Коллективные способы обучения в малокомплектной школе


«Организация самостоятельной работы в малокомплектной школе с использованием коллективных способов обучения»
Рыночные реформы внесли кардинальные изменения в деятельность сельских школ, в большей степени негативного свойства. Причин, которые усложнили положение сельских школ, поставив многие из них на грань выживания, немало. Это и сложные социально-экономические условия, в которых функционирует сельская школа, и изменившаяся система финансирования, а также резкое падение численности школьного населения.
Сельские школы перешли в разряд – малочисленных, а объединение классов в классы – комплекты стало перед учителем большой проблемой.
Для планирования работы в условиях класса – комплекта нужен принципиально иной, новый подход, так как главная и наиболее сложная по характеру специфическая особенность уроков в этом типе школ состоит в том, что методические приемы нуждаются в видоизменении, модификации, обусловленной условиями одновременной работы нескольких классов в одном помещении и под руководством одного учителя.
Сельская школа выделяется из всех типов школ своей непохожестью. В классе сельской малочисленной школы, где обучаются от 3 до 10-15 человек возникают свои трудности в построении полноценного учебного процесса. Как уже было сказано выше, требуется поиск новых форм организации учебных занятий в таких условиях, чтобы разнообразить общение, виды деятельности учащихся, тем самым развивая мотивацию их учебной деятельности, интерес к предмету.
Возникает необходимость и целесообразность объединить классы и проводить учебные занятия в разновозрастных группах. Для таких групп эффективной является организация коллективной познавательной деятельности, при которой могут быть созданы условия для проявления и развития каждого ребенка. Сочетание коллективной и групповой деятельности способствует регулированию поведения учеников, их сближению и улучшению личностных отношений.
Для уроков в малокомплектной школе свойственна меньшая заорганизованность, здесь легче решаются вопросы дисциплины. Казалось бы, в таких условиях учебные успехи детей должны быть более значительными. Исследования, однако, показывают, что мотивация учения, познавательные интересы сельских детей развиты слабее, чем у городских. Выпускники сельских школ труднее адаптируются в новых условиях, на рынке труда.
Объясняется это многими причинами, в том числе и малочисленностью классов, что снижает соревновательность учащихся, ограничивает круг общения, препятствуя развитию коммуникативных умений.
Общие требования к уроку в малокомплектной школе сохраняются в полном объёме: санитарно-гигиенические, психолого-физиологические, дидактические и др. Основное отличие урока в данной школе следующее: класс разновозрастной, предметов на одном уроке несколько, учитель перестраивается на работу то с одним, то с другим классом, не упуская из вида главную цель работы в каждом классе. Урок строится по определенным организационным этапам, границы которых определяются переходом учеников от занятий с учителем к самостоятельной работе и наоборот. Поэтому работая над планом, педагогу надо не только определить содержание учебного материала и виды работы, но и наиболее целесообразно распределить время по каждому классу для занятий с учителем и самостоятельной работы учащихся. Необходимо выделить больше времени тому классу, где изучается новый или сложный материал, а также классу младшей возрастной группы, учитывая меньшую подготовленность детей к длительной самостоятельной работе.
Дети должны овладеть следующими умениями:
-сосредотачиваться на выполнении задания;
- не отвлекаться и не слушать объяснений учителя для другого класса;
- не слушать ответы учеников другого класса;
- быстро перестраиваться при обращении учителя к ним.
Особенностью работы в малокомплектной школе является то, что невозможно организовать занятия с двумя-тремя классами без самостоятельной работы. Самостоятельная работа детей на таких уроках занимает больше 50% учебного времени, тогда как в обычной школе на самостоятельную работу отводится около 20% урока. Поэтому мы должны научить детей работать самостоятельно.
Начиная с 1 класса, я знакомлю детей с различными видами самостоятельной работы. Сначала эти задания небольшие по объёму и носят подражательный характер, то есть детям предлагается выполнить задание по образцу. Например, нарисуй столько кружков - сколько пуговиц, запиши это число цифрой. Постепенно задания усложняются и вводятся задания творческого характера.
При организации самостоятельной работы необходимо руководствоваться теми же основными требованиями что и обычной школе, а именно:
- самостоятельная работа должна развивать логическое мышление, то есть будить мысль ученика;
- вся самостоятельная работа должна быть посильной для учеников в этом случае она может быть выполнена сознательно;
- виды самостоятельных работ должны быть разнообразным как по форме, так и по содержанию;
- при организации самостоятельной работы следует соблюдать принцип систематичности: каждая самостоятельная работа должна проверяться и оцениваться.
- самостоятельная работа должна иметь место не только при закреплении знаний, но и на других этапах урока.
Готовя детей к выполнению самостоятельной работы, перед обучающимися ставлю цель, разъясняю методы выполнения работы, даю образец. Особое внимание уделяю слабым ученикам, по возможности даю им дополнительные разъяснения, а для сильных учащихся подготавливаю дополнительны задания повышенной трудности. Эти задания готовлю заранее на доске, на плакате или на отдельных карточках.
В условиях одновременной работы учителя с несколькими классами учителя лишены возможности постоянного контроля за ходом выполнения самостоятельной работы учащихся, поэтому важно научить детей самоконтролю. Элементы самоконтроля ввожу уже к концу первого класса. На уроках математики использую проверку решенных примеров путем обратных действий. При решении задач надо научить детей проверять задачу различными способами. Большое значение для развития навыков самоконтроля имеет приём взаимопроверки. Дети обмениваются тетрадями друг с другом, с тем чтобы проверить самостоятельно выполненную работу.
При работе в малокомплектной школе используются те же виды самостоятельной работы, что и при работе с одним классом, так как для малокомплектных школ нет никакой специальной методической литературы. Поэтому приходится готовить к уроку много дидактического материала (различных таблиц, карточек, заданий), которые дают возможность организовать самостоятельную работу учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.;
Демократизация и гуманизация педагогического процесса предъявляют качественно новые требования к деятельности учителя и ученика на уроке. Главная роль учителя – помочь ребенку учиться самому, сохраняя здоровье, работоспособность, создавать личность, способную стать творцом новой жизни.
Многие учителя малокомплектных школ ищут пути повышения эффективности уроков, а это напрямую зависит от грамотной организации самостоятельных работ.
Изучив труды В.К. Дьяченко по новой педагогической технологии (коллективные способы обучения), изучив пособие по КСО А.Д. Семеновой я пришла к выводу, что коллективный способ обучения (КСО) является наиболее подходящей формой обучения и воспитания. Именно он дает возможность ученику работать в своем темпе, снимает психологические перегрузки, а учителю позволяет больше внимания уделять творчеству и индивидуальному общению с обучающимися.
Главная идея технологии – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместВ.К. Дьяченко дает новое определение основному понятию дидактики. “Обучение – материальный процесс взаимодействия между учителем и учеником. Это общение между теми, кто имеет знания, опыт и теми, кто их приобретает”.
Коллективная форма обучения – это работа учащихся в парах сменного состава, при котором каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом коллектива, являясь то его учеником, обучаемым, то его учителем, т.е. обучающим коллектив, т.е. все обучают каждого и каждый обучает всех.
Современный теоретик КСО В.К.Дьяченко рекомендует четко разграничивать КСО и групповые способы обучения. ГСО – традиционный в наши дни способ обучения. При ГСО в каждый момент учебного времени только один участник коллектива – учитель, консультант. При КСО одновременно несколько учащихся воздействуют на всех остальных, обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
Приемы и методы КСО:
взаимные диктанты в парах сменного состава;
разучивание стихотворений;
работа в парах сменного состава по карточкам;
методика М.Г. Булановской;
взаимообмен заданиями (ВОЗ);
методика работы по вопросникам;
методика Ривина А.Г.;
сотрудничество учащихся "по вертикали";
педагогика сотрудничества и "погружение".
Учебный процесс при КСО организуется с учетом таких моментов:
каждый учащийся должен систематически излагать другому тему;
каждому должна представляться возможность знать все, что знают остальные и передавать другому все, что он знает;
каждый учащийся должен регулярно изучать некоторую тему самостоятельно;
каждый учащийся должен быть подключен к организации и управлению работой учебной группы.
Своих учеников начинаю обучать сотрудничеству с первого класса. Под словом сотрудничество подразумеваю умение работать в больших и малых группах, в парах постоянного и сменного состава, принимать активное участие в групповой деятельности, проявлять ответственность за общий результат работы, оценивать свое поведение.
Меня заинтересовали методики, используемые в обучении в условиях КСО. А нельзя ли их использовать в работе в малокомплектной школе при организации самостоятельных работ?
Эти методики можно разделить на две группы: методики сотрудничества по горизонтали и методики сотрудничества по вертикали. Организовать сотрудничество по горизонтали намного проще. Поэтому я обучаю своих учеников работать в парах постоянного и сменного состава, применяя простейшие методики: методику взаимных диктантов, методику Булановской, работу по карточкам или по вопросникам.
При взаимодиктантах сначала ученик А диктует свой текст, ученик В пишет, потом ученик В диктует, а ученик А записывает. После этого оба ученика вместе проверяют каждый диктант, подчеркивая допущенные ошибки. Проводится работа над ошибками. Ученики обмениваются текстами диктантов, а затем меняются партнерами. Ученик А в новой паре по тексту полученному от ученика В, становится диктующим и цикл работ повторяется. Диктанты подбираются небольшие в зависимости от возраста детей. Это могут быть словарные диктанты или 2-3 предложения. Взаимодиктанты очень нравятся детям. Ведь они на просто ученики. Они по очереди становятся и учителями.
Методика Булановской учит детей читать: у каждого из учеников свой текст ( рассказ или стих) и, работая в парах, ученики зачитывают друг-другу эти тексты, чаще всего обмениваются ими и затем получив от партнера новый текст, встречаются с новым партнером.
Развивает коллективистские отношения работа по методике взаимообмена карточками. Предварительно заготавливаются карточки, которые могут быть даны в учебнике в готовом виде. В каждой карточке по 3 аналогичных задания. Ученик читает напарнику свое задание и решает его с объяснением в тетради напарника. Затем напарник решает задание 2 из карточки 1 ученика. Затем происходит смена ролей. Теперь напарник даст задание своей карточки по пунктам 1и 2. Самостоятельная работа по заданию 3. Проверка друг друга. Смена напарника.
За счет работы в парах можно эффективно обеспечить разные аспекты закрепления изученного материала. Когда важно довести действия до автоматизма, можно использовать взаимотренаж В позиции выделяются две позиции тренера и тренирующегося. Цель взаимотренажа – инициировать учебные действия напарника, указывая при этом, верен его ответ или нет. Забота тренера – наличие действий у тренирующегося по решению задач и его ответ. Если тренер владеет материалом, то ему достаточно иметь только набор заданий. Однако взаимотренаж удобен тем, что позволяет использовать как средство даже тех учеников, которые пока не могут сами по некоторой теме проверить ход мысли напарника. Для этого необходим специальный дидактический материал с заданиями и готовыми ответами. Взаимотренаж можно использовать для закрепления всевозможного материала: можно упражняться в устном счете, заучивать таблицу умножения, формулы, сведения, факты, находить орфограммы и т.д.
Также использую в классе - комплекте методику самостоятельного изучения темы. Сначала ученик читает и разбирается в 1 абзаце, озаглавливает его и пишет заглавие в специальную тетрадь. Затем решает задачи (отвечает на вопросы, относящиеся к 1 абзацу). Потом переходит к следующему абзацу. Таким образом прорабатывая текст до конца, ученик имеет подробный план изучаемой темы. Проработанную тему ученик сдает учителю.
Когда важно за счет закрепления получить не автоматизированные действия, а осознанные, то применяю такой вид работы в паре, как проверка. Она может быть взаимной или односторонней. При проверке в паре различаются две позиции: проверяющего и проверяемого. В отличие от тренажа проверка направлена не на ответ. Предмет проверки – содержание действий по решению задачи, вопроса: связка между логикой, ходом мыслей по решению задачи и ответом. Отметим два достоинства этой проверки. Во- первых, в ходе комментирования, объяснения своих действий ученик часто сам обнаруживает ошибки. Во-вторых, проверка осуществляется «здесь и сейчас»; если ошибка обнаружена, то здесь же и исправляется, а не вдали от ученика.
Таким образом, используя методики КСО, различные элементы КСО в малокомплектной школе можно решать вопросы организации самостоятельной работы. Рассмотренные методики можно использовать на всех уроках в начальной школе. Взаимодиктанты на уроках русского языка, математики, самостоятельное изучение темы на чтении, на уроках окружающего мира, взаимообмен карточками на уроках русского языка, математики, окружающего мира, методику Булановской, методику работы при изучении стихотворений на чтении.
КСО делает высоким уровень активности детей на уроке, развивает мыслительную деятельность, дает возможность многократно повторять материал, помогает учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения, формирует универсальные учебные действия, делает урок более интересным, живым, заставляет учителя и учеников быть в постоянном творческом поиске: развиваешься сам – развиваются ученики.
Каждый ученик вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи.
И мы убедились в том, что прав В.К. Дьяченко, подчеркивая, что “общение в паре – это основная и первоначальная ячейка, простейшая и важнейшая форма взаимодействия человека с другими людьми, благодаря которой человек приобщается к знаниям и опыту других людей, а через них – к знаниям и опыту всего человечества”.
Работать по новой технологии нелегко. Приходится не только преодолеть сложившийся стереотип, но еще приобретать новый опыт. Готовых разработок, пособий нет, так что приходится работать самостоятельно, внося при этом что-то свое, выработанное личным опытом.
По итогам работы по КСО отмечается:
Повышение качества знаний, умений и навыков учащихся по отдельным изучаемым предметам.
Повысилась в целом успеваемость учащихся, процент выполнения и качество контрольных работ, техника чтения.
Отношение учащихся к учебе изменилось в положительную сторону.
Дети стали более общительными, дружными, культурными.
Список литературы:
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991.
Дьяченко В.К. Коллективная и групповая форма организации обучения в школе.// Начальная школа. – 1998.- №1.
Кувшинова С.А. Современные образовательные технологии: Сборник статей и методических материалов/НОУ «Институт современного образования». – Калиниград, 2007.