Конспект урока по информатике Арифметические операции в позиционных системах счисления (8 класс)


Конспект урока
Арифметические операции в позиционных системах счисления
Цели урока:
Обучающие
знать таблицы сложения, вычитания и умножения двоичных чисел, алгоритмы сложения, вычитания, умножения в двоичной и десятичной системах счисления;
Уметь выполнять основные арифметические действия для двоичных чисел.
Расширение связи с другими предметами.
Формировать умение работать в парах.
Развивающие
Развивать память, логическое мышление;
Воспитательные
Воспитывать интерес к предмету.
Развивать у учащихся умения выделять главное, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Воспитывать у учащихся нравственность, культуру, эстетическое отношение к окружающему миру.
Ход урока
Организационный момент.
Устная работа.
Ответить на вопросы:
Что такое системы счисления?
Какие существуют системы счисления?
Какие системы счисления называются непозиционные?
Перечислите непозиционные системы счисления.
Какие системы счисления называются позиционные?
Перечислите позиционные системы счисления.
Назовите основание десятичной СС; шестнадцатеричной.
Какие цифры входят в алфавит восьмеричной системы счисления? Двоичной системы счисления?
Сравните числа:
510 и 58
11112 и 11118
Записать в развернутом виде число:
3AF16=3·162+3·161+3·160
4718,6310=4·103+7·102+1·101+8·100+6·10-1+3·10-2
Записать в свернутом виде число:
Х16=10·161+1·160+7·16-1+5·16-2=А1,75
Х10=9·101+1·100+5·10-1+3·10-2
Решить задачи:
В коробке лежит 318 шар. Среди них 128 красных и 178 желтых. Как такое может быть?
318=2510
128=1010
178=1510
1010 +1510=2510
В классе 11112 девочек и 10102 мальчиков. Сколько учеников в классе?
11112=1510
10102=1010
1510+1010=2510
Перевести числа:
3410=Х5 (1145)
32110=Х7 (6367)
20110=Х3 (211103)
0,6562510=Х8(0,528)
0,6562510=Х16(0,А816)
3. Объяснение нового материала.
Записать в тетрадях вспомогательные таблицы: сложения, вычитания и умножения.
Таблица сложения Таблица вычитания Таблица умножения
0 + 0 = 0 0-0 = 0 0*0 = 0
0+1 = 1 0-1 = 11 0*1 = 1
1 +0=1 1-0=1 1 *0= 1
1 + 1 = 10 1-1=0 1*1 = 1
Рассмотрим по одному примеру каждого действия. Произведем проверку в десятичной системе счисления.
Пример 1.
100102+10012 = 110112Проверка 1810 + 910=2710
Пример 2.
100102- 10012= 10012Проверка 1810-910 = 910
Пример 3.
100102 * 10012 = 101000102Проверка 1810 * 910 = 16210
Пример 4.
100102: 10012 = 102Проверка 1810 : 910 = 210
4. Закрепление нового материала.
Заполнить таблицу:
№ п/пДействие в двоичной СС Ответ Проверка в десятичной СС
1. 1000+100 2. 1000-100 3. 1000·100 4. 1000 : 100 Столбики решений записывать под таблицей.
Итоги урока.
Домашнее задание.
Перевести числа в троичную и пятеричную системы счисления.
30,5 (ответ:1010,11113, 110,2225); 112,64 (ответ:11011,1223, 42,315);
Выполнить действия, проверку произвести в десятичной системе счисления.
1001001 + 10101 (ответ: 1011110); 1011011 + 1011011 (ответ: 10110110)
10001000-1110011 (ответ: 10101); 1101011-11100110(ответ: 1111011)