Сценарии уроков Моделирование и конструирование поясного изделия


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №35 г.ИРКУТСКА












Комбинаторная разработка цикла уроков
по разделу:
«Конструирование и моделирование поясного изделия. 6 класс».






Автор разработки:
учитель технологии
высшей категории
МОУ СОШ №35 г.Иркутска
Ирина Васильевна Пелих













Иркутск 2009г.



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №35 г.ИРКУТСКА












Комбинаторная разработка цикла уроков
по разделу:
«Конструирование и моделирование поясного изделия. 6 класс».























Иркутск 2009г.



Пояснительная записка.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Образовательная область технология претерпевает значительные изменения не только в программном содержании, но и в возрасте моих учеников (5-8 классы). Естественно возникает колоссальная проблема в формировании положительной учебной мотивации девочек, потому, что в этом возрасте практические навыки формировать, учитывая возрастные психологические особенности детей, достаточно сложно.
Образовательный модуль «Конструирование и моделирование поясного изделия» очень сложен для восприятия ребенком в возрасте шестиклассника. Поэтому, при планировании и разработке сценариев уроков, необходимо учитывать много факторов:
Непродолжительное время активного внимания у детей
Отсутствие устойчивого технологического опыта
Слабо развито аналитическое мышление
Ограничено время активной практической деятельности
Хорошо развито абстрактно-образное мышление
Положительная мотивация на творческую работу
Уроки технологии – практико-ориентированы. И содержат в своей основе разные виды творческого созидания учащимися. Совершенно четко можно спроектировать конечный результат образовательной траектории ребенка, потому что программа включает в себя стандартные модули, которые усложняются с каждым годом обучения.
Для получения положительного результата при «погружении» в данный образовательный модуль, передо мной всегда стоит несколько целей:
Обучение детей с любыми индивидуальными данными.
Формирование технологических знаний, умений и навыков;
Усвоение учащимися способов самостоятельной деятельности.
Развитие познавательных и творческих способностей каждого ребенка.
Для достижения этих целей необходимо создать для ребенка определенные условия, которые бы способствовали развитию его личной положительной мотивации для обучения по данному предмету:
Новый материал ребенок усваивает, не просто слушая или повторяя действия учителя, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях и приобретаемом практическом опыте, являясь активным субъектом своего обучения.
Знания ребенком должны усваиваться с удовольствием
Связь обучения с приобретенным жизненным опытом ребенка
Личностно-ориентированный подход
Многократное повторение
Высокий уровень сложности изучаемого материала
Применение опорных конспектов.
Применение опорных сигналов.
Применение опорных схем.
Урок должен являться пространством для успеха каждого.
Учитывая перечисленные проблемные факторы, поставленные цели, необходимые условия, в данной педагогической разработке реализовывается основная идея:
Формирование у каждого ребенка в процессе обучения творческого подхода к созданию эскизного варианта клиньевой юбки.
Формирование образного восприятия на соответствие: типологии фигуры человека с размерными признаками, типологии фигуры человека с расчетными формулами, типологии фигуры человека с конфигурацией конструкции клиньевой юбки.
Формирование навыка составления опорных конспектов..
Выполнение технологических операций расчетов, построений, моделирования с использованием опорных знаков.
Формирование положительной мотивации для выполнения проекта «Технология изготовления поясного изделия», где каждый ребенок способен реализовать на практике свой творческий замысел.
Основной проблемой для каждого учителя является качественный уровень усвоения учеником учебного материала. Для меня очень важно, чтобы приобретенные знания выстраивались в четкую логическую схему - опору, которая будет расширяться по степени усвоения учебного материала. Опора может быть образной, знаковой, схематичной. Главное – ребенок умеет ее составлять, умеет ей пользоваться, воспроизводить по ней информацию.




















































































































Тема урока:
«История юбки, юбка в русском национальном костюме. Размерные признаки, необходимые для построения клиньевой юбки».
Цели урока:
Образовательная: способствовать формированию новых понятий и практических умений:
Национальный костюм;
Поясное изделие ;
Размерный признак;
Типология женской фигуры;
Правила снятия мерок.
Развивающая: формирование творческого воображения, видов мышления:
Наглядно-действенного;
Наглядно-образного;
Абстрактно-логического;
Воспитательная: Формирование у обучающихся эстетического восприятия национального и современного костюма, гармонии цвета и формы.
Форма урока: комбинированный урок с элементами решения проблемных задач.
Материально – техническое обеспечение урока:
Презентации;
Рабочие тетради;
Сантиметровые ленты;
Шнурки;
Инструкционно-технологические карты
План урока:
Организационный момент;
Объяснение нового материала;
Практическая часть;
Закрепление нового материала;
Подведение итогов;
Домашнее задание.
Ход урока:
Организационный момент:
- приветствие обучающихся;
-проверка готовности обучающихся к уроку;
-знакомство детей с задачами урока:
Сегодня на уроке  мы познакомимся с историей развития поясного изделия. Посмотрим разнообразие юбок в национальном и современном костюме. Вы сможете, используя типологию женской фигуры, не только познакомиться с новыми размерными признаками, с их назначением и правилами снятия мерок, но и сможете обмерить фигуру, с целью расчета и построения базовой основы клина. Если Вам интересен процесс изготовления изделия, а главное конструирования, моделирования и раскроя, для вас нет ничего невозможного, каждый раз надевая сшитые Вами вещи, Вы будете неотразимы!  Шитье  - увлекательное занятие, которое заинтересует и самого маленького "заказчика". Вы  сами будете участвовать в выборе тканей, фасона и декорирования (стразами, аппликациями, вышивкой) своей будущей одежды. Работа предстоит интересная и разнообразная, поэтому будьте внимательны. К тому же, изученный материал очень пригодится в жизни. А теперь в рабочих тетрадях запишите число и тему урока.
Объяснение нового материала по теме: «История развития юбки».
Сегодня мы с вами попробуем проследить краткую историю развития юбки. Ваша задача: во время просмотра следить за моей речью и в рабочей тетради зарисовать траекторию развития юбки, а так же записать новые слова. Они нам с вами пригодятся в конце нашего урока. И так начинаем просмотр презентации.





Людям не сразу пришло в голову разделить одежду на мужскую и женскую. Тысячелетиями в этом не видели нужды. У зарождавшихся цивилизаций: набедренная повязка, фартук, подобие юбки почти не имели различий по полу, возрасту и положению Но эволюция быта, нравственных, эстетически, этических и религиозных представлений изменили одежду.  У молодых мужчин древних цивилизаций она осталась короткой, у почитаемых и знатных - удлинилась. Женская одежда, став более закрытой, отличалась и более длинной юбкой. Древние гречанки и римлянки обходились без юбок, их одежда состояла в основном из туники и плаща. (слайд №2, 3)
В XVII век. Лидерство в моде переходит к Испании. Амбиции знатных дам нашли свое выражение в необъятной ширине юбок, которые располагались в несколько ярусов или набивались конским волосом. Юбки стали настолько тяжелыми, что женщины не могли их носить. И тогда придумали для юбок каркас из обручей. Обруч по-испански   «вердуго», поэтому юбки на каркасе получили название «вердугадо». Обтянутые парчой, украшенные драгоценностями, такие юбки были очень дороги. Юбка тех времен - это целое сооружение; установив ее на полу в нее просто «входили», а потом пристегивали к корсету. (слайд №4,5)










(слайд № 6) К XVIII веку дамская мода совершила очередной виток: вернулась к юбке в виде купола. Законодательницами стали актрисы, хотя при первом появлении в таких юбках на театральных подмостках они были жестоко освистаны. Женщины «третьего» сословия поступили иначе: они сократили количество обручей своих юбок; ниже колен ткань ниспадала свободным воланом. (слайд № 7)






К семидесятым годам  XVIII века снова становится популярным шлейф: на время танцев было принято отстегивать его или закладывать в особые карманы в складках юбки. Анализируя изменение формы и длины юбки, мы останавливаемся на эпохе правления Екатерины Великой. Разнообразие юбок связано было с «Уложением» длины шлейфов. В истории юбки мы опять находим подтверждение тому, что почти все сословия не упускали случая, чтобы даже с ее помощью подчеркнуть значимость своей персоны. Придворный статус определял длины шлейфов: королеве – 11 локтей, дочерям королевского дома – 9 локтей, дальним королевским родственницам – 7 локтей, герцогиням - 3локтя. Но самый внушительный шлейф был у коронационного платья Екатерины Великой – длиной 70 метров, шириной 7 метров, его несли 50 пажей.
   (слайд № 8)Трудно сказать, куда завела бы юбку безрассудная мода, если бы не вмешательство врача-гигиениста Тронкини. Этот шведский ученый настоятельно рекомендовал дамам длительные прогулки, уверяя, что нет лучшего средства, чтобы сохранить фигуру и хорошее самочувствие. Каркас, мешавший таким прогулкам, был удален, а подол юбки подобрали. К середине прошлого века металлический каркас был заменен на кринолин: льняной чехол, проплетенный конским волосом, который был вскоре заменен на проволочный каркас, а так же появился турнюр – волосяная подушечка, которая крепилась на талии со стороны спины.










(слайд № 9)К концу XIX века женская одежда упрощена. В это время в повседневном костюме женщины все больше места занимает ансамбль - блузка и юбка. Юбка становится самостоятельным поясным изделием.    Общим для всех видов юбок вплоть до начала XX века было то, что они полностью закрывали ноги женщины.
Демократизация жизни современного общества раскрепостила моду, сделала ее свободной, удобной, практичной, отвечающей условиям жизни. «Хромая юбка» (Humpelrock) длинная дамская юбка, так сильно зауженная в щиколотке, что женщины во время ходьбы прихрамывали. Была модна в 1910-1914 годах и является интересным примером того, как мода иногда отбрасывает все разумные доводы. Приведем цитату из источника того времени: «В ней (этой юбке) скрыта возможность скромно выделиться, в ней содержится даже некоторый намек на гротеск, этот туалет является искажением традиции. Сама история его возникновения выглядит довольно странной. Сначала ни одна из театральных знаменитостей не хотела принять эту сенсационную модель дома Пакен. Даже актриса Сара Бернар (18441923 гг.), которая уже ввела в моду много смелых новинок, отвергала ее, сознавая свой преклонный возраст. Однако, в это время, актрисе Цецилии Сорель, которая до сих пор славилась очень тонким вкусом в выборе одежды, понадобился особый костюм для особой роли. По роли она должна была простоять длительное время, опершись о колонну, а затем, самым элегантным образом отделить от нее свою фигуру, что могло быть достигнуто только объединением всех важных линий и плоскостей туалета в единое орнаментальное, органически связанное целое, не противоречащее контуру женской фигуры. «Хромая юбка», казалось, выполняла эти требования, тем более что она не выглядела при этом карикатурно, как при хождении. К несчастью, полусвет нашел в этой новинке то, в чем нуждался. А поскольку уже длительное время он был в определенном смысле посредником моды для остального общества, и другие круги приняли это негармоничное, возмутительное швейное изделие. Так одежда, сковывавшая движения, рассчитанная на скульптурную позу, стала одеждой для выхода, балов, и нелепость победила без усилий, без боя, собственно говоря, против воли».
(слайд №10)Килт  предмет мужской [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], традиционная одежда горцев [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Килт представляет собой кусок ткани, обёрнутый вокруг талии и закреплённый с помощью пряжек и ремешков; традиционно килт носится вместе со специальной сумочкой для денег и других небольших вещей, называемой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Килт может быть «большим» или «малым». Исторически большой килт был достаточно длинным, чтобы его можно было закинуть на плечо или укрыться под ним в плохую погоду. Килт изготовляется из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ткани с традиционным шотландским рисунком из клеток и полос  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] такой материал известен как «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»).



(слайд № 11)В государстве Российском широкое распространение юбка получила в национальном костюме и называлась ПОНЕВА.
Понева - это древнейший тип русской крестьянской одежды для замужней женщины. Шилась понева, как правило, из клетчатой ткани домашнего изготовления, носилась и в будни и в праздники. Первое надевание поневы происходило очень торжественно. Обычно крестьянка имела в своем распоряжении 10-15 понев: для «великих праздников», для воскресных и будничных дней, для большого и малого траура. Понева надевалась на рубаху, затем надевался передник "запан», иногда с рукавами, далее "навершник» - тип укороченной рубахи, и другие детали и украшения. Головной убор также состоял из нескольких частей: твердой основы - "кички» и мягкого верха - "сороки», дополняемых множеством деталей. Обычно, род шерстяной юбки длиной до щиколоток, в простейшем случае, распашной, т.е. с разрезом (несшитой) спереди или сбоку, в более совершенном виде с прошвой, т.е. со вставкой в разрез куска иной ткани, например холщевой с декоративной вставкой.




(слайд №12)Может быть, женщина так никогда и не надела бы брюки, постоянно оставаясь восхитительным украшением мужчины, но война заставила многих особ женского пола выйти на производство для замены ушедших на фронт мужчин. Так, во время Первой Мировой женщины одели комбинезоны и бриджи, которыми пришлось заменить пышные юбки в целях безопасности.
Тогда, в 1915 году это было неимоверной наглостью с женской стороны, но другого выхода не было. Брюки настолько понравились девушкам, что уже 20-е годы отмечены поколением «флэпперов» - девушек-мальчиков с короткой стрижкой и подтянутой спортивной фигуркой. Они покоряли мотоциклы, аэропланы и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Виды юбок по длине

Мини-юбка



Миди-юбка



Макси-юбка



Виды юбок по видам кроя

Прямая юбка


Клиньевая юбка


Коническая юбка








4

3

1

2

1

3

2

4

5

Конструктивное

Художественное


1915г. женские брюки



18в Екатерина Великая
Шлейф

18в.
Кринолин турнюр

Шотландия. мужская юбка - килт

19в. «хромая юбка»

Складки

Встречная

Бантовая

Односторонняя

Сложная

МОДЕЛИРОВАНИЕ


Подрез

Россия - понева

Д.Греция
Плащ и туника

17в. Испания вердуго вердугадо

Кокетка

Прямая

Овальная

С внешним углом

С внутренним углом

Накладная

Фигурная