Конспект урока по технологии на тему Моделирование юбок (6 класс)


Тема урока: МОДЕЛИРОВАНИЕ ЮБОК
Цели: научить учащихся на основе прямой юбки выполнять различные модели юбок; воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать аккуратность; развивать логическое мышление, конструкторские умения.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, цветная бумага, шаблоны деталей юбки, плакаты, журналы мод, ножницы, клей, линейка, калька, инструкционные карты.Ход урока
I. Организация урока.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Повторение пройденного материала.
Устный опрос.
Из каких деталей состоит юбка? (слайд №4)
Какое полотнище прямой юбки больше?
Назовите конструктивные линии прямой юбки.
Как рассчитать сумму вытачек прямой юбки?
Что собой представляет моделирование?
III. Изучение нового материала
Изучение материала происходит одновременно с выполнением практической работой по моделированию. На основе чертежа прямой юбки можно смоделировать огромное количество фасонных юбок: узких и широких, длинных и коротких, с кокетками спереди и сзади, с разрезами и складками различной формы. Построение чертежа прямой юбки выполняется таким образом, что были получены чертежи двух частей: переднего и заднего полотнищ. Для моделирования эти части необходимо разделить (разрезать по линии бока), поскольку моделируется каждая ее часть.
Объяснение учителя о различных приемах моделирования.
На сегодняшнем уроке вы закрепите и расширите свои знания о моделировании.
- что такое моделирование ?Моделирование - это создание одежды новой по фасону и отделке.
На основе базовой конструкции, по одной и той же выкройке, можно сшить изделия разных фасонов. Для этого в готовую выкройку вносят необходимые изменения и дополнения. Таким образом, можно зрительно увеличить или уменьшить рост и объём фигуры, скрыть ее недостатки и подчеркнуть достоинство. Важную роль играет выбор рисунка и цвет ткани, это также влияет на внешний вид изделия и человека. Все это является моделированием.
Существует три принципа моделирования:
соответствие модели одежды внешнему и внутреннему облику человека;
соответствие одежды ее назначению;
соответствие используемого материала форме и назначению одежды.
Для создания новой модели необходимо иметь немного фантазии, чтобы представить себе новую модель в пространстве, уметь выполнять некоторые приёмы моделирования.
Самый простой способ моделирования это изменение длины.
Изменение длины
П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь в п о л н е н и я р а б о т ы:
Изменение длины – один из самых простых способов
моделирования. Если не обходимо уменьшить длину изделия, то надо на лекалах переда и спинки провести новую линию низа параллельно нижнему срезу на таком расстоянии, на сколько, необходимо уменьшить длину, и срезать лишнюю часть лекала. (слайд №5)
Если необходимо увеличить длину изделия, то к лекалу спинки и переда по низу приклеивают дополнительный лист бумаги, продлевают линию бокового среза и откладывают нужную величину длины изделия, проводят линию низа параллельно предыдущей, лишнюю часть бумаги срезают. (слайд № 5)
Расширение юбки по линии низа
П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь в п о л н е н и я р а б о т ы:
На чертеже переднего и заднего полотнищ со стороны бокового среза отложить по линии низа требуемое расширение (3-5 см). затем соединить полученные точки Н3 и Н4 с линиями бокового среза, проведя касательные прямые к линиям боковой вытачки. (слайд № 6)
Сужение юбки по линии низа
П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь в п о л н е н и я р а б о т ы:
На чертеже переднего и заднего полотнищ со стороны бокового среза уменьшить ширину юбки по линии низа на желаемую величину (точки Н3 и Н4). Затем точки соединить с точкой Б2 на линии бедер. Лишние части выкройки отрезать. (слайд № 7)
Расширение прямой юбки методом закрытия выточек
Очень удобная в носке расширенная прямая юбка. Такое расширение несложно выполнить путём закрытия выточек на основе чертежа прямой юбки. (слайд №8)
П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь в п о л н е н и я р а б о т ы:
По осевым линиям выточек переднего и заднего полотнищ провести вертикальные прямые линии до их пересечения с линией низа и разрезать выкройки по этим линиям.
Раздвинуть выкройки в нижней части до полного закрытия вытачек.
Оформить линию низа плавной линией. (слайд № 8)
Складки – это сгиб ткани, которые делаются для создания определённой свободы покроя. Чтобы складки имели вид, их надо точно наметить, аккуратно застрочить и приутюжить. Складки могут быть одно- двухсторонними. Двухсторонние складки закладываются ребром навстречу друг другу ( встречные) или в разные стороны (бантовые). Для выполнения складок необходимо предусмотреть прибавку на ткани на каждую из них.
Прямая юбка со складкой посередине
П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь в п о л н е н и я р а б о т ы:
Вырезать выкройку прямой юбки.
Наложить выкройку на бумагу, обвести и к середине юбки прибавить глубину односторонней (8,0 см) или встречной (12,0 см) складки. (слайд №9)

Юбка с двумя односторонними складками
П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь в п о л н е н и я р а б о т ы:
Вырезать выкройку передней детали прямой юбки.
Провести вертикальную линию вниз, продлив среднюю линию вытачки.
Выкройку разрезать по намеченным линиям и по боковым сторонам вытачки.
Обе части выкройки раздвинуть на ширину складки (10-12см), расширив боковую сторону юбки на 3…4 см. Обвести деталь новой конфигурации.(слайд №10)
Моделирование юбки с кокеткой
Рассмотрите получение кокетки и объясните способы моделирования юбок с кокеткой на различных фасонах.
Какую роль выполняет кокетка в юбке?
Где может располагаться кокетка?
Как может быть представлена линия кокетки при моделировании?
Комментированный показ способа получения кокетки.
(слайд №11)
Кокетки в юбках находят очень широкое применение. Они обеспечивают точную посадку юбки на фигуре, особенно при изготовлении юбки из плотной ткани. Конструктивные линии кокетки делают юбку более нарядной, зрительно удлиняют фигуру. Кокетка может быть как на переднем, так и на заднем полотнище, или на обоих сразу.
При моделировании линия кокетки может представлять собой прямую, кривую или ломаную линию, которая, как правило, проходит через конец выточки. Если линия кокетки расположена выше конца выточки, то ее верхнюю часть закрывают, а оставшуюся на полотнище часть вытачки включают в рельефы, складки и другие конструктивные линии. Если линия кокетки расположена ниже конца вытачки, то ее, либо сохраняют, либо удлиняют до линии кокетки и потом закрывают.
Через конец вытачки переднего (или заднего) полотнища провести прямую линию кокетки АБ.(слайд.№12)
Разрезать выкройку по этой линии и из отрезанных верхних частей сложить кокетку, закрыв при этом вытачку. Верхний и нижний срезы кокетки оформить плавной линией.
Теперь рассмотрим, как применяются эти и некоторые другие способы моделирования юбок на конкретных фасонах.
Юбка, расширенная в низу, с кокеткой
П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь в п о л н е н и я р а б о т ы:
Если мы с вами расширим низ и смоделируем кокетку, то получим новую форму изделия. Форма кокетки может быть любой: прямой, фигурной, ломаной. (слайд № 13) На выкройке переда наносят линию кокетки и вертикальные линии, по которым будут производиться расширение низа. Выкройку разрезают по намеченным линиям, раздвигают. Для получения новой выкройки изменённую и разрезанную старую накладывают на новый лист бумаги, обводят, оформляют линию низа и линию кокетки. Моделирование кокетки делают не только на передней части изделия, а также можно сделать и на спинке.
Юбка с кокеткой и встречной складкой спереди
П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь в п о л н е н и я р а б о т ы: (слайд № 14)
Провести линию кокетки через конец вытачки.
Отрезать кокетку, вытачку закрыть. Верхний и нижний срезы кокетки оформить плавными линиями.
Параллельно линии середины переднего полотнища провести прямые линии, обозначающие глубину встречной складки. Достроить лекало в верхней части складки, как показано на рисунке.

Встречные складки – это такие, у которых на лицевой стороне сгибы ткани направлены навстречу друг другу, а на изнаночной – в разные стороны.
V.Самостоятельная работа.Учащиеся при помощи шаблона переднего и заднего полотнищ прямой юбки выполняют моделирование при помощи инструкционной карты.
V. Целевой обход учителя.Учитель обходит учащихся, контролирует и дает индивидуальные консультации, проверяет правильность выполнения работы.
VI. Анализ и оценка урока.
Провести анализ урока, сделать замечания по допущенным ошибкам, показать лучшие работы, выставить оценки.
VIII. Практическая работа.
«Моделирование прямой юбки».Учитель рассказывает и показывает на чертеже, как расширить юбку по линии низа, сузить юбку по линии низа, изменить длину юбки, расширить прямую юбку методом закрытия вытачек, расширить прямую юбку методом частичного закрытия вытачек и дополнительного разреза, моделирование юбки с кокеткой.
Учащиеся по шаблону обводят заднее и переднее полотнища в рабочей тетради, цветным карандашом наносят изменения, затем переносят это на кальку или цветную бумагу и выполняют моделирование.
Учащиеся делают в рабочей тетради эскиз модели при помощи шаблона, переносят на кальку или цветную бумагу и выполняют моделирование
VII. Домашнее задание.
Выбрать модель юбки для себя. Построить на большом листе бумаги чертеж юбки в М 1:1, выполнить моделирование.