Конспект урока Деепричастие совершенного вида и несовершенного вида


Конспект урока русского языка в 7 классе.
Тема: «Деепричастия совершенного и несовершенного вида»

Цели:
1) ознакомить обучающихся со способами образования
деепричастий совершенного и несовершенного видов;
2) формировать умения образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид;
3) продолжать формирование высоких нравственных качеств, в т.ч. совокупность норм поведения;
4) совершенствовать навыки работы со словарём.
Словарная работа ( на доске):

Этикет( нормы и правила поведения людей в обществе), поведение, мораль (Мора́ль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. ...., Мораль – это правила, принятые в обществе, которые устанавливают, какое поведение является правильным, а какое неправильным ). Комплимент ( любезные, приятные слова, лестное замечание или отзыв, короче говоря — похвала).
Эпиграф урока: «Поступай с другими
так, как ты хотел, чтобы поступали
с тобой».
(Золотое правило этики.)
Ход урока.
Здравствуйте! Я рада всех приветствовать. Сначала поговорим о том, что такое этикет.
Всё очень просто – это правила поведения. Забывать о них не стоит. В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я предлагаю вам золотое правило этики: «Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой».
Всё, о чём будем говорить сегодня на уроке, будем опираться на материал об этике. Мы продолжаем изучать тему «Деепричастие». Задача сегодняшнего урока: мы должны научиться образовывать и различать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Повторение пройденного.
Записать число в тетрадь.

Сначала мы разделимся.
3 ученика встают и получают индивидуальные задания
Индивидуальные задания на карточках.
1-й ученик. Расставить знаки препинания. Сделать полный синтаксический разбор предложения.
Не научившись выразительно говорить не стоит соглашаться на публичные выступления. (В. Маяковский.)
2-й ученик. Списать пословицы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные запятые; указать деепричастия и деепричастные обороты.
(Не) зная броду (не) суйся в воду. (Не) убив медведя шкуры (не) продают. (Не) поглядев на пирог (не) говори что сыт. (Не) поклонясь до земли грибка (не) поднимешь. (Не) работая сыт (не) будешь.
3-й ученик. Восстановите пропущенные орфограммы, раскройте скобки.
(Не) привыкайте к чудесам,-
Д.витесь им, д.витесь!
(Не) привыкайте к небесам,
Глазами к ним т.нитесь.
Пр.глядывайтесь к облакам,
Пр.слушивайтесь к птицам,
Пр.клад.вайтесь к родникам,-
(Ни)что (не) повторится!
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Всё будет так – и всё не так
Через одно мгновенье!
(В. Шефнер.)
2) А остальная часть класса пишет словарный диктант с комментированием.
Не опаздывая в школу, не отказываясь от поручений, ненавидя ложь, не подсказывая на уроке, не отставая от товарищей, негодуя на грубость, не откладывая на завтра, не обидев отказом, недомогая от усталости.
- Какую орфограмму мы повторяли в этих словах? Как же пишется не с деепричастиями?
Проведём взаимопроверку по готовым записям и поставим оценку друг другу.
Изучение новой темы.
Итак, тема нашего урока – «Деепричастия совершенного и несовершенного вида».
Записать на доске и в тетради

1) Перед вами таблица по теме урока.( На доске)
Деепричастие.
Несовершенный вид Совершенный вид
Что делая? Что сделав?
-а (я), -учи -в. –вши, -ши, -а (я)
глядят - глядя выскочить - выскочив
кричат - крича услышать – услышав
улыбаются - улыбаясь расцвести – расцветши
быть – будут - будучи прочитать - прочтя
2) (Объясняю новую тему по таблице с помощью учеников.)
Делаем выводы.
Вывод: деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени несовершенного вида и суффикса – а (я), деепричастия совершенного вида – от основы инфинитива совершенного вида и суффикса – в.
3) Обратимся к учебнику и прочитаем материал параграфа.
- Наши выводы совпадают с материалом учебника?
- Молодцы!
4) Обратимся к домашнему заданию.

А из города уже выступало неприятельское войско, выгремливая в литавры и трубы, и, подбоченившись, выезжали паны, окруженные несметными слугами. Толстый полковник отдавал приказы. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Как только увидели козаки, что подошли они на ружейный выстрел, все разом грянули в семипядные пищали и, не перерывая, всё палили они из пищалей. Далеко понеслось громкое хлопанье по всем окрестным полям и нивам, сливаясь в беспрерывный гул; дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили, не переводя духу: задние только заряжали да передавали передним, наводя изумление на неприятеля, не могшего понять, как стреляли козаки, не заряжая ружей. Уже не видно было за великим дымом, обнявшим то и другое воинство, не видно было, как то одного, то другого не ставало в рядах; но чувствовали ляхи, что густо летели пули, и жарко становилось дело; и когда попятились назад, чтобы посторониться от дыма и оглядеться, то многих не досчитались в рядах своих. А у козаков, может быть, другой-третий был убит на всю сотню. И всё продолжали палить козаки из пищалей, ни на минуту не давая промежутка. Сам иноземный инженер подивился такой, никогда им не виданной тактике, сказавши тут же, при всех: “Вот бравые молодцы-запорожцы! Вот как нужно биться и другим в других землях!” И дал совет поворотить тут же на табер пушки. Тяжело ревнули широкими горлами
- Посмотрите на деепричастия ,выписанные из повести Гоголя « Тарас Бульба». Только ли суффиксы – а (-я) и – в есть у этих деепричастий?
(подбоченившись, сказавши, загулявши)
- У деепричастий бывают суффиксы, которые называют непродуктивными, т.к. в настоящее время они крайне редко или вовсе не участвуют в образовании новых слов. Это суффиксы , -вши, -ши, -учи, -ючи. Находим мы их лишь в устаревших или диалектных словах. Определите :выписанные слова устаревшие или диалектны?.
5) Еще нужно запомнить, что Деепричастия несовершенного вида не обрадуются от глаголов:
с основой, состоящей из одних согласных:, жм-ут, тк-ут;
 с основой на Г, К: бег-ут, тек-ут;
с основой настоящего времени на шипящий : маж-утЗакрепление.
Задание. Распределите глаголы по рубрикам таблицы, образуйте от них деепричастия, обозначьте суффиксы деепричастий. Закончив работу, сформулируйте правило написания гласной перед суффиксами деепричастий.
На доске
Вытирать, побледнеть, давать, организовать, крикнуть, замолчать, читать,
Несовершенный вид Совершенный вид
 Вытирать-вытирая   Побледнеть-побледнев - Делаем вывод о написании гласных перед суффиксами деепричастий.
2) - Обратимся к тексту «Осторожно: слово!» Прочитайте текст и скажите, почему он так называется, Какую задачу поставил перед собой автор? (чтобы люди научились быть вежливыми друг другу и были добрее)

Осторожно: слово!
Люди почему-то не любят, когда им ни за что ни про что делают выговоры. Или учат жить.
«Не видишь что ли!», «Сколько раз повторять!», «Русского языка не понимаешь!», «Чего стали?» или «Чего сели?», «А тебе чего надо?» и т.д.
А ведь можно сказать: «Доброе утро», «Пожалуйста, входите», «Пожалуйста, садитесь», «Будьте любезны, передайте, пожалуйста», «Спасибо большое», «Благодарю вас»… Я шёл и думал, какие приятные слова ещё можно придумать, обращаясь к постороннему человеку. Вдруг возле меня остановилась машина. Хозяин, не здороваясь, небрежно поманил меня пальцем и крикнул: «Эй! Как на площадь? Оглох? – осведомился он. - Ну и народ! Язык у тебя отсохнет, что ли ответить?!»
Я бы ответил, но от неожиданного окрика не смог сразу сообразить, как туда ехать. Впрочем, отвечать расхотелось. Я не умею разговаривать на таком языке и не хочу учиться.
( С. Львов)
- Как, по-вашему, правильно ли сделал герой рассказа, не ответив на обращение к нему? С какими словами вместо «Эй!» можно обратиться к незнакомому человеку?

3)Групповая работа.
- Сейчас будем выполнять задания по вариантам. Спишите, заменяя глаголы в скобках деепричастиями. Вставьте пропущенные буквы. (На каждого по одной карточке.)
1-я группа. (Встречаться ) со взросл…ми или (входить) в помещение, здоровайся первым. (Здороваться) со старш…ми, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сдела…т. (Снять) при этом фура…ку или ша…ку, не надевай пока не пожмёш… руку.
2-я группа. (Подавать) руку, сними с неё перчатку, немного накл…нись вперё… . (Кланяться), нагни только голову, а не сг…байся пополам и не размахивай рукам… . (Садиться) в трамвай или автобус, пр…пусти первой в двери свою спутницу.
(Проверяется выполненное упражнение сначала первой, потом – второй группы. Подводятся итоги.)
4)Ребята, а сейчас поиграем. Я буду спрашивать, а вы устно отвечать.
- Укажите, какой глагольный признак имеет деепричастие:
а) время;
б) вид;
в) лицо.
Укажите, в каком примере деепричастие входит в состав фразеологического оборота:
1)положив документы в стол;
2)положив руку на пульт управления;
3)положив руку на сердце;( честно)
4)положив вещи в чемодан.
Укажите, от какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенного вида:
а) спешат;
б) жуют;
в) балуются;
г) ждут;( основа состоит из одних согласных)
д) глядят;
е) кричат.
5) Мы сегодня много говорим о том, как необходимо вести себя, о морали, о поведении. Давайте скажем, что же обозначает слово мораль, этикет, комплемент
6) А теперь попробуем ответить на вопросы:
- Умеем ли мы говорить?
- Как мы говорим?
Перед вами заповеди речевого поведения, прочитаем их( по очереди)
Заповеди речевого поведения.
Всегда знай, с какой целью и для чего ты говоришь.
Умей находить общий язык с любым собеседником.
Помни, что вежливость – основа любого поведения.
Избегай многословия.
Говори просто, понятно, чётко.
Избегай речевого однообразия.
Владей культурой языка.
Следуй высоким образцам. Ищи свой идеал образца.
Умей не только говорить, но и слушать.
Итоги.
- Итак, ребята, подведём итоги. Что вы сегодня узнали на уроке?
- Как образуются деепричастия несовершенного вида?
- Как образуются деепричастия совершенного вида?
( Учитель подводит итоги урока: оценивает ответы учеников.)
Домашнее задание.
- Напишите сочинение-миниатюру по теме нашего эпиграфа: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой», используя деепричастия несовершенного и совершенного вида.
- Наш урок подошёл к концу. Всем спасибо. Молодцы!