Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?


Урок литературы в 10-м классе
по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница"
"Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?"
Цель урока: создать условия для решения проблемного вопроса о причине гибели главной героини пьесы А.Н.Островского “Бесприданница”.
Задачи урока:
совершенствовать навыки работы с художественным текстом: выделять главное, аргументировать высказывание, делать выводы;
эмоционально вовлечь учащихся в пространство текста, на основании сравнения мира их собственных ценностей и духовного мира героев;
развивать умения учащихся анализировать отрывки из критических статей, формировать свой взгляд на мир, аргументировать его.
Ход урока
Слово учителя.
– Здравствуйте! Зависит ли что-либо в нашей жизни от таких простых на первый взгляд слов: здравствуйте? Обращаем ли мы внимание на первые слова, произнесенные нами вслух при первом появлении на публике? Если да, то почему?
Беседа по вопросам:
- Давайте проследим по тексту пьесы А.Н.Островского “Бесприданница”, с какими словами входит Лариса Огудалова?
(До свидания…Героиня, вместо приветствия, произносит слова прощания).
- Скажите, могли ли вы предполагать, читая впервые текст, что пьеса закончится трагически?
(Нет, Лариса ведет себя спокойно, уверенно, непринужденно… Да, в ее голосе звучат нотки тревоги…)
-Какие люди окружают главную героиню? В чём их интересы в жизни?
-Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?
- Почему же Ларисе так сложно жить в мире зарождающихся капиталистических отношений, что не принимает она в новой жизни? (Рассказ ученика о героине пьесы Островского. В рассказе отмечается музыкальность, поэтичность, мечтательность, артистичность, приводятся примеры из текста. Лариса не видит в людях пошлых сторон, смотрит на жизнь глазами героини русского романса).- “Я на распутье…” Что означают эти слова героини?
Составление схемы на доске.
-Какие пути могли бы стать решающими в судьбе Ларисы?
Что для Ларисы означает слово “дом”?
- Может быть, Харита Игнатьевна, мать Ларисы, является для дочери точкой опоры в жизни?
- Почему же ни Паратов, которого любит Лариса, ни Карандышев, которого она пытается полюбить, не смогли стать для нее спасательными кругами в огромном море жизни?
- Можно ли считать случайностью смерть героини?
(Да, ведь Карандышев не хотел ее убивать, он лишь вернуть ее хотел.Нет, это неизбежный финал, так как все нити с жизнью у Ларисы порваны, нет ценностей, которые удержали бы ее на земле, расчет, цинизм погубили тонкую чувствительную душу человека, ей не выжить в мире, где все продается и покупается. Финал неизбежен).- Обратимся ко второму вопросу: кто виноват в смерти Ларисы?
(Мать, Паратов, Карандышев…все виноваты).
“В основе драмы – социальная тема: Лариса бедна, она бесприданница, и этим определяется ее трагическая судьба” (Ю.В. Лебедев).
“Источник трагедии Ларисы – роковая страсть…” (Н.А. Добролюбов).
“В слабости героини отражены черты времени, практичного и жестокого…” (И.А. Овчинина).
Обсуждение разных точек зрения учащихся.
- За что же благодарит Лариса перед смертью Карандышева? (За то, что избавил ее от страданий, от разочарования в людях и в жизни)
Видеофрагмент («Жестокий романс»)
Домашнее задание.
Представьте, что пистолет Карандышева дал осечку. Как бы дальше сложилась жизнь Ларисы Огудаловой?