Отчет по теме самообразования КСО- коллективные способы обучения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» пгт. Войвож







КСО - коллективные способы обучения
(отчет по теме самообразования)

Учитель химии:
Полушина Татьяна Анатольевна












КСО - коллективные способы обучения


Коллективные способы обучения – это одна из новых педагогических технологий. Она коренным образом отличается от типичной традиционной технологии при классно-урочной системе.

В чем же суть новой педагогической технологии? Всем известна игра в «испорченный телефон». Играющие садятся рядом и ведущий говорит первому на ухо слово, а тот в свою очередь говорит это слово следующему, второй – третьему и так далее. Если брать внешнюю сторону, то новая педагогическая технология имеет сходство с этой игрой. Но это сходство только внешне, а главное – оно обманчиво.

Эту технологию использовал в своей практике наш учитель А.Г.Ривин. еще в 1918 году. Сторонники традиционного обучения полагали, что если построить обучение таким образом (по принципу испорченного телефона), то обязательно изучаемая тема будет искажена, и ошибка поползет по всему классу. Поэтому фраза «это не обучение, а испорченный телефон» сыграла роль своего рода клейма : «Не беритесь за этот метод обучения, он порочен и принесет детям не пользу, а только вред». Но ведь цель игры – посмеяться, а цель обучения – научить.

Предположим, ведущий не только четко произносит какое-то слово крайнему игроку, но и пишет его на бумаге, требуя воспроизвести только тогда, когда убедится, что слово сказано правильно, разрешает передать следующему. Так же поступает второй, третий и т.д. Нет сомнений в том, что последний скажет именно то слово, который сказал ведущий.

Это уже будет не игра, а метод исправленного телефона, или же метод непрерывной передачи знаний.
Основоположником этого метода – КСО, следует считать А.Г. Ривина, который уже в 1918 году в Киеве применил этот метод. Он сформировал основной принцип: «Получил – передай, тебя научили – и ты тут же научил другого».

Продолжил разработку метода Дьяченко Виталий Кузьмич – заведующий кафедрой новых педагогических технологий Красноярского краевого центра повышения квалификации педагогических кадров. Поэтому ее называют «красноярской технологией КО», хотя в системе КСО работали и работают ученые и педагоги из других регионов. Известны «мурманская методика», «методика Ривина», «методика Ривина-Баженова и другие.



Общая характеристика КСО

1.В каждый момент общения половина учащихся молчит, половина слушает.
2. Каждый учащийся попеременно является учеником и учителем
3. Ближайшая цель каждого – учить всех присутствующих тому, что знаешь сам.
4. Деятельность каждого учащегося является общественно-полезной.
5. Основной принцип – все по очереди обучают каждого – а каждый обучает всех.
6. Каждый отвечает не только за свои знания, но за знания и успехи всех.
7. Каждую изучаемую тему ученик может изучать с другими учащимися, работая с каждым по очереди, до полного и прочного овладения темой.
8. Педагог привлекает к учебе, контролю и планированию учебного процесса учащихся.
9. Конечная цель – это самообучающийся и самоуправляемый коллектив.


М е т о д и к и КСО

1. «ВЗ» - «Взаимообмен знаниями» –
обучать, изучать материал и контролировать.
(«химия в школе» - №№ - 1-94)

Суть – «взаимообмен» - значит, каждый партнер что-то знает и в паре учащиеся передают информацию друг-другу.
Может использоваться для изучения нового материала, отработки умений и навыков, обобщения систематизации и дублирования знаний. Применяется в различных возрастных группах. Выбирается тема, разбивается на блоки и каждый отдельный блок оформляется на карточку. Карточка по «ВЗ» состоит из двух заданий.
Задание 1 – предназначено для ввода информации.
Задание 2 – для индивидуальной работы и взаимоконтроля.
Алгоритм.
Индивидуальный учет - ведет каждый ученик в своей тетради.
Контроль – а)прослушивание учителем некоторых учащихся при работе в парах;
б)выборочный просмотр записей в тетрадях;
в)контроль по последней карточке;
г)итоговый контроль в форме теста, понятийного диктанта.


2. «ММ» - «Мурманская методика»
- предназначена для отработки основных понятий курса. («химия в школе» - №№ - 1-93).

Время работы по этой технологии зависит от объема учебного материала, но обычно не превышает 45-90 минут. Применяется во всех возрастных группах.
Подготовка учебного материала. Отбираются учебные понятия, которые необходимо усвоить в пределах темы и вносятся в «листок» учителя. Затем составляются вопросы по этим понятиям и упражнения для отработки этих понятий.
Таким образом, карточка состоит из двух частей: в первой части сформированы вопросы по понятиям, которые нужно усвоить. Во второй части – упражнения по отработке данных понятий.
Количество карточек обычно 24-25 штук (сколько учащихся в классе + 4-5 запас). Количество блоков – в зависимости от количества новых терминов, понятий.

Учет – индивидуальный (в тетради учащегося).
Контроль - а)обычно по последней карточке;
б)понятийный диктант;
в)устный зачет


3. «МРБ» - «Методика Ривина-Баженова»
- обучать и контролировать.

Данная методика предназначена для отработки умений и навыков учащихся при решении задач, для выполнения упражнений и для контроля. Эффективна во всех возрастных группах.
Для работы каждый учащийся получает карточку с заданиями разными по содержанию (все 25 карточек разные).
Алгоритм. Каждый ученик должен отработать все карточки блока (
· 25).

Учет – в тетради (самоучет), взаимоучет.

Контроль: а) самоконтроль;
б) контроль учителя по последней карточке;
в) взаимоконтроль;
г) контроль учителя – самостоятельная работа или тестовая работа.


4. «МТ» - «Взаимопередача тем» - обучать

Данная методика может применяться для изучения нового материала и обобщения, систематизации и углубления знаний.
Учитель выбирает тему, оформляет листок учителя и карточки. В первой графе листка учителя указываются темы карточек, число частей текста, которое записывается после названия темы цифрой в скобках. Три последующие графы включают задание первого второго и третьего уровней. Во второй графе кроме содержания заданий первого уровня указываются границы текстового материала по учебнику. В третьей и четвертой графе пишутся только содержание заданий второго и третьего уровней.
Учащиеся обеспечиваются карточками, работают по алгоритму.

Учет: 1) самоучет;
2) учет в малых группах;
3) учет работы в классе

Контроль: 1) самоконтроль;
2) взаимоконтроль
3) контроль учителя (общественный смотр знаний, письменная контрольная работа, тестовой контроль).




5. «МР» - «Методика Ривина» - обсуждать и изучать

Данная методика используется для изучения нового учебного материала или обобщения, систематизации и углубления знаний при чтении и поабзацной проработке текстов. ЕЕ применение возможно при наличии у учащихся развитых навыков чтения, умения выделять главную мысль, пересказывать текст своими словами, вести диалог. Применяется после усвоения учащимися других методик.
Может использоваться в разных возрастных группах.
Весь материал делится на тексты, охватывающими всю тему. Каждый ученик получает определенный текст с цветовым сигналом или задание по тексту учебника, количество текстов может быть 6-12.

Учет: 1) самоучет в тетради;
2) взаимоучет в группе
Контроль: 1) самоконтроль;
2) выступление перед группой;
3) прослушивание учителем выступления ученика
4) просмотр учителем записей в тетрадях

Итоговая проверка – текстовые тесты.

6. «ОМР» - «Обратная методика Ривина»
- изучать материал и обсуждать»


Используется для изучения нового материала или обобщения, систематизации и углубления знаний в старших возрастных группах.
ЕЕ применение возможно при наличии у школьников развитых умений и навыков работы с любой литературной (учебной, справочной, энциклопедической, научной, научно-популярной).
Учитель выбирает тему, составляет листок учителя, формирует карточки. В карточке указывается план проработки темы данной карточки указывается литература для проработки.
Учащиеся работают по алгоритму
Учет: 1) самоучет в тетради
2) учет в группе

Контроль: 1) самоконтроль;
2) выступление перед группой;
3) прослушивание учителем;
4) просмотр учителем записей в тетради
5) итоговая проверка (в разных вариантах)



Все методики предполагают наличие карточек. Число карточек в блоке 4-8. Желательно, чтобы карточки были цветные.

Алгоритмы по разным методикам отпечатаны на отдельных карточках для каждого ученика. Образцы алгоритмов и описание работы в парах постоянного и переменного состава описывается в методиках и поэтому я здесь их не привожу. В своей работе я привожу примеры разработки конкретных тем.

Литература:

1. «Красноярская технология коллективного обучения». В.К.Дьяченко «Народное образование» № 2,3 – 1994г.

2.В.К.Дьяченко «Организационная структура учебного процесса» М.»Педагогика 1989г.»

3.»Химия в школе» - №№ 1-6, 1993г. № 1, 1994г.




































Коллективные способы обучения я начала использовать на своих уроках с 1997 – 1998 учебного года. Меня заинтересовала эта тема потому, что коллективные способы обучения, во- первых, опираются на самостоятельную работу учащихся; во–вторых, ребята работают с учебником; в-третьих, ребята говорят, обучая друг-друга; в-четвертых, учащиеся заинтересованы в оценке.

Если при обычном изучении тем многие ребята не берут учебник в руки, то при самостоятельной проработке тем (КСО), даже самые ленивые учащиеся работают с учебником, что-то делают, спрашивают и слушают других.

Считаю, что полностью переходить на КСО нецелесообразно, а при изучении отдельных тем, эту методику можно и нужно использовать.
В настоящее время на своих уроках химии в 8-11 классах, при изучении отдельных тем, я использую этот метод обучения. Целый ряд тем я разработала сама.

Работая по учебникам авторов Рудзитиса Г.В. и Фельдмана Ф.Г. «Химия – 8» «Химия – 9» , «Химия – 10» , «Химия – 11», целый ряд тем изучала по методу КСО. Некоторые темы разработала полностью сама. При разработке темы «Периодический закон и периодическая система» использовала несколько готовых фрагментов из методического журнала. По КСО имеются разработки тем: «Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева», «Химическая связь. Строение вещества», «Теория электролитической диссоциации», «Фосфор и его соединение», «Алканы», «Алкены».

Работа начинается с выбора темы и разбивки темы на блоки. Совокупность заданий и упражнений всех карточек блока обеспечивает отработку всей темы. Изучение темы можно начинать с любой карточки. Все карточки построены примерно одинаково и несут примерно одинаковый объем материала. Учащиеся для работы обеспечиваются алгоритмами, но часто учащиеся создают свою систему работы, удобную и приемлемую для них.

После проработки темы провожу выборочный индивидуальный опрос, затем провожу зачетную работу для всего класса (либо по вариантам, либо по индивидуальным карточкам) и проверяю рабочие тетради учащихся. Таким образом оценивается каждый ученик индивидуально, в виде самостоятельной зачетной работы и оцениваются записи в рабочих тетрадях по данной теме. У каждого учащегося минимум три оценки по теме. Ниже приводятся «листки учителя» и варианты рабочих карточек по некоторым темам.









Разработка темы «Фосфор и его соединения» в 9-ом классе
по методике «Взаимообмен знаниями».


Листок учителя
На изучение данной темы я отвела 4 часа (160 мин)
40 мин. – вводная лекция учителя;
80 мин (2 урока) – отработка материала по карточкам ВЗ;
40 мин – тематический учет знаний;


Карточка 1
1. Расскажите партнеру о положении фосфора в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева по плану: а) заряд ядра; б) распределение электронов по уровням; в) электронная формула; г) графическое изображение электронной формулы; д) металл или неметалл; е) высший оксид и его характер; ж) наличие водородного соединения.
Дайте характеристику фосфора как простого вещества. Сравните аллотропные разновидности фосфора (используйте периодическую таблицу и учебник Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана «Химия – 9» пар.24, стр. 64, табл. 18, стр. 65).
2 а) ответьте на вопросы 3,4 стр. 72.
б) рассчитайте, сколько литров кислорода необходимо для полного окисления 3 моль фосфора.

Карточка 2
1. Дайте характеристику химических свойств фосфора: а) взаимодействие с кислородом; б) с водородом; в) с металлами. Запишите уравнения реакций. Укажите, в каких случаях фосфор проявляет окислительные и восстановительные свойства. Перечислите области применения фосфора (используйте материал учебника «Химия – 9» пар.24, стр. 64-66).
2. а) составьте уравнения реакций фосфора с а) хлором; б) с серой; в) с магнием г) с водородом д) с калием. Проставьте степени окисления фосфора.
б) Составьте уравнения реакций следующих превращений

Р РН3 Р2О5 Н3РО4

Na3Р

Карточка 3
1. Дайте характеристику оксида фосфора (V) по плану: а) как образуется оксид; б) какими физическими и химическими свойствами он обладает; в) где применяется оксид (используйте материал учебника «Химия – 9» пар. 25 стр.68

2. а) докажите, что оксид фосфора кислотный оксид;
б) составьте уравнения реакций следующих превращений

Р Р2О5 Н3РО4
\
Na3РО4
Карточка 4
1. Расскажите партнеру характеристику ортофосфорной кислоты: а) формула и физические свойства кислоты; б) получение ее; в) химические свойства; применение; г) соли ортофосфорной кислоты; (используйте для работы учебник «Химия – 9», пар 26, стр. 66-68, табл. 19 стр. 67)

2. а) назовите следующие соединения: FePO4 ; NH4 H2PO4 ; Na3PO4 ; Fe3(PO4)2 ; AlPO4 Na2HPO4 . Какие из этих солей растворимы в воде?
б) приведите формулы дигидрофосфатов, гидрофосфатов и фосфатов калия и кальция
в) ответьте на вопрос 6 на стр.73.







































Разработка темы «Теория электролитической диссоциации» (ТЭД).

На изучение данной темы я отвела 14 уроков.

1-4 урок – вводная лекция: а) электролиты, неэлектролиты; б) степень диссоциации; в) реакции ионного обмена;
5-7 урок – изучение материала лекции по методике «ММ»
8 урок – вводная лекция – «Гидролиз солей»
9 урок – консультация (резерв)
10-11 урок – отработка умений и навыков по методике «МРБ»
12 урок – практическая работа
13 урок – контрольно-обобщающий урок
14 урок – тематический учет знаний (контрольная работа).


«ММ» Листок учителя


Понятия


Задания

Упражнения

Карточки

1.Электролит
2.Неэлектролит
I.Выучите определение понятий «электролит» «неэлектролит» с стр.4 схема 1
1. Назовите по три вещества, которые относятся к электролитам и неэлектролитам.
2.Укажите вид связи и принадлежность данных веществ к электролитам и неэлектролитам: H2SO4; O2; KCl; NaOH;
C (алмаз)
№ 1
зад. 1
упр. 1,2

3. Гидратация
II. Выучите определение -
реакция гидратации это взаимодействие веществ с водой, при которой молекулы воды не разрушаются
3. Какие реакции из нижеперечисленных относятся к реакции гидратации:
а) CuSO4 + 5H2O CuSO4 5H2O
б) C2H4 + H2O C2H5OH
в) CaO + H2O Ca(OH)2
г) H+ + H2O H3O+
г) 2Al + 3S Al2S3

№ 2
зад.. II
упр. 3

4.Ион
5. Катион
6. Анион
7. Анод
8. Катод
III. Какие частицы называются: а) ионами б) катионами
в) анионами (с 7)
IV. Дайте определение анода и катода (с.8 рис.6)
4. Назовите частицы:
а) H H2 H+
б) Cl2 Cl Cl-
5. Какие ионы в растворе (расплаве) при пропускании эл.тока движутся к катоду, а какие к аноду и почему?
№ 3
зад. III IV
упр.4,5

9. Кислота
10. Основание
V. Сформулируйте определение кислоты и основания в свете ТЭД
6. Какие ионы находятся в водных растворах: а) кислот б) оснований;
7. По какому признаку данные вещества относят к кислотам: а) HNO3 б) H2SO4
в) HCl г) H3PO4
8. Какие вещества относятся к основаниям и почему:
а)
· NaOH Na+ + OH-
б) NaNO3 Na+ + NO3-
в) Ca(OH)2 Ca2+ + 2OH-
г) Ca (NO3)2 Ca2+ + 2NO3-

№ 4
зад. V
упр. 6-8

11. Средняя соль
12.Кислая соль
VI. Выучите наизусть определения кислых и средних солей в свете ТЭД (с.9)
9. В чем сходство и отличие средних и кислых солей?
10. Назовите, под какими буквами написаны формулы средних, а под какими кислых солей:
а) AlCl3 б) NaH2PO4 в) Na2HPO4
г) Fe2(SO4)3 д) NaHCO3 е) Na2CO3
ж) KHSO4 з) K2SO4
№ 5
зад. VI
упр. 9,10

13. Электролити-
ческая диссоциация
14. степень
электролити-
ческой диссоциации

VII. Сформулируйте
а) какой процесс называется электролитической диссоциацией (с.4)
б) что такое степень электролити-
ческой диссоциации (с.11)


11. Диссоцирует ли на ионы:
а) кристаллический NaCl
б) NaCl - растворимый в воде;
в) NaCl - в расплаве
12. Как математически выражается степень электролитической диссоциации?
Что означают буквы -
· n N

№ 6
зад. VII
упр. 11,12

15. Сильный электролит
16. Слабый электролит
VIII. Запишите определения сильного и слабого электролита (с. 11,12 табл.2)
13. Приведите примеры сильных и слабых электролитов, обоснуйте ответ.
14. К каким электролитам относится гидроксид натрия, если при его растворении в воде практически все молекулы диссоцируются на ионы?
№ 7
зад. VIII
упр. 13,14

17. Гидролиз
18. Ион гидроксония
IX. Какие реакции называются гидролизом? (с. 20)
X. Что такое ион гидроксония? Ион гидроксония – гидрат иона водорода H3O+
15. Как называются реакции обмена между некоторыми солями и водой?
16. Какой буквой обозначена формула иона гидроксония
а) H+ б) H3O+

Н

·
·
в) [ H
·
· О
·
· Н] +
№ 8
зад. IX X
упр. 15.16

























Листок учителя

Тема: «Электролитическая диссоциация» МРБ

Реакции ионного обмена

идущие
с образованием
осадка


а) BaCl2 + H2SO4 д) Ba(NO3)2 + K2SO4
б) AqNO3 + KCl е) Ca(NO3)2 + K2CO3
в) CaCl2 + Na2CO3 ж) CuSO4 + KOH
г) CuCl2 + K2S з) FeCl3 + NaOH



идущие
с выделением
газа


а) CaCO3 + HCl д) Na2CO3+ HNO3
б) Na2CO3 + HCl е) CaCO3+ H2SO4
в) K2CO3 + HCl ж) K2CO3 + H2SO4
г) CaCO3+ HCl з) BaCO3 + HCl



идущие
с образованием
малодис-
социрующего
вещества

а) KOH + HCl д) KOH + H2SO4
б) NaOH + H2SO4 е) Ca(OH)2 + H2SO4
в) Ca(OH)2 + HCl ж) Ba(OH)2 + HCl
г) Cu(OH)2+ HCl з) HNO3 + NaOH


По схемам составить уравнения реакций в молекулярном виде

а) H+ + OH- H2O д) Fe2+ + 2OH- Fe(OH)2
б) Cu2+ + 2OH- Cu(OH)2 е) Aq+ + Cl- AqCl
в) CO32- + Ca2+ CaCO3 ж) Ba2+ + SO42- BaSO4
г) CO32- + 2H+ CO2 + H2O з) Cu2+ + S2- CuS


Разберите
окислительно-восстановительные реакции

а) Zn + HCl ZnCl2 + H2 д) Fe + Cl2 FeCl3
б) CuSO4 + Fe FeSO4 + Cu е) Zn + Cl2 ZnCl2
в) Mq + H2SO4 MqSO4 + H2 ж) K + H2O KOH + H2
г) Cu + HqSO4 Hq + CuSO4 3) Zn + H2SO4 ZnSO4 + H2


Составьте схемы гидролиза солей

а) AlCl3 г) Al(NO3)3 ж) K2SiO3
б) K2CO3 д) K2S з) ZnCl2
в) CuSO4 е)Na2CO3











Программированное задание по теме «ТЭД»

I вариант II вариант

1. Какой из электролитов будет самым сильным

а) HI в) HBr а) Mq(OH)2 в) Ba (OH)2
б) HF г) HCl б) Ca (OH)2 г) Sr (OH)2

2. Какой из ионов имеет окраску

а) SO42 - в) NO3- а) Fe3+ в) K+
б) Cl- г) MnO4- б) Na+ г) NH4+
д) CO32 - д) H+

3) какие из реакций доходит до конца?

а) KCl + NaOH в) KNO3 + Ba(OH)2 а) NaNO3 + KOH в) KCl + Al(OH)3
б) CaCO3 + KOH г) NaOH + HCl б) FeSO4 + HNO3 г)CaCO3 + HCl
д) CuSO4 + HCl д) CaCO3 + Al (OH)3

4. Какой из веществ не является электролитом?

а) HCl в) NaOH а) KOH в) K2SO4
б) Ca3(PO4)2 г) NaCl б) H2SO4 г) Cu (OH)2
д) Ca(OH)2 д) Ba (OH)2


5. Качественным реактивом

на SO42 - ионы являются: на C l- ионы являются:

а) Cu 2+ в) K + а) Cu 2+ в) OH -
б) Ba2+ г) Fe 2+ б) Aq + г) Na +
д) Ca 2+ д) H+


















Разработка темы «Алканы» в 10-ом классе
по методике «Взаимообмен знаниями».

Листок учителя

На изучение данной темы я отвела 3 часа (120 мин)
20 мин. – вводная лекция учителя;
60 мин (1,5 урока) – отработка материала по карточкам ВЗ;
20 мин – консультация и индивидуальный опрос;
20 мин – зачет по данной теме.

Весь материал темы разбивается на порции, каждая порция оформляется на карточку, всего 5 карточек. Каждая карточка содержит теоретический вопрос и задание для закрепления.

Карточка 1
Изучите строение предельных углеводородов на примере метана. (см. стр. 67-68 учебника Химия – 10, автор Габриэлян О.С.)
а) запишите, как расположены по энергетическим уровням электроны в атоме углерода. Покажите, что валентность углерода может быть равной 4;
б) решите задачу: какова структурная и молекулярная формула вещества, если 5,6 л его имеют массу равную 11 г. Вещество – Алкан

Карточка 2
1.Почему углеводороды ряда метана называются предельными? Какие вещества называют гомологами? Что такое радикалы? Запишите гомологический ряд алканов (см. стр. 26-27, 68 учебник Химия – 10, автор Габриэлян О.С.)
2. а) запишите формулы и дайте названия трех гомологов бутана;
б) запишите формулы и дайте названия радикалов у первых пяти членов гомологического ряда алканов.

Карточка 3.
1.Изучите, какие виды изомерии характерны для алканов, как даются названия изомеров (см. стр. 69-70 учебника Химия – 10, автор Габриэлян О.С.)
2.а) дайте названия веществам 1. CH3 – CH – CH – CH3

·
·
CH3 CH3

CH3

·
2. CH3 – C – CH2 – CH3 3.CH3 – CH – CH – CH – CH3

·
·
·
·
CH3 CH3 C2H5 CH3
б) составьте формулы веществ 1. 2,2 – диметилпентан
2. 2,4 – диметил, 4 – этилгептан



Карточка 4
1. Изучите химические свойства предельных углеводородов (см. стр. 73-78 учебника Химия -10, автор Габриэлян О.С. )
2. а) запишите реакции 1.первые две стадии хлорирования этана;
2. дегидрирования этана;
3.горения этана
б) осуществите переходы: CH4 CH3Cl C2H6 C2H4

C2H2 CO2

Карточка 5
1. Изучите получение и применение предельных углеводородов (см. стр. 70-72, 78-81 учебника Химия – 10, автор Габриэлян О.С.)

2. а) запишите реакции, при помощи которых можно получить пропан.
б) осуществите переходы: С СН4 С2Н6 С4Н10






































Тема «Периодический закон и периодическая система
химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома»

Тема изучается по учебнику «Химия – 8» автор Рудзитис Г.В., Фельдман Ф.Г.
Листок учителя. Планирование.

1-3 урок – вводная лекция «Периодический знаков и периодическая система
химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома.
4-5 урок – отработка формулировок законов, терминов, определение по «ММ»
6 урок – урок – консультация
7-9 урок – изучение материала лекции по «ВЗ»
10, 11 урок – обобщающий семинар по теме
12 урок – ТУЗ
13 урок – контрольная работа

Прилагаются варианты карточек по методике «ММ» и «ВЗ»



«ММ» - листок учителя.
«Периодическая система химических элементов»


Формулировка
законов, понятий, определений

Вопросы

Задания

Карточки

1.Формулировка
периодического
закона
(Менделеевская)
2.Формулировка закона (современная)
1. Как сформулировал Д.И.Менделеев периодический закон
2.Какова современная формулировка периодического закона
1.В чем сходство и отличие формулировок периодического закона данной Менделеевым и современной формулировкой

2. (1)




№ I

1. Периодичность
1. Что такое периодичность?
1. Выберите, в каких явлениях речь идет о периодичности:
а)смена времен года
б)изменение относительной атомной массы элементов от водорода до Франция
в)изменение величины валентности элементов в периоде
г)изменение величины валентности
элементов в малых периодах



№ 2

1. Период
2. Большой период
3. Малый период
1.Что называется периодом?
2. Какие периоды называются большими и почему?
3. Какие периоды называются малыми и почему?
1. Назовите элементы третьего периода
2. Назовите химические элементы больших периодов на букву «К»
3. Назовите химические элементы малых периодов на букву «А»


№ 3

1.Группа
2. Главная подгруппа
3. Побочная подгруппа

1.Что называется группой?
2. Что называется главной подгруппой?
3. Что называется побочной подгруппой?
7. Назовите элементы четвертой группы
8. Назовите элементы 4 группы главной подгруппы
9. Назовите элементы 4 группы побочной подгруппы


№ 4

1. Металличность
2. Неметаллич-
ность

10. Что такое металличность?
10. Что такое неметалличность?
10. У какого элементы сильнее выражены металлические свойства
а) у Li или Cs
б) у Mg или Al

10. У какого элементы сильнее выражены неметаллические свойства
а) у Si или C
б) у P или Ce



№ 5

1. Физический смысл порядкового номера?
2. Физический смысл порядкового периода?
1. Что показывает порядковый номер элемента?
2. Что показывает номер периода?
1.Определите заряд ядра, число электронов,
протонов, нейтронов, у следующих элементов с порядковым номером
13; 25; 50
2. Определите число энергетических уравнений у следующих элементов с порядковыми номерами 12; 18; 33



№ 6

1. Физический смысл номера группы
2. Физический смысл перриодического закона
1. Что показывает номер группы?
2. В чем причина периодичности свойств химических элементов и их соединений?
1. Определите число электронов на внешнем энергетическом уровне и валентность в высшем оксиде у следующих элементов: азота, теллура, марганца
2. Почему азот, фосфор, мышьяк находятся в пятой группе в главной подгруппе?



№ 7

1. Химический элемент
1. Что такое химический элемент?
1. Выберите в какой паре элементов речь идет об одном и том же химическом элементе?
а) 35 Э и 37 Э
17 17

б) 27 Э и 27 Э
13 14



№ 8



Варианты карточек по «ВЗ» - 9 класс

Карточка № 1
Изучите понятия электроотрицательность химических элементов, используя учебник пар.43, 40 и конспект в тетради.
Обратите внимание на изменение электроотрицательности в периодах и группах с возрастанием зарядов атомов ядер. Объясните изученный материал партнеру.
Задание. Какой из элементов обладает большей электроотрицательностью:
а) азот или фтор
б) хлор или йод
Устно дайте обоснование ответа.

Карточка № 2
Изучите понятие степени окисления элементов, используя учебник на стр.131-132; 135-136.
Обратите внимание, что степень окисления химических элементов в молекулах простых веществ равна 0, а в соединениях – алгебраическая сумма значений степеней окисления всех элементов равна 0. Объясните изученный материал партнеру.
Задание. Определите степени окисления элементов в соединениях KCl, SiO2, H3P, N2O5, MnO, MnO2, H2SO3, KMnO4, CuSO4, и запишите в тетрадь.

Карточка № 3
Изучите ковалентный тип связи, обратив внимание на природу образования молекул в полярной и неполярной ковалентности связи, используя учебник, пар. 41, стр. 123-125; пар. 44 стр. 127-129.
Объясните изученный материал.
Задание. Письменно выполнить упражнение № 31 (а,в), стр. 130. 126

Карточка № 4
Изучите ионный тип связи, обратите внимание на ее природу, образование ионов, отличие ионов от атомов, схему образования молекул с ионным типом связи, используя учебник пар 44. стр. 129-130; пар. 44 стр. 125-126.
Задание. Письменно выполните упражнение № 3 (а) стр. 130, 126

Карточка № 5
Изучите атомную, ионную, молекулярную, кристаллическую решетку. Обратите внимание на взаимосвязь: строение атома химические связи тип кристаллической решетки физические свойства вещества, используя материал учебника пар. 45, 42. Объясните изученный материал.
Задание. Выполните устно упр. 32, стр. 64 из пособия. «Мы изучаем химию» В.А.Корк, А.А. Тыльдсепп.

























Тема «Водород. Его свойства, получение, применение»

учебник «Химия – 8» - Гузей Л.С.

Листок учителя. Планирование.

1,2,3 уроки – вводная лекция;
4,5 урок– работа по карточкам
6 урок – практическая работа
7 урок– урок-консультация
8 урок- теоретический учет знаний
9 урок – контрольная работа

Карточки по теме «Водород. Его свойства, получение, применение»


Содержание карточки

Практические задания


карточки


Изучите по учебнику «Химия» - 8 кл. автор Л.С.Гузей стр. 109-110 и расскажите партнеру «Водород. Водород как химический элемент»
1. Запишите формулы известных вам соединений, содержащих водород.
2. Рассчитайте массовую долю водорода в воде.
3. Определите валентность элементов в соединениях
NaH, H2S, NH3, HCl, CH4


карточки 1


Изучите по учебнику и расскажите партнеру вопрос «Физические свойства водорода», см. учебник «Химия» - 8, авт. Л.С. Гузей, стр. 111-112.
1. Упражнение 6 стр. 113 (письменно)
2. В трех сосудах газы:
O2 - кислород
H2 - водород
CO2 - углекислый газ
Как определить, в каком какой газ находится




карточки 2


Изучите по учебнику и расскажите партнеру вопрос «химические свойства водорода», см. учебник «Химия» - 8, авт. Л.С. Гузей, стр. 113-116.
1. Расставьте коэффициенты в уравнениях:
ZnO + H2 Zn + H2O
Al2O3 + H2 Al + H2O
WO3 + H2 W + H2O
Напишите уравнение реакций, соответствующих цепочке Cu CuO Cu






карточки 3

Изучите и расскажите партнеру вопрос «Получение водорода» см. учебник «Химия» - 8, автор Л.С.Гузей стр. 117-120 и записи в тетради
1. Дополните реакции и расставьте коэффициенты
Zn + HCl
Mq + H2
2. Упражнение 7 стр.121.
3. Впишите формулы отсутствующих веществ с необходимыми индексами и коэффициентами
? + ? H2S
? + О2 2Н2О
Н2 + Cl 2 ?





карточки 4

Изучите и расскажите партнеру вопрос «Применение водорода» см. учебник «Химия» - 8, автор Л.С.Гузей стр. 122

1. Укажите основную причину по которой водород считают топливом будущего.
2. Рассчитайте, сколько грамм воды получится при взаимодействии кислорода с 5 г водорода


карточки 5







15