Рабочая программа по МХК 9 класс, составленная на основе авторской (Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская)

13 EMBED Word.Document.8 \s 1415


Пояснительная записка

Статус документа
Рабочая программа «Исскуство 9 класс» выполнена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы Г.П.Сергеева, И.Э. Кашенкова, Е.Д. Критская (Программы общеобразовательных учреждений «Музыка» 1-7 классы. «Искусство» 8-9 классы) – Москва «Просвещение, 2010 г. к учебнику «Искусство» 8-9 классы. Авторы: Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. – Москва «Просвещение, 2012 г.
По авторской программе на изучение предмета «Искусство» отводится 35 часов, в авторскую программу внесено изменение – уплотнена на 1 час в разделе «Искусство и открытие мира для себя».
Структура документа
Рабочая программа включает в себя следующие разделы: титульный лист; пояснительная записка; содержание программы; требования к уровню усвоения предмета; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения.
Цель программы: - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
- воспитание художественного вкуса;
- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
- формирование умений и навыков художественного самообразования.

Общая характеристика
Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.
Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.
Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю.Б. Борев, Н.И. Киященко, Л.Н. Столович, Б.А.Эренгросс и др.), культурологии (А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, В.С. Библер, Ю.М. Лотман, А.Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л.В. Высотский, Д.К. Кирнарская, А.А. Мелик-Пашаев, В.Г. Ражников, С.Л.Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д.Б.Кабалевский, Б.М. Неменский, Л.М. Предтеченская, Б.П. Юсов и др.).
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
- развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
- приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
- овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Специфика программы. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить свое конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, все науки» (Л.В. Горюнова). Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьникам, они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.
Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, в театры, кино и концертные залы.
На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную
деятельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т.п. – становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.
Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.
При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпритаций учителем и учащимися.
В структуировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т.е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Музыка», «Литература», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.
Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.
Программа основана на постижении идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень её содержания – выявление функций искусства: познавательно-эвристической, коммуникативно-семиотической, ценностно-ориентирующей, социально-организующей, практической, воспитательной, зрелищной, внушающей и др. Раскрытие этих функций осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов искусства с учётом того, что одно и то же содержание может быть выражено разными средствами.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные/антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др.).
Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся 8-9 классов:
- эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к их познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
- осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);
- воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированность практических умений и навыков, способов художественной деятельности;
- личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;
- перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучение других школьных предметов; и представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни и досуга и др.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане МОУ «Гимназия № 7» на изучение предмета «Искусство» в 9 классе на базовом уровне отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Содержание программы

Раздел 1. Воздействующая сила искусства
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определённый образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации личности. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.

Примерный художественный материал
Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т.п.).
Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.
Изобразительное искусство. Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаика, граффити).
Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи, способы и формы бытования, её функции (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка в храмовом синтезе искусств. Возвышенность религиозно-нравственных идеалов (Литургия, Всенощное бдение, Месса и др.). Использование музыки в тоталитарных режимах: от высокой музыкальной классики до массовых жанров (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни). Значение песен военных лет и песен на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А Рыбников и др.). Многообразие направлений в современной эстрадной отечественной и зарубежной музыке. Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, В. Цой и др.; современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж.Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджералд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).
Литература: Произведения поэтов и писателей XIX- XXI вв. (Л. Толстой, Б. Пастернак, И. Шмелев и др.). Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов песенников.
Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40-50-х годов ХХ в. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся
Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др. В которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.
Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.
Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.
Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее
Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предсказание сложных коллизий XX-XXI вв. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Примерный художественный материал
Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.
Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Чёрный квадрат» К. Малевича, «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведения Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).
Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Э. Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузеен, Ч. Айвз и др.). Рок-музыка.
Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы Х. Райнла «Воспоминания о будущем», К. Коламбуса «Гарри Поттер», Л. Бессона «Пятый элемент», А. Тарковского «Солярис», В. Левина «Капитан Немо» и др. (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся.
Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.
Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.
Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».

Раздел 3.Дар созидания. Практическая функция искусства
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции лёгкой и серьёзной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидения. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

Примерный художественный материал
Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.
Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирубщие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.); монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).
Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений – по выбору учителя).
Литература. Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лесков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе – по выбору учителя).
Экранные искусства. Театр. Кинофильмы: «Доживём до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахназарова, «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербурские зонтики» Ж. Деми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Муленруж» Б. Лурмена и др. (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся.
Выполнение проекта (рисунок, чертёж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиза-проекта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекриации, столовой.
Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики.
Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Украшение или изготовление эскиза украшения (художественная роспись, резьба, лепка) предмета быта.
Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта (серьёзной и лёгкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, и художественное оформление.
Проведение исследования на тему «Влияние классической/популярной музыки на состояние домашних растений и животных».

Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства – новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства. Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.

Примерный художественный материал
Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.
Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асиметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о системе мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера..
Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя).
Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин – химик и композитор; М. Чюрлёнис – композитор, художник, писатель; С. Рихтер – пианист и художник; В. Наумов – режиссёр и художник; С. Юдин – хирург, ценитель музыки, А. Эйнштейн – физик-теоретик, скрипач и др.).
Литература. Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, П. Гоголь, С. Есение, И. Бунин, И. Шмелёв – из программы по литературе по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся.
Исследовательский проект «Пушкин – наше всё» - воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами разных видов искусства. Создание компьютерной презентации, театрализованных постановок, видео – и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.

Тематическое планирование


п/п
Темы занятий
Кол-во
часов

1
Воздействующая сила искусства
9

2
Искусство предвосхищает будущее
7

3
Дар созидания. Практическая функция искусства.
11

4
Искусство и открытие мира для себя
7


Итого
34


Требования к уровню подготовки учащихся:

- представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентаций современного человека;
- понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);
- ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;
- понимать особенности художественного языка разных видов искусства;
- осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства, используя современные технологии;
- выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;
- использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.










Календарно-тематическое планирование


уроков
Разделы и темы
Кол-во
часов
Дата по плану
Дата по факту

I
Воздействующая сила искусства.
9



1-3
Искусство и власть.
3
01.09-
05.09
07.09-
12.09
14.09-
19.09


4-5
Какими средствами воздействует искусство.
2
21.09.-
26.09
28.09-
03.10


6-7
Храмовый синтез искусства.
2
05.10-
10.10
12.10-
17.10


8-9
Синтез искусства в театре, кино, на телевидении.
2
19.10-
24.10
26.10-
31.10


II
Искусство предвосхищает будущее
7



10-11
Дар предвосхищения
Какие знания даёт искусство
2
09.11-
14.11
16.11-
21.11


12
Предсказания в искусстве.
1
23.11-
28.11


13-14
Художественное мышление в авангарде науки
2
30.11-
05.12
07.12-
12.12


15-16
Художник и учёный
2
14.12-
19.12
21.12-
26.12


III
Дар созидания

11



17
Эстетическое формирование искусством окружающей среды
1
11.01-
16.01


18
Архитектура исторического города.
1
18.01-23.01


19
Архитектура современного города.
1
25.01-
30.01


20
Специфика изображений в полиграфии.
1
01.02-
06.02


21
Развитие дизайна и его значение в жизни современного
общества
1
08.02-
13.02


22
Декоративно-прикладное искусство
1
15.02-
20.02


23-24
Музыка в быту.
Массовые общедоступные искусства
2
22.02-
27.02
29.02-
05.03


25-26
Изобразительная природа кино
Музыка в кино.
2
07.03-
12.03
14.03-
19.03


27
Тайные смыслы образов искусства, или Загадки
музыкальных хитов
1
31.03-
06.04


IV
Искусство и открытие мира для себя
7



28-29
Вопрос себе как первый шаг к творчеству.
2
07.04-13.04
14.04-
20.04


30
Литературные страницы
1
21.04-
27.04


31-34
Исследовательский проект «Пушкин – наше всё»
4
28.04-
04.05
05.05-
11.05
12.05-18.05
19.05-
25.05









Учебно-методическое обеспечение:


Для учащихся:
Искусство 8-9 класс. Авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина. – 2-е издание.- М.: Просвещение, 2012.



Для учителя:

1. Программа «Музыка 1- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г., Искусство 8-9 класс.


2.Методическое пособие. Авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина. – 2-е издание.- М.: Просвещение, 2012.




Рассмотрено на заседании кафедры
искусств
протокол № _1_
от «26» августа 2015г.
Руководитель кафедры
___________/Т.А. Терёхина/




Согласовано
Заместитель директора по УВР
_____________/Е.В. Сургай/

«28» августа 2015













13PAGE 15


13PAGE 141115




Root Entry