Программа летнего профильного отряда Школа Пифагора


Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24 п. Бира»
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ "24 п.Бира
___________________ О.А. Сапова
"___" _______________2015г.
Приказ № __ от "__" _______2015г.
Программа летнего профильного отряда с дневным пребыванием детей
«Школа Пифагора»

Программу разработала:
Мостовая Д.В.
2015г.

"Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового не прибавил к своему образованию."Я.А.Каменский
"Учиться можно только весело... Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом."Анатоль Франс.
Пояснительная записка.
Одной из специфических форм внеклассной работы по математике в школе являются математические кружок и факультатив. Перспективная форма работы во время летних каникул – профильный отряд “Школа Пифагора” (математика).
Практика внеклассной работы способствует развитию и становлению личности в условиях школы и повышает уровень обучения. Внеклассная работа способствует развитию математического и логического мышления, углублению знаний учащихся, расширению кругозора и пробуждает желание учащихся заниматься математикой. Кроме того, внеклассная работа имеет большое воспитательное значение, так как формирует такие качества как трудолюбие, настойчивость, усидчивость; учит ценить красоту мысли.
Вопросы, рассматриваемые на занятиях кружка или факультатива, выходят за пределы объема обязательных знаний, но вместе с тем они тесно примыкают к основным вопросам программного материала.
На занятиях в профильном отряде школьники приобретут знания того материала, который обычно труден для понимания, а также дополнительный материал, позволяющий лучше разобраться в вопросах курса школьной математики. Подготовится к лучшему изучению курса математики следующего класса.
Профильный отряд «Школа Пифагора» предполагает свое функционирование в период летне-оздоровительной кампании. Срок работы отряда - 18 дней, наполняемость отряда 15 человек из 5 - 9 классов. Основой для набора в отряд служит собеседование с детьми с целью выяснения базового образования.
Данный профильный отряд является продолжением школьного факультатива "Решение логических задач", материалы наработанные в течение года будут применятся и пополнятся в течение профильной смены.
Содержание тематической программы соответствует заданной возрастной категории.
Основой занятий математического кружка является использование игры в процессе обучения, что обеспечит достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Занятия кружка строятся на развитии любознательности учащихся и глубоко познавательного интереса.
Многие математические понятия и теории школьникам нередко кажутся искусственными, оторванными от жизни, просто непонятны. Поэтому необходимо показать тот глубокий жизненный смысл математически и ее необходимость. Для занятий характерна практическая направленность. Изложение практических приемов решения сопровождается необходимыми теоретическими сведениями. Сообщаются сведения об истории развития науки, даны знания необходимые в быту и в некоторых специальностях. Есть материал, который воспитывает чувство прекрасного. Ведь математика – это не только стройная система законов, теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты.
В содержание программы включены олимпиадные и конкурсные задачи. Программа состоит из разделов, где выделяются теоретические и практические части. Содержание программы может изменяться, расширяться или углубляться в рамках тем, выбранных для самостоятельного изучения.
Программа отряда “Школа Пифагора” предлагает решение задач, самостоятельную работу ребят, с последующим представлением своих проектов на выбранную ими тему; планируются конкурсы, викторины, КВНы, игры, часы занимательной математики. В конце смены, совместно с ребятами, будет выпущен буклет "Мои научные достижения" на электронном и бумажном носителях. Предполагается ежедневное знакомство с одним из математиков, рассмотрение приемов устного счета, выбор эпиграфа на день. В течение всей смены ребятам будут предлагаться творческие задания: конкурсы рисунков, рассказов, стихов, кроссвордов и т.д. Планируется поход к реке Бира и экскурсия в поселковую библиотеку.
Отряд осуществляет свою деятельность на базе МБОУ СОШ №24 (кабинет математики, компьютерный класс). Предполагается использование современных воспитательных и учебных технологий.
Обязательным является вовлечете в отряд детей из многодетных и малообеспеченных семей. Центральное место в воспитательной работе отводится ребенку и его стремлении к самореализации.
Основания для разработки программы:
Закон РФ «Об образовании»
Конвенция о правах ребенка
Приказ директора школы «Об организации летнего отдыха учащихся»
Программа работы школы в каникулярное время.
Заказчик программы: администрация школы МБОУ СОШ №24 п. Бира.
Цели и задачи программы:
Цели:
Обеспечить углубленное изучение математики.
Повысить математическую культуру учащихся и создать условия для развития творческих способностей школьников.
Задачи:
Обеспечить усвоение математических знаний и умений.
Развить логическое мышление и пространственное воображение.
Сформировать представления о прикладных возможностях математики.
Развивать коммуникативные навыки путем включения школьников в различные виды деятельности.
Помочь учащимся оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Формы и методы диагностики:
После завершения каждой главы запланированы разные формы и методы диагностики:
проведение математических конкурсов позволит выявить наиболее успешных детей;
игра “Математический бой”, викторина покажут, как дети научились работать вместе, в группе, подогреют интерес к предмету;
тестирование позволит выявить пробелы знаний и провести корректировку;
подготовка и защита собственных проектов покажет, каких успехов достиг каждый;
Способы стимулирования
Объявить конкурс “Самый умный знаток”, по итогам конкурса победителю вручается почетный знак.
Конкурс проектов с выявлением победителей и призеров.
Ежедневно отличившимся вручать знак отличия – “Сова”. Красная “Сова” – за самое быстрое решение. Желтая “Сова” – за самое оригинальное решение. Зеленая “Сова” – за настойчивость и трудолюбие.
Принципы программы:
добровольности участия в делах профильного отряда;
развития способностей учащихся;
социально значимой направленности деятельности;
учета половозрастных и индивидуальных особенностей детей;
построения отношения руководителя и детей на основе совместного интереса и деятельности;
уважение и доверие.
Условия реализации:
Профильный отряд организуется на базе МОУ СОШ №24. Выполнение программы отряда обеспечиваются материально-техническими средствами (компьютерный кабинет, библиотека, лабораторное оборудование кабинета биологии для проведения исследовательской деятельности).
Кадровые условия
завуч по воспитательной работе;
руководитель отряда;
воспитатель;
медицинский работник;
обслуживающий персонал.
Охрана жизни и здоровья детей в отряде:
директор школы;
руководитель профильного отряда;
руководитель отряда проводит инструктаж по т/б с детьми перед выполнением различных форм деятельности.
Ожидаемый результат:
Сохранение и укрепление здоровья детей.
Приобретение детьми практических умений и навыков эффективной коммуникации, самоконтроля.
Реализация творческих способностей каждого ребёнка, формирование позитивных установок.
повышение интереса к математике, как науке;
развитие логического мышления, интеллектуальных и творческих способностей школьников;
развитие у детей коммуникативных навыков, способности к сотрудничеству;
умение выражать свои мысли в виде устных, письменных и творческих работ;
успешное участие в олимпиадах, конкурсах;
оценивание учащимися своих возможностей;
осознание школьниками степени своего интереса к предмету.
Система организации контроля над исполнением программы:
Контроль над исполнением программы осуществляется заместитель директора по воспитательной работе.
Материально-технические условия:
кабинет математики,
кабинет информатики,
интернет - ресурсы,
столовая,
спортивный зал,
стадион,
спортивный инвентарь,
библиотека,
игровая площадка.
Направления и виды деятельности:
интеллектуальное направление;
физкультурно-оздоровительное;
художественно - творческое;
проектная деятельность;
досуговая деятельность;
Срок реализации программы
С 26.06.2015 по 16.07.2015 года
Механизмы реализации программы
Подготовительный этап
Разработка программы деятельности профильного отряда;
Подготовка методического материала;
Составление необходимой документации для деятельности профильного отряда;
Организационный этап
Встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
Запуск программы;
Формирование органов самоуправления;
Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап
Реализация основной идеи смены;
Вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел.
Осуществление работ над проектами, научно - исследовательская деятельность
Заключительный этап
Подведение итогов смены.
Методы диагностики:
Анкета на «входе» (стартовая).
Анкета на «выходе».
Антропометрические исследования детей.
Все участники смены должны выполнять общие правила:
Соблюдать режим дня.
Приходить вовремя на построение.
Обязательно иметь головной убор.
Соблюдать технику безопасности.
Уходить из лагеря только с разрешения воспитателя.
Беречь имущество.
Быть вежливыми и доброжелательными по отношению друг к другу.
Соблюдать правила гигиены.
Каждый отряд должен следовать законам:
Закон доброго слова
Закон уважения к старшим
Закон уважительного отношения друг к другу
Закон бережного отношения к природе
Закон бережного отношения ко времени
Закон чистоты
Закон справедливости.
РЕЖИМ РАБОТЫ профильных отрядов
Понедельник - суббота с 09.00 до 15.00
РЕЖИМ ДНЯ профильных отрядов
09.00 - 09.10 - начало работы
- 09.20 - зарядка
09.20 - 09.40 - линейка
09.40 - 10.10 - завтрак
- 10.30 - трудовой десант
- 10.50 - подготовка к мероприятию
- 11.30 - мероприятие по плану
- 12.00 - игры на свежем воздухе
12.00 - 12.10- оздоровительные процедуры
12.10 - 13.00 - ключевые мероприятия
13.00 - 13.30 - игры на свежем воздухе
- 14.00 - обед
- 14.35 - ключевые мероприятия
14.35 - 14.45 - линейка
- 14.55 - полдник
14.55 - 15.00 - уход домой
Предполагаемые формы и методы решения задач:
беседы;
разнообразные игровые формы групповых учебных занятий с компьютерной поддержкой (викторины, конкурсы, игры, виртуальные экскурсии и т.д.), презентации;
проведение спортивных эстафет и состязаний, организация подвижных игр на свежем воздухе в школьном парке и на стадионе;
проектная, исследовательская деятельность;
творческие конкурсы рисунков, поделок;
проведение минуток здоровья;
выход на берег реки Бира;
проведение мини-бесед по правилам поведения;
викторина по ПДД и т.д.
Прогнозируемый результат:
успешное выступление детей в мероприятиях, конкурсах повысит социальную активность, которая должна проявиться в течение учебного года инициативами по организации жизни в школе.
дети станут дружным, сплочённым, творческим коллективом, ставящим перед собой новые цели.
обеспечение непрерывности процесса обучения и воспитания;
сведение до минимума возможности совершения детьми правонарушений в летний период;
уменьшение процента детей, участников профильного отряда, имеющих проблемы в общении со сверстниками.
обеспечение безопасности жизни и здоровья детей и подростков в ходе реализации программы; отсутствие случаев детского дорожно- транспортного травматизма.
ПЛАН РАБОТЫ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ «ШКОЛА ПИФАГОРА»
№ Дата Тематические дни Ключевые мероприятия
1 26.06 «Здравствуй, солнце! Здравствуй, лето!» Открытие смены Встреча детей, распределение обязанностей.
«Ярмарка идей» (обсуждение плана работы отряда).
Работа групп - подбор материала к оформлению профильного стенда.
Проведение инструктажей по ТБ, ПДД, антитеррору.
2 27.06 О математике – с улыбкой Веселая викторина. Высказывания великих людей о математике. Подготовка к открытию смены.
3 29.06 Открытие лагерной смены Представление своего профильного отряда на открытии смены.
Конкурсная программа «Мистер и Мисс лагеря»
4 30.06 Исторический экскурс «Старое и новое о числах и нумерациях» Игра «Следопыт». Решение математических кроссвордов
5 01.07 Необычная арифметика Решение арифметических задач. Мероприятие «Тайна чисел»
6 02.07 Талантливый пропагандист математики Выбор темы математического проекта. Конкурс рекламы математики (рисунки, стихи, презентации)
7 03.07 День спорта и здоровья. Парад спортивных достижений. Игра на свежем воздухе «Ключи от форта Математика»
8 04.07 Арифметические и логические головоломки Решение задач с магическими квадратами, построение графов и составление таблиц при решении логических задач.
9 06.07 Книга наш лучший друг Экскурсия в поселковую библиотеку. Поиск информации для исследовательской работы. Решение олимпиадных задач.
10 07.07 Симметрия вокруг нас Занятие «Виды симметрий». Фото-экскурсия на речку Бира. Изготовление презентации «Симметрия вокруг нас»
11 08.07 Занимательные свойства геометрических фигур Различные способы разбиения квадратов на равные части и составление из отдельных фигур квадратов. Вымащивание плоскости различными видами многоугольников.
Изготовление геометрических фигур своими руками.
12 09.07 Математика на материале народного творчества Математика в литературе. Конкурс стихов, рассказов, сказок о математике. Игра «Слабое звено»
13 10.07 Приемы быстрого счета Знакомство с методами быстрого счета. Игра «Математический хоккей». Решение олимпиадных задач
14 11.07 Увлекательная комбинаторика и прогнозирование вероятности событий Математические фокусы. Математический КВН.
15 13.07 Задачи о работе Решение олимпиадных задач. Конкурс рисунков на асфальте «Красивая математика». Интеллектуальный турнир
16 14.07 Математика вокруг нас Применение школьных разделов математики в жизни. Мероприятие «Мы бросаем вызов скуке»
17 15.07 Защита проектов. Подготовка к закрытию смены. Конференция «Первые шаги в науку». Оформление выставки работ сделанных в течении смены
18 16.07 Закрытие смены профильного отряда.
Оформление буклета «Мои научные достижения» Подведение итогов работы профильного отряда.
Оформление буклета «Мои научные достижения».
Размещение проекта на школьном сайте.
Анкетирование «на выходе».
Линейка «Подведение итогов смены» (общелагерное дело)
Закрытие лагерной смены.
Список литературы:
Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
Выпуски газеты «Математика в школе»
Глейзер Г.И. История математики в школе. – М.: Просвещение, 1983.
Гуцанович С.А. Занимательная математика в базовой школе: Пособие для учителей .-Мн.: ТетраСистемс, 2004
Иченская М.А. Внеклассная работа по математике. – Волгоград: изд-во “Учитель”, 2006.
Ремчукова И.Б. Игровые технологии на уроках. – Волгоград: Учитель, 2006.
Фарков А.В. Готовимся к олимпиадам по математике: учеб.-метод. Пособие.- М.: Издательство «Экзамен», 2010
Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка 5-6 кл. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003