Программа пришкольного лагеря дневного пребывания Патриот


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Голубой Факел»
Утверждаю ___________________
Начальник ДОЛ «Апельсин» Н.Р. Нуралина
Согласовано ___________________
Директор школы А.В. Ивашина
Рассмотрена на заседании методсовета школы
Протокол № 5

Тип программы: модифицированная
Возраст детей: 6,5-17 лет
Срок реализации: 21 день
Автор: Артыкбаева Жамиля Туремуратовназаместитель директора по ВР


п. Голубой Факел
2016
Пояснительная записка
Приближается лето – пора каникул и долгожданных отпусков. Для мальчишек и девчонок каникулы - это отдых, дающий возможность восстановить физические и психические силы, позволяющий укрепить организм.
Поэтому многие родители задаются вопросами, как правильно организовать летний отдых детей и подростков. 
Одной из форм организации свободного времени детей является пришкольный лагерь.
Отдых детей в пришкольных оздоровительно-образовательных лагерях уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Здесь дети могут получить дополнительные знания, поправить здоровье и просто отдохнуть. Весь педагогический коллектив лагеря ориентирует свою работу на развитие патриотической личности и формирование навыков здорового образа жизни.
По своей направленности программа лагеря дневного пребывания «Патриот» является комплексной. Она включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря дневного пребывания.
Актуальность программы
Патриотизм-любовь к Родине,преданность,отвественность и гордость за нее,желание трудиться на её благо,беречь и умножать её богатсва –формируется в раннем школьном возрасте .Невозможно воспитать чувство собственного достоинства,уверенность в себе,а,следовательно полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества.
Педагогическая целесообразность программы
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Поэтому для решения задач данной программы применяются наиболее эффективные методы и приемы: активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через совместные встречи,дела,экскурссии,ИКТ.
Программа позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Процесс организации воспитательной работы в летнем лагере направлен на вовлечение ребенка в общественную жизнь с учетом его индивидуальных способностей, выработку ценностного отношения к здоровому образу жизни и формирование на этой основе его нравственного, эстетического, гражданского сознания.
Новизна программы заключается в вовлечении детей в условиях пришкольного лагеря дневного пребывания в разработку и реализацию социально-значимых проектов. Программы прошлых лет имели целью сохранение и укрепление эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья, правильного психо-физического развития учащихся, посредством вовлечения детей в интеллектуальную, спортивно - игровую деятельность.
Для изучения истории, природы и достопримечательностей нашей малой Родины , знакомства с героями- земляками, предполагается проведение экскурсий, встреч, посещение библиотек, соревнований, эстафет.
Понятийный аппарат
Познавательная деятельность-  сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний … 
Исследовательская деятельность - деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования.
в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы
Концептуальная идея по реализации программы - организация естественных и разнообразных для соответствующего возраста форм детской активности (познание, игра, общение, самодеятельность, исследование, самоуправление),способствующих самореализации потенциала детей и подростков в процессе социально-значимой деятельности.
Условия реализации программы
Программа направлена на воспитание чувства сопричастности ребенком себя к своей Родине, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, на развитие морально — волевых  качеств личности, путем общего оздоровления их организма.
       Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
Организационный модуль
Задачи:
Познакомить детей,создать предпосылки для создания команды из временного детского коллектива
Предъявит единые педагогические требования к режиму дня и дисциплине
Узнать увлечения, характеры и склонности ребят, выявить лидеров
Познакомить детей с содержанием смены, откорректировать план работы с учетом предложений и пожеланий ребят.
               Формы работы:
планирование;
подготовка к лагерной смене;
оформление лагеря;
подготовка материальной базы;
распределение обязанностей;
подготовка к сдаче приемной комиссии;
организация питания в школьном оздоровительном лагере.
Физкультурно - спортивный модуль
     Задачи:
·Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
· Выработка и укрепление гигиенических навыков;
· Расширение знаний об охране здоровья.
Формы работы:
утренняя зарядка;
встречи с медицинским работником;
влажная уборка, проветривание;
беседы о вредных привычках;
организация питания воспитанников;
спортивные праздники;
конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни», «Олимпиада – 2014 года в Сочи»;
экскурсии, туристические походы;
работа спортивной секции;
подвижные игры на свежем воздухе;
цикл мероприятий по ПДД, правилам пожарной безопасности, правилам поведения на водоемах в летний период.
Творческий модуль
Задачи:
Воспитание у детей потребности, вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт.
    Формирование художественно-эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать свой труд.
    Развитие творческих способностей детей.
         Формы работы:
коллективно-творческая деятельность;
участие в поселковых и районных мероприятиях;
участие в общелагерных мероприятиях;
работа кружка «Умелые руки»;
конкурсы;
викторины.
Образовательный модуль
Задачи:
-Сформировать сознательное принятие базовых национальна ценностей;
-Воспитывать любовь к школе, своему селу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего отечества;
         Формы работы:
цикл экскурсий  «Исторические места и достопримечательности Домбаровского района»
беседы к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне;
разработка проекта ««Земляки-ветераны Вов»»
торжественная линейка  22 июня;
экскурсия в музей ДЦ «Радуга»
библиотечные часы;
викторины, конкурсы
соревнований, спортивных игр.
Организация кружковой деятельности
     Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период смены работаю постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.
Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.
Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:
изучение интересов детей;
презентация кружков в начале смены;
ознакомление детей с режимом работы кружков;
самоопределение детей и запись их в кружки;
деятельность ребят в кружках;
текущее отражение результатов деятельности детей;
подведение итогов работы кружков в конце смены.
В течение смены будут работать следующие кружки: Студия «Мастерица», «ЮИД», «Спортивные игры», «Инфознайка», «Детская аэробика», «Лепка».
Цель: формирование у подростков патриотического отношения к малой родине как части России через включение в социально-значимую и спортивно-оздоровительную деятельность.
Задачи:
- повышать уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и гражданской ответственности.
- развитие интереса к изучению родного края;
- организовать свободное время во время летних каникул, поддержать малообеспеченные семьи
Краткая характеристика участников программы
Данная программа  является комплексной, т.е. включает в себя два основных направления, заложенных в Образовательную программу школы:
духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
формирование здорового и безопасного образа жизни.
     Основной состав лагеря - это обучающиеся ОУ в возрасте 6,5 -17 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей и из семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Программа носит кратковременный характер, рассчитана на 21 день, II смены. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 10- 15 человек.
Методы работы и формы организации деятельности детей
Формы организации деятельности
Массовые Групповые Индивидуальные
Праздники
Конкурсы
Экскурсии, походы
Спортивные соревнования
КТД Отрядные огоньки
Беседы, КТД
Спортивно-оздоровительные мероприятия
Работа кружков и секций Индивидуальные беседы, тренинги
Методы оздоровления:
- витаминизация;
- закаливание;
- утренняя гимнастика;
- спортивные занятия и соревнования;
- беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике вредных привычек;
Методы воспитания:
- убеждение;
- поощрение;
- личный пример;
- вовлечение каждого в деятельность;
- самоуправление
Методы образования:
- словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог);
- экскурсии;
- игра (игры развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные, игры на развитие внимания, памяти, воображения, настольные, деловые игры); - проектно-конструкторские методы (разработка сценариев праздников, моделирование);
ситуации, создание творческих работ);
- практическая работа (упражнения, тренинги);
- наблюдения (запись наблюдений)
Предполагаемый результат
- Приобретенные подростками знания и умения в организации социально- значимой деятельности, при разработке и реализации проектов
- Понимание подростком собственных личностных изменений, планирование им дальнейших перспектив своего развития
– выявление одаренных ребят, способных к творческой, исследовательской деятельности;
– организация привлекательной формы досуга школьников, которая способствует профилактике асоциального поведения
- создание проектов «Земляки-ветераны Вов», «Оренбуржцы- Олимпийские чемпионы».
Результативность программы определяется при помощи мониторинга, а также наличием грамот, благодарностей, полученных детьми за различные общелагерные и межлагерные конкурсы и мероприятия. В течение смены отряды оформляют свои альбомы-летописи. В них освещается каждый прожитый отрядом день; наиболее яркие мероприятия, которые понравились, запомнились детям. Также заполняется календарь настроения. В конце дня каждый ребенок рисует значок цветом, соответствующим его настроению: красный цвет – отличное настроение, мне всё понравилось; желтый – хорошее настроение, но не всё мне было интересно; синий – плохое настроение, мне что-то не понравилось. На праздничном концерте, посвященном закрытию лагерной смены, ребята, сумевшие проявить себя в различных видах деятельности, награждаются грамотами и сладкими призами.
Механизм оценивания результатов реализации программы
Лагерь организуется для детей в возрасте от 6,5-17 лет.
Прием детей осуществляется на основании заявления родителей и на основании допуска медицинского работника.
На период функционирования лагеря назначаются: начальник лагеря, воспитатели, вожатые, медицинский работник, повара, работники кухни, технические служащие, работники дополнительного образования, деятельность которых определяется их должностными инструкциями. Каждый работник лагеря допускается к работе после прохождения медицинского осмотра с отметкой в санитарной книжке.
В лагере устанавливается определенный режим работы, утвержденный директором школы. Реализация программы предполагает четкую организацию жизни детей. Выбор форм работы определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей. Большое значение придается работе, направленной на формирование здорового образа жизни, борьбе с вредными привычками. Не менее важна организация кружковой работы, способствующая развитию творческих способностей детей.
В первой половине дня проводятся занятия по интересам, отрядные и общелагерные дела, трудовой десант, во второй половине - игры на свежем воздухе, коллективно-творческая деятельность.
Оценка качества реализации программы:
1. уровень достижения заявляемых в программе результатов (анкетирование , беседа, наблюдение , игра)
2. уровень удовлетворенности подростков от участия в программе (опрос, анкетирование детей и родителей о пребывании в ДОЛ).
3. качество организуемой деятельности (анализ)
Учебно-тематический план смены
№ Тема Всего часов Теория Практика
1 «Со спортом дружить - здоровым быть» 1 30 минут 30 минут
2 Правила дорожные знать каждому 1 30 минут 30 минут
3 «Сбережём нашу планету»
1 30 минут 30 минут
4  А.С. Пушкин - великий поэт России 1 30 минут 30 минут
5 Письма с фронта 1 30 минут 30 минут
6 Коллаж «Мы правнуки Победы!» 1 30 минут 30 минут
7 Нам дороги эти позабыть нельзя! 1 30 минут 30 минут
8 «Как не любить мне эту землю» 1 30 минут 30 минут
9 «О чём рассказала улица» 1 30 минут 30 минут
10 « В гостях у королевы Здоровья» 1 30 минут 30 минут
11 «Белокурая берёзка- символ Родины моей» 1 30 минут 30 минут
Список литературы
1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
3. История Отечества ХХ в. Под ред. В. П. Дмитриева, В. Д. Есакова и В. А. Шестакова. Дрофа, 2004.
4. Каюда Г.П. Проектно-исследовательская деятельность учащихся и учителя.// Педагогические науки-2006-№6-С.130-136.
5. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии.// Школьные технологии-1999-№1-2.-С.35-38.
6. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
7. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
8. Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
9. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
10. ЩербаковН. И.Ветераны о войне и победе через 65 лет.. .-Оренбург,2010.-стр. 9
11. Энциклопедия для детей “История России ХХв”. Изд-во ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.
Приложение 1
Этапы реализации программы
Подготовительный этап смены
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа об организации летнего отдыха;
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Сказочное королевство»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.);
проведение семинаров – практикумов с педагогическим персоналом и вожатыми вопросам организации работы с временными детскими коллективами в лагере.
Организационный этап смены
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, знакомство;
запуск программы ДОЛ;
выбор ролей и видов деятельности;
формирование органов самоуправления,
проведение инструктажа по технике безопасности,
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап смены
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел;
работа творческих мастерских.
Заключительный этап смены
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Приложение 2
Методическое обеспечение программы
Для эффективной работы в лагере активно используются:
Методика КТД.
КТД по Иванову – не назидание, не урок, не классный час, не воспитательное мероприятие. Оно поскольку воспитательное, постольку практическое, в той мере развивающее, в какой коллективное и творческое. Педагогические задачи КТД вторичны. Они – следствие доброго отношения к жизни. В каждом коллективном творческом деле проявляется сущность педагогики общей заботы. Суть каждого дела – забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях. Дело это – коллективное, потому что совершается вместе – ребятами и старшими товарищами, как их общая забота. Дело это – творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается. Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности, ведь оно – частица жизни.
Виды КТД:1. Организаторские дела (метод взаимодействия)
2. Общественно - политические КТД (беседы, лекции и т.п.) способствуют обогащению общественно-политического опыта, развивают гражданское отношение ко всем политическим событиям в стране и за рубежом, учат плюрализму мнений и суждений.
3. Трудовые КТД способствуют развитию трудовых навыков.
4. Познавательные КТД влияют на формирование мировоззрения, обогащает мир знаний, расширяет кругозор ребят, приобщает к тайнам мира, развивает гибкость ума, т.е. дети получают и проверяют свои знания.
5. Экологические КТД - приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы.
6. Спортивные КТД - приобщение к здоровому образу жизни.
7. Художественные КТД способствуют воспитанию у ребят гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, развивают различные творческие способности ребенка - сочинительские, актерские, режиссерские и др., помогают познать мир изобразительного, театрального, музыкального искусства, мир народного фольклора, дети получают практические навыки.8. Досуговые КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.9. КТД с целенаправленным нравственным содержанием (огонек знакомств, огонек прощания, откровения и т.п.). Все модели работы с детьми летом имеют нравственный аспект. Однако существуют просвещенческие и тренинговые формы деятельности, несущие этическую направленность.
10. КТД в работе с активом.
Все дети, находятся ли они в лагере или в школе, должны находиться в "самочувствии актива". Будет ли он сменным или постоянным, мы выбираем сами. И работать с ним надо: учить, консультировать, инструктировать, помогать осваивать сферу организаторской работы. Можно использовать КТД - тренинги.
Методика самоуправления
Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей. Развитие самоуправления в коллективе детей играет важную роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства. Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Через свое участие в решении этих проблем подростки вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их участие в решение управленческих проблем. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.
Мозговая атака
Мозговая атака (брейншторминг) (от англ. brain storming — штурм мозга) — методика стимуляции творческой активности и продуктивности, исходящая из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, которые сковывают поток этих идей под давлением привычных, стереотипных форм принятия решений. Тормозящее влияние оказывают также боязнь неудачи, страх оказаться смешным и др. Чтобы снять действие этих факторов, проводится заседание группы, каждый из членов которой высказывает на предложенную тему любые мысли, не контролируя их течение, не оценивая их как истинные или ложные, бессмысленные или странные и т. п., стремясь при этом побуждать других к подобным свободным ассоциациям идей. После первого тура «атаки на мозг» общая масса высказанных идей анализируется в расчете на то, что среди них окажется по меньшей мере несколько, содержащих наиболее удачные решения.
Приложение 3
Нормативно-правовая база
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
1. Конвенция ООН «О правах ребенка»;
2. Декларация прав ребёнка;
3. Конституция РФ;
4. Закон РФ «Об образовании»;
5. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
6. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ;
7. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 23.12.1999г.;
8. Приказ Минобразования РФ «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха» Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688;
9. Типовое положение о детском оздоровительном лагере от 15.04.2011г. № 18-2/10/1-2188;
10. Закон Оренбургской области «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области государственными полномочиями по осуществлению и финансовому обеспечению оздоровления и отдыха детей» от 18.12.2009г. № 3272/752-IV-ОЗ;
11. Указ Губернатора Оренбургской области «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в оренбургской области в 2012 году и последующие годы» от 12.04.2012г. № 211-ук;
12. Постановление Правительства Оренбургской области Об областной целевой программе «Организация отдыха и оздоровления детей Оренбургской области» на 2011 – 2014 годы;
13. Положение о лагере дневного пребывания МОБУ «СОШ п. Голубой Факел» «Апельсин»;
14. Санитарно-гигиенические правила и нормы. (СанПиН 2.4.4.2599-10).
Приложение 4
Психолого-педагогическое сопровождение программы
Психолого-педагогическое сопровождение - это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка. Основными компонентами психолого-педагогического сопровождения являются: диагностический, консультационный, прогностический, практический.
Можно выделить несколько функций психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря:
Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающей среде;
Компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.
Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;
Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно – ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.
Психолого-педагогическое сопровождение деятельности осуществляют начальник лагеря, воспитатели, психолог, социальный педагог, медицинский работник, инструктор по физическому воспитанию, педагоги дополнительного образования. В распоряжении психолого-педагогической службы находится кабинет психолога, медицинский кабинет, спортивный зал, спортивная площадка, актовый зал школы.
Приложение 5
Принципы, подходы и виды деятельности по реализации программы
Опора на интересы детей и их желание действовать позволяет сделать деятельность значимой для ребят, для их личностного развития, в полной мере превратить ее в фактор саморазвития.
Самоорганизация, самостоятельность, самовоспитание, самоанализ приводит к самосовершенствованию личности, способствует самореализации, развивает самосознание и расширяет горизонты самопознания.
Принцип «Каждое дело – творчески, а иначе зачем?» способствует проявлению и развитию творческого потенциала каждого из участвующих в подготовке и проведении дела.
Отношение с взрослыми на основе сотрудничества помогают ребенку наиболее безболезненно найти свое место во взрослом мире, максимально сочетать свои интересы и интересы окружающих, самоутвердиться в деятельности наравне с взрослыми, получать образцы деятельности по достижению поставленных целей.
Коллективно-творческая деятельность предоставляет наиболее благоприятные возможности для социального творчества, самопознания.
Предоставление школьникам максимально возможной свободы, самостоятельности в ходе выбора, подготовки и проведения мероприятий.
Приложение 6
Материально – техническое и методическое
обеспечение программы
Материально – техническая база
Наименование Применение
Кабинеты Отрядные места, информационный центр, уголок безопасности (пожарной, безопасного поведения в социуме, на дорогах), информационное окно жизни отрядов и лагеря
Спортивный зал Занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды)
Спортивная площадка Проведение общелагерной утренней зарядки, общелагерных игр, спартакиады. Спортивные состязания, игры на свежем воздухе
Актовый зал Праздничные мероприятия и концерты
Библиотека школы Литература для педагогов и детей лагеря
Столовая Завтрак, обед
Комнаты гигиены Туалеты
Приложение 7
Кадровое обеспечение программы
Кадровые условияВ соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
1. Начальник лагеря
2. Старший вожатый
3. 4 вожатых
4.2 воспитателя
5. 6 педагогов, в т.ч. руководители-кружков6. Педагог-психолог
7. Социальный педагог
8. Преподаватель- организатор
9. Спорт-организатор
Подбор начальника лагеря, воспитателей проводит администрация МОБУ «СОШ п. Голубой Факел».
Начальник лагеря участвует в подборе кадров, определяет функциональные обязанности персонала, руководит все работой лагеря и несет ответственность персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной, и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря , отвечает за качество и эффективность.
Старший вожатый проводит воспитательную работу, организует активный отдых учащихся , несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следит за исполнением программы смены лагеря.
Спорт организатор – организует спортивно-оздоровительную работу.Музыкальный работник – организует музыкально-досуговые мероприятия.Соц.педагог – проводит игры,тренинги,социально-психологическая поддержка детей и подростков Преподаватель -организатор ОБЖ – проводит обучение, консультации, инструктажи с обучающимися по вопросам безопасности жизнедеятельности Педагоги дополнительного образования – организуют кружковую деятельность
Педагоги организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь, здоровье и безопасность ее участников.
Функции вожатого заключаются в полной организации жизнедеятельности своей группы: дежурство, труд по самообслуживанию, организация участия в мероприятия. Вожатый несет персональную ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка своей группы.
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
Во время проведения смены работает педагогический совет, который решает вопросы производственной и воспитательной работы.
Начальник и педагогический коллектив, специалисты хозяйства отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
Методические условия предусматривают:
наличие необходимой документации, программы, плана;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
коллективные творческие дела;
творческие мастерские;
индивидуальная работа;
тренинги;
деловые и ролевые игры.
Приложение 8
Схема управления программой
Участниками данной программы являются дети в возрасте от 6,5-17 лет различных социальных групп (особое предпочтение отдается детям из малообеспеченных, многодетных семей и семей социального риска), педагоги школы, педагоги дополнительного образования.
Управление программой строится на принципах единоналичия и самоуправления. Непосредственное управление программой осуществляет начальник лагеря.
Для эффективной организации работы по реализации программы проводятся:
инструктажи по технике безопасности с педагогами и воспитанниками лагеря, мероприятия по профилактике детского травматизма и профилактики правонарушений;
ежедневные планерки воспитателей и вожатых;
составление плана работы отрядов;
заместителем директора по воспитательной работе, а также психологом школы оказывается консультационная и методическая помощь педагогам;
заведующая библиотекой осуществляет поддержку педагогов методической литературой;
отряды обеспечиваются оборудованием, необходимым для проведения занятий и мероприятий,
Приложение 9
План-сетка I смены (1.06.- 21.06.2016г.)
Число Ключевые дела в лагере Отрядные дела
1 июня Открытие лагерной смены. Праздник «День защиты детей» Конкурс рисунков, подвижные игры, турнир на лучшего шахматиста отряда
2 июня День спорта «Со спортом дружить - здоровым быть»
Спартакиада, конкурс рисунков на асфальте, КТД подвижные игры
3 июня Открытие лагерной смены Праздник
Подвижные игры
4 июня День зелёного огонька. ПДД
Беседы, конкурсы, КТД соревнования по правилам дорожного движения, соревнование по волейболу (в отряде)
5 июня День экологии «Сбережём нашу планету»
Акция «Чистый двор» КТД Викторины, конкурсы, волейбольная секция.
6 июня Пушкинский день России
Викторина по сказкам Пушкина; разучивание песен, соревнование по теннису
(между отрядами), конкурс рисунков; работа над проектами
7 День знатоков истории: «Письма с фронта» Викторина по истории, конкурс рисунков на асфальте « Мы помним-мы гордимся» футбольная секция; беседа «Ветеран живет рядом»; работа над проектами
8 июня День творчества
Выполнение коллажа «Мы - правнуки Победы!» КТД
конкурсы, подвижные игры, соревнование по пионерболу
(между отрядами)
9 июня День смелых, сильных умелых «Дорогою героев», военно-спортивная игра; работа над проектами; Конкурс военной песни «Эх, дороги…»
10июня День села «О чём рассказала улица» Экскурсия по поселку, сбор материала; КТД ; подвижные игры
11 июня День творчества
Изготовление композиции «Великой Победе посвящается», «Оренбуржцы-чемпионы»; создание компьютерных презентаций; игры на свежем воздухе
12 июня День России. Праздник «Как не любить мне эту землю» Проведение праздника, соревнование по теннису (в отряде); кружок «Инфознайка» создание компьтерного рисунка «Флаг России».
13 июня День юного путешественника
Посещение музея школы, музея ДЛПУ; Подвижные игры, секции волейбольная, футбольная.
14июня День здоровья « В гостях у королевы Здоровья»
КТД Валеологические беседы о здоровье, о здоровом образе жизни, соревнование по футболу (в отряде);
работа над проектами
15июня День русской берёзки «Белокурая берёзка- символ Родины моей» Проведение праздника, соревнование по футболу
(между отрядами).
16июня День защиты проектов Презентация проектов «Земляки-ветераны Вов», «Оренбуржцы- Олимпийские чемпионы».
17июня «День кино» Фестиваль «Алло, мы ищем таланты!»
18 июня «День ПДД» Правила дорожного движения – должны знать все. Дорожная азбука в загадках.
Игра « Волшебное колесо»
19июня «В объективе – МЫ!»» Фото-сессия «Как нам вместе хорошо».
Оформление альбома.
20июня День памяти «Никто не забыт, ничто не забыто» Проведение митинга, возложение цветов к обелиску погибшим в Вов вс. Домбаровка; подвижные игры
21 июня Закрытие лагерной смены. Линейка.
Праздник. Награждение активистов смены
Приложение 10
РАЗРАБОТКИ МЕРОПРИЯТИЙ
«Стартинэйджер»
(большая танцевально-развлекательная программа)
Ведущий: Привет, друзья!
-         Вот мы снова на стратине собрались.
-         Стартин – это здорово!
-         Стартин – это классно, и с ним у нас в жизни все будет прекрасно!
-         Сижу я ночью дома один и вдруг звонок.
-         Але, это я!
-         И слышу в ответ:
-         Звонит стартинэйджер,
-         Я уже с вами!
-         Привет друзья!
Мы рады видеть вас на танцевально-развлекательном конкурсе «Стартинэйджер». (Каждый отряд встает в свой круг. Все отряды – это компании).Конкурсы:
1.     «Представление компании». (Название, девиз, песня или танец).
2.     Синхронное выполнение движений под иностранную музыку.
3.     Синхронное выполнение движений под современную русскую музыку.
4.     Все компании садятся на корточки в своих кругах. На сцену выходят танцовщицы канкана. Объявляется конкурс «Самая высокая нога».
5.     На сцену приглашаются джигиты, танцующие лезгинку.
6.     Какая из компаний лучше всех знает песни. Звучат фонограммы популярных песен без слов, исполнять песни должны участники.
7.     «Русский танец». Танцуется «Барыня».
8.     Заключительный конкурс. Самый красивый и романтический конкурс из нашей танцевальной программы. Команды присаживаются на корточки, а участники танцуют каждый в своем кругу.
Жюри подводят итоги конкурсной программы.
 
КОНКУРС АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА
 
Задание 1. Представьте ситуацию: вокзал, неразбериха, поезда приходят и уходят. Сейчас вам по сигналу нужно показать:
-         действия человека, который, опоздав  и заскочив в отправляющийся поезд, через некоторое время узнает, что поезд идет в обратную сторону.
-         Вот уже пятый час вами ведется поиск свободного места в зале ожидания. Наконец вы его нашли.
-         Вы спешите к вагону. В руках чемодан, стека с яблоками, за спиной рюкзак. Вдруг сетка рвется, яблоки падают.
-         Вы прибыли домой и обнаружили, что чемодан не ваш.
Задание 2.
Каждому участнику нужно показать звуками, мимикой, жестами: скрип дверей, кипящий чайник, заводящийся транспорт, вентилятор, листание книги, как жарятся котлеты, скрип снега под ногами, как бьется стекло. Кто справился с этим заданием, допускается во второй тур.
 
II ТУР
Задание 1. Ребятам нужно сесть, как садится:
-         обезьяна
-         пчела на цветок
-         космонавт в скафандре
-         наказанный Буратино
-         один из трех толстяков
-         страстный болельщик футбола
-         очень усталый человек
Задание 2. Участники должны пройти так, как ходит:
-         младенец, только что научившийся ходить
-         лев
-         артист балета
-         канатоходец
-         турист, несущий тяжелый рюкзак
-         пьяный человек
На III тур допускаются победители предыдущих туров.
III ТУР
Задание 1.
Дается фраза, которую участник должен произнести, как солдат в строю; диктор телевидения. Фразы:
-         Улыбайтесь, за вами следят.
-         Спокойно Маша, я Дубровский.
-         Скоро будет совсем по-другому.
-         Летите, голуби, летите.
-         Люся, у меня тут лампочка не зажигается.
-         Я жду тебя уже целый день.
Задание 2.
Фразу «Нет ничего печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте» нужно сказать так, как сказал бы ее: робот, учитель, человек в хорошем настроении.
 
IV ТУР
В данном случае надо побывать в роли переводчика.
Задание 1. Нужно прослушать фразу и через 1 минуту передать ее смысл своими словами. Например:
На столе стоит лампа (на сооружении на 4 ножках стоит осветительный прибор).
-         На потолок села муха.
-         На опушке стоит избушка.
-         Судья ударил в гонг.
Задание 2. Представьте, что вы спите сладко-сладко и ваш сон прерывает телефонный звонок. Поднимаете трубку и слышите фразу:
-         Это зоопарк?
-         Почему не пришла машина на базу?
-         Такси вызывали?
-         Скажите, что мне делать с зубом?
-         Говорят, вы хорошо танцуете.
-         Кирпич привезли. Куда сгружать? И т.д.
 
Победителям вручают сувениры, а всем остальным участникам отборочного смотра остаются на память экзаменационные листки с оценками участников в каждом туре.
 
ТЕАТР – ЭКСПРОМТ
Цель: сделать все возможное для того, чтобы у каждого участника вызвать чувство удовлетворения своей актерской работой, а всех зрителей – желание выйти на сцену.
«…Ночь. Раскачиваются деревья, завывает ветер. Между деревьями пробирается цыган-вор, он ищет конюшню, где спит конь… Вот и конюшня. Спит конь, ему что-то снится, он слегка перебирает копытами, тоненько ржет. Недалеко от него на жердочке пристроился воробей, он дремлет, иногда открывает то один, то другой глаз. На улице на привязи спит пес… Деревья шумят, из-за шума не слышно, как цыган-вор пробирается в конюшню. Вот он хватает коня за… уздечку… Воробей зачирикал тревожно… Пес отчаянно залаял. Цыган уводит коня. Пес заливается лаем. Выбежала из дома хозяйка, заохала, закричала. Она зовет мужа. Выскочил с ружьем в руках хозяин. Цыган убегает. Хозяин ведет коня в стоило. Пес прыгает от радости. Воробей летает вокруг. Деревья шумят и ветер продолжает завывать... Хозяин гладит коня, бросает ему сена. Хозяин зовет хозяйку в дом. Все успокаивается. Спит пес. Дремлет воробей на своем прежнем месте. Стоя засыпает конь, он изредка вздрагивает и тихо ржет…».
«…Деревья, лето, ночь… Шумит и завывает, раскачивая деревья, ветер. По дороге идет житель деревни. Справа стоит забор. Вдруг из-за забора выбегает черный кот, перебегает дорогу жителю деревни, громко мяукая. Житель деревни, испугавшись, вскрикивает… Кот бросается к одному из деревьев и стремительно залезает на него, сидит там и наблюдает за жителем. Житель деревни тоже напуган. Он поворачивает в другую сторону, чтобы подойти к своему дому другой дорогой. Из-за дерева вылетает сова, она кричит, пугает и жителя и кота. Оба вновь вскрикивают как могут. Незадачливый житель деревни теперь отправляется по третьей дороге к своему дому. Он идет с опаской, оглядывается, вздрагивает поминутно… Наконец виден его дом. Житель протягивает руку, чтобы открыть дверь. Возникает призрак… Ах, когда же все это кончится?! – вопит житель. А призрак кружит вокруг него. Житель в отчаянии, он обхватил голову руками…».
 
КИНОФЕСТИВАЛЬ «МИР КИНО – 2006»
Каждому отряду необходимо поставить фильм: французскую мелодраму, китайский боевик, американский фильм ужасов, английский детектив, аргентинскую «мыльную оперу», русскую комедию и т.д. Затем проводится фестиваль.
Возможные темы фильмов: «Колобок», «Красная шапочка».
 
ФЕСТИВАЛЬ РЕКЛАМЫ «РЕКФЕСТ – 2006»
Каждый отряд должен приготовить по 5(10) рекламных роликов на тему лагерной жизни.
 
КВН «ЗАРЯ ЮМОРА – 2006»
Тема: «Смейся, паяц!».
Приветствие: «Там, на неведомых дорожках…».
Разминка: «Ходят слухи, что…» (по 2 вопроса).
Музыкальное домашнее задание: «Лагерь моей мечты».
 
«ТВОРЧЕСТВО»
1.     Конкурс телепередач.
Каждому отряду дается задание – приготовить выпуск одной из телепередач. А затем все могут поудобнее устроиться у экрана телевизора.
2.     Поэтический театр.
Каждому отряду дается задание – поставить спектакль на тему детских стихов одного из поэтов: С.Маршака, С.Михалкова («Муха-цокотуха», «Айболит» и др.).
 
ИНТЕЛЛЕКТ-ШОУ
«О, счастливчик!», «Поле чудес», «Счастливый случай», «Интеллектуальный ринг», «Брейн-ринг», «Перевертыши», Да-нетки».
1. Интеллектуальный футбол.
Каждый отряд – это футбольная команда. Играют по две команды до 2 очков. В интеллектуальном футболе – все как в настоящем. Есть защитники и нападающие и вратарь. Каждая команда готовит соперникам п5 вопросов на разные темы: кино, живопись, спорт, экология, политика и т.д. Команда задает вопрос и кидает мяч нападающим противника. Если они не ответили – передают мяч защитникам, потом вратарю. Если и в этом случае ответ не найден – засчитывается гол.     
 
РАЗРАБОТКИ МЕРОПРИЯТИЙ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ
 
КТД «ЦИРК»
Каждый отряд участвует в организации циркового представления. По жеребьевке определяют, за организацию какого номера отвечает каждый отряд. Далее – дело фантазии.
Цирковые номера могут быть, например, такими:
-         силачи
-         акробаты
-         укротитель змей
-         жонглеры
-         дрессировщики собак
-         дрессировщики львов
-         дрессировщики лошадей
-         фокусник
-         воздушные акробаты
-         клоуны
-         индийские слоны.
 
КТД «МЫ + ВЫ»
Это состязание между мастерами и ребятами. Всем ребятам раздаются листочки с номерами. Номер на листочке соответствует порядковому номеру конкурса.
Конкурсы:
-         «Петушиные бои» – противники прыгают на одной ноге и должны вытолкнуть плечом противника за начерченную линию.
-         «Инсценировка рассказа»: из пакета достаются различные предметы, участникам необходимо придумать и проинсценировать рассказ так, чтобы все эти предметы были задействованы.
-         «Любовная история»:  участники бегут в зал и целуют зрителей. Специально оговаривается , как будут различаться зрители, которых поцеловала другая команда. Подсчитывается число «перецелованных» каждой командой.
-         «Атомы и молекулы»: все бродят по сцене, по сигналу ведущего команда должна собраться в одну так называемую молекулу. Команды могут быть такими, например: нос к носу, ухо к уху, пятка к пятке, рука к руке, рука к носу и др.
-         «Балет»: делается балетная постановка сказок: «Теремок», «Волк и семеро козлят» и др.
-         «Самолет»: команда выстраивается в шеренгу. На скорость передается бумажный самолетик (с локтя на локоть, с ладони на ладонь, с носка на носок, между коленями и др.).
 
«К НАМ ПРИЕХАЛИ ЗВЕЗДЫ»
Это большая ролевая игра, в которой развивается стремление к творчеству. Дети представляют различных «звезд»: Шуру, «Стрелки», «Чиж & Ко» и т.д. Для костюмов используется подручный материал. Пародируется стиль, манеры поведения под фонограмму.