

Слайд №4
1 (ова ева)
2 (ыва ива)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2 1 2 1 2 2 1 2 2 1

Закапывать, исповедовать, воспитывать, попотчевать, переклеивать, отвертывать, танцевать, подбрасывать, раскатывать, ночевать.

Какое правило использовали при выполнении данного задания? (Ответ обоснуйте)

г) Работа с текстом.

Слайд №5

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите суффиксы глаголов, объясните их правописание.

Дом Троекурова всегда был полон гостями. Никто не хотел отказ...ваться от его приглашений.
Троекуров и Дубровский свиделись и обрад...вались друг другу. Будучи ровесниками, они сходств...вали и в характерах, и в наклонностях. Сын Дубровского воспит...вался в Петербурге. Троекуров часто говар...вал: «Слушай, Андрей Гаврилович, отдам за него Машу...»
А.С. Пушкин «Дубровский»

Дополнительные задания:
Докажите, что это текст.
Определите стиль речи художественный
Тип речи повествование
Построить схему 3 предложения
Пунктуационный разбор 6 предложения

6. Итог урока
а) Над какой орфограммой мы работали сегодня?
б) Когда пишуться -ова (-ева)?
в) Когда пишутся -ыва (-ива)?

7. Оценки за урок

8. Домашнее задание. Теория §97 №222

15