Глаголы совершенного и несовершенного вида.


ГУ «Глебовская средняя школа»
Урок русского языка в 4 классе
«Глаголы совершенного и несовершенного вида»
Учитель: Кокина Елена Михайловна.
Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.
Цели: 1) познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам.
2) развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать
3) воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.
ОргмоментМы приветствуем гостей – дорогих учителей, всех знакомых, незнакомых, и серьёзных, и весёлых.
А) Если у вас хорошее настроение – потопайте ногами.
Б) Если у вас есть собака – погладьте себя по голове.
В) Если вы любите шоколад, оближите губы.
Г) Если вы любите свою школу – похлопайте в ладоши.
А теперь улыбнитесь и тихонечко садитесь.
- Какие действия вы выполняли? Это (глаголы)
Сегодня мы повторим всё, что знаем о глаголе и обязательно узнаем новое. И будем получать за знания улыбки.
Минутка чистописания
Массаж рук с помощью карандаша.
На доске:
Обратите внимание на первый элемент. Что вы заметили? (это парные согласные)
-В каком порядке они записаны? (Сначала идёт глухой согласный, затем два элемента скорописи и звонкая пара.-Какая будет следующая пара? Допиши остальные пары самостоятельно.
Составляем пары: пар – бар, лук – луг, роса – роза, уточка – удочка, шар – жар, фаза – ваза.-Сегодня мы будем составлять видовые пары глагола.
Словарная работа.
Отгадав кроссворд , вы узнаете девиз нашего урока.
1 По рт ре т 2 Инж е не р3 Шо фё р4 Ине й5 Г о ри зо нт
6 Ра к е т а 7 Апт е к а 8 М а л и на 9 Об л а к о 10 Тра к т о р11 Н а у рыз12 О ре хИзображение человека на картине,фотографии в скульптуре. (портрет)
И у Толи, и у Веры обе мамы (инженеры)
Водитель автомобиля. (шофёр)
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (иней)
Видимое вокруг тебя пространство. (горизонт)
Летательный аппарат с реактивным двигателем. (ракета)
7) Место продажи лекарственных препаратов. (аптека)
8) Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (малина)
9) Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (облако)
10)Овсом не кормят, кнутом не гонят,
А как пашет – семь плугов тащит. (трактор)
11) В переводе на казахский язык – это первый месяц весны. (наурыз)
12) круглый, зрелый, загорелый,
Попадался на зубок,
Расколоть всё не мог.
А попал под молоток,
Хрустнул раз – и треснул бок. (орех)
4.Проверка знаний учащихся.
Выбери нужные определения. Работа в парах.1 пара у доски.
Глагол

самостоятельная часть речи служебная часть речи
обозначает
действие предмета
предмет признак предмета
отвечают на вопросы
Что делать?Что сделать?
Какой? Какая? Какое? Какие? Кто?Что?
-Что вы ещё знаете о глаголе?
5. Изучение нового материала.
Сценка «Руки».
Однажды правая рука сказала левой:
- Стыдись, ведь мы одинаково устроены природой, а между тем я всё умею делать, а ты ничего. Я и жну, и кошу, и черчу – словом всё делаю. А ты бездельничаешь.
На что левая рука сказала:
- Чем же я виновата, что мой господин меня не упражняет? Пусть он только начнёт меня упражнять – и я всё сделаю: и сожну, и накошу, и начерчу не хуже тебя.
Сравнение: Глаголы правой руки и левой руки.
Жну- сожну
кошу – скошу
черчу - начерчу
-Указывает или нет на завершение действия,на его завершение и конец глаголы 1 пары,2 пары?.
Вывод: Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы: что делать? что делаю? что делал? что буду делать? Они не указывают на завершённость действия, на его конец или результат.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: что сделать? что сделаю? что сделал?что сделаю?Они указывают на завершённость действия, на его конец или результат.
-С помощью какой части слова образованы глаголы совершенного вида? Так же ребята от глаголов совершенного вида можно образовать глаголы другого вида:
Спасти – спасать, заказать – заказывать.
Вывод: Глаголы с одним и тем же лексическим значением образуют видовую пару.
Работа по учебнику. Чтение правила стр28.
Физминутка(музыкальная)
6.Первичная проверка знаний
Работа с наглядным материалом.
1)Даны рисунки. Определить вид глагола, образовать видовую пару.
Готовит, моет, рисует, читает, пишет.(приготовит, помоет, нарисует, прочитает, запишет)


2) придумать два предложения с одной видовой парой.
Образец: Мама готовит обед. На завтрак мама приготовила яичницу.
Работа с учебником. Поисковая задачка.№73 стр29.
Выпиши глаголы в два столбика:1)совершенного вида,2) несовершенного вида
Вёз привёз
возил отвёз
таял растаял
летел оттаял
летал прилетел
пел спел
запел
перепел
строить
Собери глаголы совершенного и несовершенного вида в пары
спеть

резать

петь

терять
растерять
насыпать

7.Закрепление нового материала(индивидуально).Образуй глаголы совершенного вида с помощью приставок.
1)Писать, красить, считать, гулять, нести, плакать, чистить.
2)Выписать глаголы из текста , определить их вид. Работа в паре.
Доверчивый.
Однажды сидим мы с лесником на завалинке, и вдруг подбежал к нам бельчонок. Я протянул руку, а он её понюхал. Я удивился. А лесник и говорит: «В звериных семьях появляются вдруг зверята, которые не боятся человека. Они ищут дружбы с ним. Доверяют ему. Такую доверчивость ценить надо!»
Раскрой значение слова доверчивый. Чему учит рассказ? Как нужно относиться к животным, которые стремятся к человеку?
8. Итог урока. Рефлексия. Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание.
Составить 10 видовых пар.
Составить предложение с одной видовой парой. Сделать синтаксический разбор.