Программа летнего профильного экологического отряда Экоград

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково»


Программа
профильного экологического отряда
«Экоград»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



Разработала:
Бояркина А.В.
учитель географии.




с. Пашково
2014 г
Пояснительная записка
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е.Евтушенко
 
Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы. Профильный экологический лагерь – великолепная возможность для получения новых и закрепления уже имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного экологического образования. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического отряда, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа экологического отряда наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.
Программа работы экологического лагеря, способствует воспитанию любви к малой Родине и ее богатствам, выработке у подростков экологического мировоззрения в целом.
Место проведения мероприятий программы: учебные территории школы и село Пашково.
Продолжительность смены – 18 дней. Возраст учащихся 11 -16 лет.

Цель: создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного экологического воспитания и формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой, совершенствование умений проведения исследовательской деятельности.

Задачи:
вовлечение каждого участника смены в процессе организации коллективно – творческой и исследовательской деятельности;
приобщение детей к изучению природы родного края, осознанию связей между человеком и природой, развитие инициативы и самостоятельности;
развитие интеллектуальных способностей и навыков исследовательской деятельности у детей;



Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (апрель – май) – изучение интересов детей; сбор информации, оценка состояния окружающей среды; выбор возможных тем для исследовательской работы; выбор природных объектов нуждающихся в защите, разработка программ и сценариев мероприятий, подготовка документации и материальной базы для открытия лагерной смены.
II этап - основной (июль) - организация работы «Экоград»: реализация мероприятий экологической программы «Будь Человеком, человек!», организация исследовательской работы «Познай тайны природы», практическая реализация социально-значимых экологических дел; организация оздоровительной и досуговой деятельности; работа с одарёнными детьми.
III этап – заключительный (конец июля) - подведение итогов работы, оценка результатов работы с одаренными детьми. Оформление отчетных материалов, подготовка материалов для участия в школьной научно – практической конференции.

Работа лагерной смены построена на принципах:
-  личностно-ориентированного подхода и уважения каждого ребенка;
-  содружества;
-  многообразия форм, видов и содержания деятельности;
-  учета возрастных особенностей детей, доступности предлагаемых форм работ.

В период лагерной смены будет организована работа по следующим направлениям:
- образовательно-содержательное (эколого-краеведческое);
- воспитательное;
- спортивно-оздоровительное направление.
Образовательная часть включает теоретические занятия, практикумы, учебные экскурсии, проведение исследовательской работы.
Воспитательные мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей.
Спортивно-оздоровительные мероприятия включают встречи с медицинскими работниками, проведение спортивных мероприятий и ежедневной утренней зарядки и спортивного часа.
Теоретическая часть программы экологического лагеря способствует не только систематизации и обобщению знаний по экологии, но и формирует у обучающихся обязательный минимум знаний, необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека.
Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, ролевые игры, защиту рефератов, разработку экологических проектов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств: участие в благоустройстве и озеленение школьного двора, очистка рек, работа на пришкольном учебно-опытном участке. Самое ценное в работе лагеря - организация учебно-исследовательской деятельности школьников – работа с одаренными детьми.
Мероприятия лагерного отряда проводятся в классных кабинетах, в спортзале школы, на школьной площадке, на школьном стадионе, в школьном саду, на пересеченной местности в окрестностях села, в сельском Доме культуры, на пришкольном учебно-опытном участке, на улицах села.

В соответствии с моделью смены предлагается следующая структура управления:
На время экологической лагерной смены все жители «Экограда» выбирают семь руководителей структурных подразделений:

- пресс-центр (есть свои журналисты, выпускается газета «Новости Экограда», дневник смены);

- исследовательский центр (контролирует исследовательскую деятельность учащихся, информирует работников пресс-службы о результатах исследований, изучает экологическое состояние близлежащих территорий, установка метеостанции с последующим наблюдением за погодой, новых находках и т.п.);

- отряд особого назначения (ООН) – отвечает за организацию трудовых экологических десантов, социально значимых дел;

- штаб КТД (коллективных творческих дел) - отвечает за подготовку массовых творческих мероприятий и праздников, организацию культурного досуга;

- штаб Экологической школы безопасности готовит конкурс «Тропа следопытов», готовит трассу для прохождения полосы препятствий, помогают в проведении экологических бесед;

- центр физкультуры и здоровья (готовит физкультурно – оздоровительные мероприятия, спортивные турниры, проводит зарядки, следит за выполнением санитарных и гигиенических норм.)

Используемые методики и технологии:
- Беседы, семинары, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов;
- Технологии сотрудничества;
- Игровые технологии (конкурсы, викторины, диспуты);
- Занятия в « Экологической школе безопасности»;
- Организация исследовательской деятельности с получением новых знаний;
- Занятия в творческой мастерской;
- Методики организации коллективных творческих дел;
- Спортивные соревнования;
- Самостоятельная подготовка;
- Методы диагностики (наблюдение, анкетирование, собеседование, проективные методики).

Ожидаемые результаты:
1. Укрепление и оздоровление детского организма;
2.  Освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации; развитие у школьников интереса к творческой исследовательской деятельности;
3. Развитие коммуникативных навыков и умений работать в команде;
4. Изменение сознания школьников в значимости природоохранных идей и бережного отношения к природе;
5. Повышение уровня экологической культуры (правильного поведения в общении с природой);
6. Формирование у школьников чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку своей «малой родины»;
7. Практическое участие школьников в решении экологических проблем своего села.

Содержание:
1. Экология и культура
Теоретическая часть
Что такое экология?
Значение природы для человека и место человека в природе.
Глобальные экологические проблемы Земли, страны и родного села.
Изучение работы школьной метеостанции.
Практическая часть
Путешествие в страну «Экология»
Игра « Посвящение в экологи».
Работа на школьной метеостанции.
Защита проекта «Исследование питьевой воды»
2. Экология нашего села
Теоретическая часть
Флора и фауна с. Пашково
Водные ресурсы с. Пашково
Практическая часть
Экскурсия –«Флора и фауна с. Пашково»
Экскурсия «Водные ресурсы с. Пашково»
Практикум «Создание гербария»
Конкурс «В гости к Берендею»
3. Вторичное использование загрязняющих окружающую среду веществ
Теоретическая часть
Загрязнения окружающей среды
Вторичное использование загрязняющих окружающую среду веществ
Практическая часть
Вернисаж «Природа и фантазия» (выставка детских творческих работ из природного материала)
Показ мод «Лучшее платье из «мусора»»
4. Экология и туризм
Теоретическая часть
Правила поведения в природе.
Практические занятия экологической школы безопасности: преодоление полосы препятствий по пересеченной местности, обучение приемам ориентирования на местности.
Практическая часть
Веселые старты с «экологическими препятствиями»
5. По страницам Красной книги
Теоретическая часть
По страницам Красной книги
Просмотр презентации «Красная книга ЕАО, России».
Практическая часть
Практикум «Составление списка видов, внесенных в Красную книгу ЕАО»

План мероприятий профильного отряда «Экоград».

День
Направления мероприятий


Воспитательное
Организационно-содержательное
Спортивно-оздоровительное

Первый
Общее собрание отряда, выборы актива отряда, девиза, песни
Конкурс «В гости к Берендею»
Изучение материала о школьной метеостанции
Спортивный праздник «Лету – физкульт, ура»

Второй
Беседа по теме «Что такое экология?»

Путешествие в страну «Экология»
Творческий конкурс «Поздравление Земле».
Мы играем (разучивание кричалок, игр)


Третий
игра «Посвящение в экологи».
Установка школьной метеостанции. Ведение дневника погоды.
Игры на свежем воздухе

Четвёртый
Беседа
« Мы за здоровый образ жизни»
Операция «Бой сорнякам!»
Экскурсия «Флора и фауна с. Пашково». Сбор материалов для гербария.
Игры на свежем воздухе

Пятый
Беседа «Природа в жизни русского человека»
Интеллектуальная игра «Своя игра»
Конкурс рисунка «Моя малая родина»
Весёлые спортивные соревнования.

Шестой
Беседа «Водные ресурсы».
Правила поведения на экскурсиях
Проект. «Исследование питьевой воды» - работа с одарёнными детьми.
Ведение дневника погоды.
Игра – соревнование «Последний герой»

седьмой
Работа на школьном цветнике,
развитие проекта
«Цвети, родная школа!»
Игра – викторина «Знатоки природы»
Установка школьной метеостанции.
Игры на свежем воздухе

восьмой
Беседа «Растения – индикаторы»
«Лес полон чудес»
Изготовление поделок из природного материала
Работа на школьной метеостанции
Игра-путешествие «Спорт. Здоровье. Интеллект».

девятый
Беседа «Загрязнения окружающей среды»

Вернисаж « Природа и фантазия» (выставка детских творческих работ из природного материала)
Игра «Что? Где? Когда?»

Игры по интересам
Настольные игры

десятый
Беседа «Памятники природы нашего района»
Проект «Защита леса от вредителей»
Работа на школьной метеостанции
Проект. «Исследование питьевой воды» - работа с одарёнными детьми
Спортивные соревнования «Богатырские забавы»

одиннадцатый
Экологический субботник «Мусору – бой!»
Показ мод «Лучшее платье из «мусора»
Игры на свежем воздухе

двенадцатый
Беседа «Правила поведения в природе»
Конкурс экологических плакатов
Проект. «Исследование питьевой воды» - работа с одарёнными детьми.
Веселые старты с экологическими препятствиями

тринадцатый
Практическое занятие экологической школы безопасности: обучение приемам ориентирования на местности
КВН « В мире птиц и зверей»
Работа на школьной метеостанции
Игры на свежем воздухе
Спортивные соревнования.

четырнадцатый
По страницам Красной книги. Просмотр презентации «Красная книга ЕАО, России»
Практикум «Составление списка видов, внесенных в Красную книгу ЕАО»
Игры на свежем воздухе

пятнадцатый
Операция «Улица станет краше»
Проект «Топонимы моего края»
Работа на школьной метеостанции
Игры народов мира

шестнадцатый
Беседа «Судьба села– наша судьба»
Игровая программа «Экологическая карусель»
Литературная викторина
Игра «Самый быстрый»

семнадцатый
Беседа «Волнуется природа неспроста»
Экологическая игра «Наш дом – планета Земля»
Защита проекта «Исследование питьевой воды» - работа с одарёнными детьми.»
Игра «12 записок»

восемнадцатый
Праздник- «Прощай, лагерь!».
Анкетирование
Оформление отрядного фотоальбома
Спортивный праздник «Да здравствует страна Спортляндия!»


Режим дня профильного отряда «Экоград»

9.00 -  9.15 – утренняя зарядка
9.15 – 9.30 –  линейка
9.30 – 10.00 - завтрак
10.00 – 12.00 – беседы, коллективные творческие дела, мероприятия по подпрограмме
12.00 - 13.00 – спортивный час
13.00 – 13.30 – трудовой десант
13.30 – 14.00 – обед
14.00-15.00 – подведение и оформление итогов дня. Настольные игры.


15