Урок по русскому языку для 5 класса по теме «Переходные и непереходные глаголы»


Сценарий конспекта урока
Предмет__русский язык_________________________Класс 5
УМК Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях под ред. А.Д.Шмелёва. – М.: Вентана-Граф, 2012
Тема урока: «Переходные и непереходные глаголы»
Цели урока:
Образовательная: обучающийся сможет самостоятельно дать определение понятию «переходность - непереходность», выделять основные признаки переходных глаголов
Развивающая: обучающийся сможет распознавать переходные и непереходные глаголы; составлять глагольные словосочетания с зависимыми существительными; аргументировать, делать выводы, последовательно и логически излагать мысли.
Воспитывающая: обучающийся сможет совершенствовать навыки работы в малой группе, в паре; выполнять самопроверку и взаимопроверку.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, учебные тексты, презентация (Microsoft Office, MimioStudio)/

п/п Этапы работы Содержание этапа
1. Организационный момент.
Содержание урока Время
(Слайд 2)
Учитель: Поэт! В плену своих возвышенных идей
Не игнорируй прозу средней школы.
Чтобы глаголом жечь сердца людей
Необходимо твёрдо знать глаголы.
-А чтобы твёрдо знать эти самые глаголы, давайте сегодня опять поговорим о глаголе:
(Слайд 3)
Упражнение: Прочитайте и выделите какие морфологические признаки глагола вы знаете. Какие термины вам ещё незнакомы?
Обучающиеся делают вывод: им неизвестно о таком морфологическом признаке глагола как переходность\непереходность.
Упражнение: Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.
Обучающиеся формулируют тему урока. (Слайд 4)
Упражнение: Предположите, каковы могут быть цели урока?
Обучающиеся формулируют цели урока ( узнать какие глаголы мы называем переходными, а какие непереходные; научиться различать переходные и непереходные глаголы).
Учитель подводит итог: Да, сегодня мы поведем разговор о переходных глаголах.
2-3 мин.
Всего: 2-3 мин.
2. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала. Актуализация знаний, практических и умственных умений.
Содержание урока Время
Упражнение: Прочитайте группы глаголов. С какими глаголами можно составить словосочетания, соответствующие схеме, а с какими нет? Составьте словосочетания и запишите.(у детей - раздатка. На доске слайд 5)
Обучающиеся: составляют словосочетания, аргументируют свой ответ.
Учитель: Обратите внимание, в составленных вами словосочетаниях глагол обозначает действие, которое прямо направлено, переходит на предмет? Глагол в таком словосочетании называется переходным.
-Итак, что же такое переходные глаголы.
Презентация:
Конечно, сами глаголы никуда не переходят, а вот действие, которое они обозначают, могут переходить прямо на предмет, на которое направлено это действие. Такие глаголы и называются переходными. От переходных глаголов всегда можно задать вопрос КОГО? или ЧТО? ( т.е. вопрос В.п. без предлога)
Например: везти (что?) санки (Слайд 6)
Увидеть (кого?) мальчика
(Слай 7) А вот у непереходных глаголов действие не переходит прямо на предмет. От непереходных глаголов мы можем задать любые вопросы, кроме вопросов КОГО? ЧТО? т.е. кроме вопросов В.п. без предлога.
Например: Плакать (что?) … а ничего. Просто плакать и всё. Действие ни на что не переходит.
Бродить (что?) … опять ничего! Действие ни на что не переходит, значит, глагол непереходный. (Слайд 8)
Важно, правильно найти слово, на которое направлено действие, обозначаемое глаголом, т.е. ПЕРЕХОДНЫЙ глагол всегда имеет при себе существительное или местоимение без предлога, которое не просто стоит в В.п. , а является объектом того действия, которое называет глагол.
Увидеть (кого?) мальчика (сущ.)
Увидеть (кого?) их (мест.) (Слайд 9-10 )
А вот в словосочетаниях
Простоять час (В.п.)
Ждать неделю (В.п).
Несмотря на то, что существительные стоят в В.п. без предлога глаголы являются НЕПЕРЕХОДНЫМИ, потому что существительные ни в 1-м случае, ни во 2-м не являются объектом действия, которое называется глаголом.
Задание: Попробуем узнать, переходным или непереходными являются следующие глаголы, подберем к ним существительные (Слайд 11)
Читать (что?)
Писать (что?)
Умывать (кого?)
Махать (что?)… а ничего. Не получается – глагол непереходный.
Помогать (что?)… опять не получается – непереходный.
Задание: Выпишите из данного текста сначала переходные глаголы с зависимым словом, затем – непереходные. Определите падеж зависимого слова.
(Слайд 12) и на партах распечатанный текст.
На стройке ль ты прилаживаешь камень,-
Приладь его на век.
Чтобы твоими умными руками
Гордился человек
Растишь ли сад, где вечный голод плакал,
Идёшь ли на поля, - работай так, чтоб от плодов твоих и злаков
Ломилась вся земля.
Проверка. (Слайд- ключ 13-14). Коррекция
Физкультминутка (Приложение 1.)
Учитель: Продолжим наше знакомство с переходными глаголами.
Переходность \ непереходность глагола тесно связана с его лексическим значением: в одном значении глагол может быть переходным, а в другом непереходным.
Например: (Слайд15)
Учить в школе
Учить в значении «преподавать» непереходный.
Учить детей
Учить в значении «обучать» переходный.
- рассмотрим ещё 2 предложения: (Слайд 16)
Редактор правит рукопись.
Правит в значении» исправляет»переходный.
Миром правит сам человек.
Правит в значении «управляет»непереходный.
Предложения с переходными глаголами могут быть и утвердительными и отрицательными. Правда, при отрицании В.п.существительного может заменяться Р.п.
Например: (Слайд 17)
Он муху убьёт. (сущ. в В.п.)
Сравните тоже самое предложение, правда, с отрицательным значением.
Он мухи не убьёт. При глаголе не убьёт при отрицании В.п. существительного заменяется Р.п.
Однако, запомните, несмотря на это глагол не теряет своей переходности.
Часто в магазине мы слышим такие фразы:
(Слайд18)
Взвесьте мне, пожалуйста, сахара. ( Р.п)
Отрежьте вон того сыра. (Р.п)
В данном случае Форма Р.п. при переходных глаголах употребляется для того, чтобы мы поняли, что говорится только о части предмета, а не о предмете в целом. А падеж так и называют Родительный части.
В аналогичном случае (Слайд19) Если речь идёт о предмете, который не делится на части, употребляется В.п. Сравните.
Взвесьте мне, пожалуйста, грушу. (кого, что)
Отрежьте вон тот кусок.(кого, что)
Учитель подводит итог: Итак, (Слайд20) переходным глагол может быть:
Если при нём есть или может быть существительное или местоимение в В.п. без предлога.
Если при глаголе есть отрицательная частица НЕ и дополнение в Р.п. без предлога.
Если при глаголе есть дополнение в форме Р.п. части.
2 мин.
2 мин.
3-4мин.
1-2мин.
2-3мин.
1мин.
2 мин.
Всего: 15-16 мин.
3. Закрепление учебного материала. Содержание урока Время
Задание: Определить переходность глагола.(Интерактивная доска)
Реяли на ветру, услышал предание, увидите растения, видел извержение, заклеил конверт, не участвовал в экспедиции, не увидел ошибки, ребёнку нездоровилось, затеял ссору, растаял на солнце, зависел от времени, построили каток, повеял с высоты, почуял запах. (Слайд 21)
Учитель: Обычно переходные и непереходные глаголы не имеют отличительных признаков. Правда, в отдельных случаях такие признаки всё-таки можно увидеть.
Так, например, к непереходным глаголам относятся все глаголы с суффиксом –ся.
Умываться
Убедиться
Возвратиться
Почему так? Всё дело в суффиксе – ся. Этот хитрый суффикс не даёт ПЕРЕХОДИТЬ на другой предмет. Он как бы возвращает действие к самому человеку или предмету, который это действие выполняет. Суффикс – ся по своему происхождению – возвратное местоимение СЕБЯ. И переход на предмет уже как будто совершился внутри самого глагола
(Слайд22-24)
Умываться – умывать себя
Убедиться – убедить себя
Задание в парах: Определить переходность глаголов в данных словосочетаниях.
Изложить рассказ
Списать предложение
Излагать мысли
Прикасаться к печке
Подчеркнуть суффикс
Сделать сложение цифр
Запереть квартиру
Расстилать скатерть
Загораем на пляже
Загорелась зарница
Коснуться вопроса
Приложить старания
Соберём друзей
Располагать временем.
Коррекция.
Обучающиеся: Выполняют в малой группе задание и сверяют ответ с доской
Запишите текст, объясните выбор орфограмм и постановку знаков препинания при однородных членах предложения. Определите переходность глаголов. С последующей взаимопроверкой.
Благовещенье
На Руси есть такой праз..ник - Благовещенье. И люди, и звери, и птицы радуют(?)ся этому дню, пр..ходу весны. Даже само со..нце игра..т в этот день. И в честь праздника выпускают люди на волю птиц из клеток. Все веселят(?)ся и отдыхают от тяж..лойр..боты. Так уж говорят: «На Благовещенье красна де..ка косы (не)пл..тёт, птица гн..зда (не)в..ёт». И люди, и звери, и птицы свято чт..т этот праз..ник.
По С. Маслову
2 мин.
2 мин.
5 мин.
7мин.
Всего: 16 мин.
4. Контроль над знаниями, умениями, навыками. Содержание урока Время
Задание: Прослушайте отрывок из рассказа А.Гайдара «Горячий камень». Допишите сочетания глаголов с указанными словами. Укажите переходные глаголы.
(…) на селе, (…) корзины, (…) валенки, (…) сад, (…) хлеб, (…) в село), (…) горя, (…) от щеки, (…) всем. (Аудиоприложение 2)
Самопроверка. 4мин.
1мин.
Всего: 5 мин.
5. Рефлексия.
-Что нового узнали на уроке?
-Чему учились?
-Что показалось трудным? Назовите ключевые слова урока. (Переходный – непереходный). Дайте определение.
6. Дифференцированное домашнее задание.
Стр.265. упр.25 «4» - задание 1
«5» - задание 1-2