План-конспект. Тема по программе «Виды Отделки швейных изделий».


План-конспект. Тема по программе «Виды Отделки швейных изделий».
Тема раздела: «Технология обработки отдельных деталей и швейных узлов».
Тема занятия: «Изготовление аппликаций на ткани с использованием полиэтилена».
I. Дидактическое обоснование урока
Цели урока:
Образовательные – формирование, закрепление и совершенствование знаний и умений по технологии изготовления клеевой аппликации на ткани.
Развивающие – развитие творческих, художественных способностей учащихся; расширение их кругозора; развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля, умений сравнивать, анализировать, принимать решения и аргументировать их.
Воспитательные – формирование интереса к декоративно-прикладному искусству; привитие эстетического вкуса; воспитание аккуратности, ответственности за качество выполняемой работы.
Методы обучения: практическая работа.
Методическое оснащение урока
1. Материально-техническая база:
Кабинет трудового обучения;
Инструменты: ножницы, утюг, чертежные принадлежности;
Приспособления: булавки;
Материалы: кусочки ткани, полиэтилен, слюда, бумага для изготовления выкроек и зарисовка эскизов.
2. Дидактическое обеспечение:
Учебник, рабочая тетрадь;
Плакат «Виды отделки швейных изделий»;
Образцы с аппликациями, рисунки аппликаций;
Инструкционная карта;
Образцы пооперационной обработке аппликаций;
Образцы готовых швейных изделий с аппликацией.
Тип урока: комбенированный.
Межпредметные связи: математика, черчение, рисование.
Ход урока подробно показан в таблице 6.
Таблица 6
II. Ход урока
1. Вводный инструктаж
1.1 Начало урока, проверка явки и готовности учащихся к уроку. (5 мин)
2. Постановка и мотивация целей творческой работы
«Сегодня мы будем изучать технологию клеевой аппликации. Это очень красивый вид отделки.
Конечно, если аппликация выполнена качественно и со вкусом. Поэтому. На ряду с главной целью нашего урока – учиться изготавливать аппликацию, не менее важной целью является развитие вашего эстетического вкуса и художественных способностей.
Кроме этого, все материалы сейчас стоят очень дорого, поэтому важно научиться использовать каждый кусочек с пользой, рационально и экономно.
Одной из главных задач, которые я ставлю перед собой и перед вами каждое занятие – качественно и аккуратно выполнять работу, иначе самая красивая вещь (в данном случае аппликация), выполненная небрежно, не качественно – испортит любое, самое шикарное изделие…».
3. Актуализация опорных занятий и опыта (повторение пройденного материала).
3.1 «Давайте вспомним, какие виды отделки швейных изделий мы уже изучили или упоминали при изучении других тем…» (варианты ответов: оборки, рюши, буфы, кант, тесьма, вышивка, кружево, шитье, отделочные швы – защипы, скадочки, рулик…); (5-10 мин)
3.2 «Сегодня мы будем работать с утюгом и ножницами, поэтому необходимо вспоминать правила безопасной работы с этими инструментами и оборудованием…»;
Учащиеся отвечают, что ножницы относятся к ручным инструментам, рассказывают – какие требования предъявляются при работе с ними; вспоминают, что утюг относится к электронагревательным приборам, рассказывают о правилах безопасности, которые нужно соблюдать при работе на утюжительном месте. (5-10 мин)
3.3 «Сегодня мы будем работать только с хлопчатобумажными тканями, поэтому необходимо вспомнить, какими свойствами она обладают, как определить лицевую поверхность этих тканей». 4. Изучение нового материала (объяснительный тип обучения).
1.4.1 «Аппликация – это вид отделки, который широко применяется для украшения одежды, салфеток, панно, ковриков и других изделий. Для аппликаций подойдут любые кусочки тканей, кожи, меха, фетра, замши, драпа, а также тесьма, бусы, бисер, пуговицы и другие материалы. Клеевая аппликация выполняется преимущественно из хлопчатобумажных и хлопкоподобных тканей…»;
4.2 Технология изготовления аппликаций на ткани с использованием полиэтилена:
а) Сначала необходимо выбрать или нарисовать рисунок аппликации. На этом этапе работы вы должны учитывать свои интересы и способности;
б) Заготовка шаблонов рисунка на более плотной бумаге (с помощью копировальной бумаги рисунок переносится на картон), нумерация деталий, вырезание шаблонов;
в) Подбор тканей для изготовления аппликации по подобранному рисунку;
г) Определение необходимого размера каждого лоскута ткани, приклеивание полиэтилена к лоскуткам с помощью слюды;
д) Выкраивание детали аппликации на заготовленных лоскутах по выполненным шаблонам. (Обратить внимание на правильность накладывания шаблонов на лоскутки, соответствие лицевой стороны шаблона и ткани);
е) Приклеивание деталей аппликации на основную деталь (образец), по заданному рисунку.
4.3 Изучение инструкционной карты по технологии изготовления клеевой аппликации, осмысление изученного. (15-20 мин)
5 Закрепление нового материала (проверка понимания и запоминания).
А) Какова последовательность формирования пакета для склеивания (ответ: сначала кладется ткань, потом – полиэтилен, затем – слюда); (15-20 мин)
б) Каково назначение полиэтилена при изготовлении аппликации (ответ: полиэтилен играет роль клея);
в) Каково назначение слюды при склеивании пакета (ответ: слюда предохраняет второй клеевой слой при наклеивании первой поверхности полиэтилена к кусочку ткани). 6 Подведение итогов, выводы. (5 мин)
7. Текущий инструктаж.
7.1 Подготовка рабочего места:
Необходимые принадлежности для работы:
а) Листок бумаги в клетку для рисунка, карандаш, резинка, линейка…;
б) Альбомный лист или картон, копировальная бумага, карандаш, ножницы для изготовления шаблонов деталей аппликации…;
в) Кусочки х/б тканей разных цветов и рисунков, полиэтилен, слюда;
г) Основная деталь – образец; утюг.
Напоминание еще раз правила безопасности работы при работе с ножницами и электроутюгом (инструктаж по охране труда).
Объяснение критериев оценки результатов работы:
Сначала каждый должен проверить свою работу – самоконтроль;
Потом проверить работу друг друга – взаимоконтроль;
Учитель оценивает работу по критериям
1) Фантазия, оригинальность, красота аппликации – творчество;
2) Качество выполнения аппликации, соблюдение технологий изготовления.
7.2 Самостоятельная творческая работа учащихся при минимальной необходимой помощи учителя индивидуально каждому учащемуся, в случае необходимости корректировки работы учащихся. 8. Заключительный инструктаж.
8.1 Оценка выполнения работ:
А) само- и взаимоконтроль;
Б) Оценка учителя: творческая и технологическая.
8.2 Подведение итогов урока. Положительные и отрицательные моменты на уроке, допущенные ошибки, достигнутые результаты.
8.3 Сдача рабочих мест и уборка кабинета.