МИФОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ, ФИЛОСОФИЯ, НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ МИРА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧАПАЕВСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»








МИФОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ, ФИЛОСОФИЯ, НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ МИРА




Реферат по дисциплине
«Основы философия»
студента 33 группы III курса
специальности 070602.51
Дизайн (по отраслям)
Бученкова Виктория
Игоревна

Научный руководитель:
Захарова Е.М.

Реферат защищен:
«___»_________________2013 г.
Оценка: _____________
Подпись руководителя:____





Чапаевск, 2012 г.
Содержание

Введение.
3

Мифологический смысл происхождения мира.
5

Происхождение мира с точки зрения различных религиозных систем.
12

Философские теории происхождения мира
18

Заключение
21

Список источников и литературы
22






















Введение

Исходной для человеческого общества системой общих знаний о мире была мифология. Мифология способ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Мифологическому сознанию архаического общества свойственны нерасчлененность мышления и эмоционально, аффективно воспринимаемой среды, очеловечивание природы, одушевление космоса и вместе с тем разграничение раннего (сакрального) героического прошлого и текущего (профанного) настоящего. Миф выступает как способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями об окружающем мире. В этом смысле он включает в себя совокупность сведений, преданий, норм, табу, обрядов, верований, в которых делались попытки дать ответ на происхождение и устройство мира, происхождение человека и его рода (племени). Миф регламентировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию в отношениях между миром и человеком, природой и обществом, регулировал взаимоотношения между родами и племенами, объяснял различные явления природной и социальной жизни.
Конечно, с позиций современного знания мифологическое объяснение происхождения сущности мира было наивным, оно основывалось на сведениях, которыми располагал древний человек. Но многое он попросту не мог объяснить. В этих случаях архаический человек прибегал к помощи воображения, фантазии, однако же основанных на том, что знал, что было известно древнему человеку. Так, процесс возникновения чего-либо он понимал как рождение; в мифах все земля, небо, солнце, луна порождены кем-то.
Некоторые авторы к «предфилософии» относят религию, рассматривая ее как предшественницу мифологии, другие выводят философию из зачатков науки.
По мере совершенствования понятийного мышления происходит и рационализация мифа, в нем все дальше друг от друга «отходят» знания, основанные, с одной стороны, на опыте, с другой на вере в сверхъестественное. В результате из мифологии выделяются и обретают статус самостоятельных две системы знаний. Та часть мифологии, которая рассматривала проблемы первоосновы мира, его природы, устройства, взаимосвязи с человеком, стала «праматерью» философии. А та часть мифологии, которая обращалась к проблемам постижения действительности через веру, стала основой для теологии как учения о религии.
Актуальность: самые первые представления о мире существовали как мироощущение, формируемое мифом. Но в то же время эти представления, знания о мире не были однородными. С одной стороны, миф включал фантазии, верования в богов и героев, а с другой эмпирические знания, обобщения многолетних наблюдений, здравый смысл.
Проблема: какая из сфер человеческой деятельности строит правильные догадки о происхождении мира?
Цель: изучить взгляды различных видов человеческой деятельности на вопрос о происхождении мира.
Задачи:
Изучить теоретические аспекты мотивации и стимулирования персонала. Дать определение понятиям «мотив» и «стимул».
Проанализировать наиболее известные теории стимурирования и мотивации.
Ознакомиться с существующими методами построения систем мотивации персонала
1. Мифологический смысл происхождения мира

Вопрос о временной локализации периода происхождения мира продолжает интересовать ученых. Возникновение мира связано, прежде всего, с разделением субъекта и объекта, противопоставлением человеческого сообщества миру природы. Этот процесс был болезненным для человечества и сопровождался возникновением тревоги, которая явилась сигналом угрозы экзистенциальной безопасности. Миф о происхождение мира стал единственно возможным ответом на эту угрозу, положив начало культурному развитию человечества.
Мифологема отделения света от тьмы относится к древнейшим пластам первобытной мифологии. Именно различение света и тьмы, по Кассиреру, является той точкой, где начинается любое членение мифо­логического пространства как целого. И тогда в космогонических мифах появляется фигура некоего существа демиурга или культурного героя, благодаря которому происходит отделение света от тьмы. Миф, вы­полняющий функцию медиации между природой и человеческим коллективом, порождает фигуру посредника, которая является первым мифологически-конкретным выражением пробуждающегося и разви­вающегося самосознания культуры.
В некоторых мифах добывание света является главной предпосылкой к созданию мира.
Очень интересный миф о происхождении мира, в частности, солнца и луны у народов Северо-Западной Монголии. Они считают, что когда не было ни солнца, ни луны, люди летали по воздуху, сами сыпали искры и не нуждались в солнечном тепле. Один из них заболел. Бог послал ангела искать лекарства; гелюнг, так звали ангела, взял трость в 10 000 сажень длиной, стал ею шарить на дне океана и спугнул с него сначала одну деву-бога, затем другую; обе они взлетели на небо. Потом он нашел на дне океана круглое металлически зеркало, которое очень блестело и поместил его на небо. С тех пор на земле стало светло. В данном мифе роль посредника между Богом и человеком выполняет мифологический персонаж гелюнг, который осуществляет космоустроительные действия, достает со дна океана солнце и луну, столь необходимые для жизни человека. В данном мифе достаточно четко прослеживается влияние буддизма, однако архаический космогонический пласт здесь очевиден. Особенно интересным в сюжете мифа является тот факт, что люди существовали до возникновения света и не нуждались в нем. Но их существование носило совсем иной характер, чем у людей солнечного и подлунного мира. Потом произошло нечто, что в мифе осмысляется как болезнь, после чего люди стали нуждаться в свете и тепле.
Во многих космогонических мифах сотворение мира происходит не из ничего. Первобытная мысль признавала, что до сотворения существовало нечто, но оно оказалось чуждым человеку в его новом, культурном состоянии, в состоянии пробудившегося сознания. Первобытный хаос является хаосом лишь по отношению к человеку, но упорядочен относительно каких-то дочеловеческих сил и существ. Первобытная космогония это не возникновение космоса из ничего, а осмысление, придание человеческого смысла некоему дочеловеческом у порядку. С пробуждением человеческого сознания мир становится совсем иным, нежели он был прежде.
Своей фигурой культурный герой передает напряжение и даже разрыв между сферой природной, олицетворяемой божествами, и социальной, являющейся средой существования человека. Некоторые культурные герои в процессе развития мифологических сюжетов обретают черты богов, а другие становятся все ближе к человеческому образу жизни, сохраняя лишь некоторые черты инаковости по отношению к миру людей.
В фольклорных текстах южных селькупов описывается период старины, когда жили другие существа, похожие на людей. Их называли богатырями. Их характерными особенностями были огромная сила, долгожительство, способность питаться запахом и отсутствие пупка. Потомство их появлялось го плевка. Oт браков богатырей с «земляными» женщинами народились селькупы. В данном мифе прямо говорится о том, что богатыри существа дочеловеческого мира, но в то же время они же прародители людей.
Очень часто сотворение мира происходит из тела огромного великана. Мифологический прием сопоставления частей тела героя-богатыря с частями земной поверхности стоит в одном ряду с универсальными концепциями о космическом теле первочеловека, из которого создается Вселенная.
Прямым наследием ранней мифологической эпохи являются инициационные переживания шамана, связанные с расчленением его тела. Идея создания космоса через расчленение тотема или первопредка была частью коллективных представлений и позволяла вновь и вновь переживать сопричастность и единство человека и мира. Части тела первопредка формируют ландшафт и социальную структуру первобытного коллектива. Части тела будущего шамана делятся и по­едаются различными духами, прежде всего духами болезней. Тем самым подчеркивается соприродность новоявленного шамана миру сакральному, его способность выходить за пределы обыденного человеческого бытия и переживать свое неразрывное единство с космосом как огромным живым организмом.
В качестве первопредка культурный герой может иметь как антропоморфную, так и зооморфную природу и выступать в роли тотема.
В большинстве мифологий имеются общие сюжеты о происхождении всего сущего: выделении элементов порядка из изначального хаоса, разъединении материнских и отцовских богов, возникновении суши из океана, бесконечного и безвременного, и т. д.
В космогонических (о происхождении мира) и антропогонических (о происхождении человека) мифах выделяется группа сюжетов о сотворении сотворении мира как земли или вселенной, сотворении мира животного и растительного, сотворении человека, описывающие их происхождение в качестве произвольного акта «сотворения» со стороны высшего существа.
Нун Хаос родил Ра (Солнце, отождествляли с Амоном и Птахом). Ра произвёл из себя богов Шу (Воздух) и Тефнут (Вода), от которых родилась новая пара, Геб (Земля) и Нут (Небо) ставшие родителями Осириса (Рождение), Исиды (Возрождение), Сета (Пустыня) и Нептиды, Хор и Хатхор.
Мифы Древней Греции
Сначала существовал Хаос.
Боги, появившиеся из Хаоса: Хронос (Время), Гея (Земля), Эрос (Любовь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак) и Нюкта (Ночь).
Боги, появившиеся от Нюкты и Эреба: Эфир (Свет) и Гемера (День). (По Гигину, Эфир родился от мглы и хаоса. Его ещё считают отцом Зевса и называют отцом ветров.)
Эфир и Гемера породили: Талассу - морскую богиню.
Гея родила (либо сама, либо от Хаоса): Урана (Небо), Понта (Море).
Гея-Земля и Понт-Море рождают: Нерея, Эврибию, Тавманта, Форка и Кето.
Гея-Земля и Уран-Небо породили Титанов: Океан, Тефию, Япета, Гипериона, Тейю, Крия, Кея, Фебу, Фемиду, Мнемозину, Кроноса и Рею, а также 3 Одноглазых великанов (Циклопов) и 3 Сторуких исполинов с 50 головами (Гекатонхейров).
Титаны Кронос и Рея в дальнейшем берут власть над миром и порождают Олимпийских богов, которые в ходе десятилетней войны одержали победу над титанами, низринув их в недра Тартара.
Мифы Междуречья
Согласно шумеро-аккадскому космогоническому эпосу «Энума элиш», Тиамат смешала свои воды с Апсу, тем самым дав начало миру.
Слова Апсу и Тиамат имеют двойственное значение. В мифологии под ними понимали имена богов, но при написании этих слов в «Энума элиш» отсутствует детерминатив DINGIR, означающий «божество», так что, в этом контексте их следует считать скорее природными элементами или стихиями, чем богами.
Зороастризм
По концепции мироздания зороастризма, мир существует на протяжении 12 тысяч лет. Вся его история условно делится на четыре периода, в каждом по 3 тыс. лет. Первый период предсуществование вещей и идей. На этой стадии небесного творения уже существовали прообразы всего, что позднее было создано на Земле. Это состояние мира называется Менок («невидимый» или «духовный»). Вторым периодом считается сотворение тварного мира, то есть реального, зримого, населённого «тварями». Ахура-Мазда создаёт небо, звёзды, Луну, Солнце, первочеловека и первобыка. За сферой Солнца находится обиталище самого Ахура-Мазды. Однако одновременно начинает действовать Ахриман. Он вторгается в пределы небосвода, создаёт планеты и кометы, не подчиняющиеся равномерному движению небесных сфер. Ахриман загрязняет воду, насылает смерть на первого человека Гайомарта и первобыка. Но от первого человека рождаются мужчина и женщина, от которых пошёл род человеческий, а от первобыка происходят все животные. От столкновения двух противоборствующих начал весь мир приходит в движение: воды обретают текучесть, возникают горы, движутся небесные тела. Чтобы нейтрализовать действия «вредных» планет, Ахура-Мазда к каждой планете приставляет своих духов. Третий период существования мироздания охватывает время до появления пророка Зороастра. В этот период действуют мифологические герои Авесты: царь золотого века Йима Сияющий, в царстве которого нет ни жары, ни холода, ни старости, ни зависти творения дэвов. Этот царь спасает людей и скот от Потопа, построив для них специальное убежище. В числе праведных этого времени упоминается и правитель некой области Виштаспа, покровитель Зороастра. На протяжении последнего, четвёртого периода (после Зороастра) в каждом тысячелетии людям должны являться три Спасителя, предстающие сыновьями Зороастра. Последний из них, Спаситель Саошьянт, решит судьбу мира и человечества. Он воскресит мёртвых, уничтожит зло и победит Ахримана, после чего наступит очищение мира «потоком расплавленного металла», а всё что останется после этого, обретёт вечную жизнь.
Древний Китай
Согласно мифам, вся история Китая была разделена на десять периодов, и в каждый из них люди делали новые усовершенствования и постепенно улучшали свою жизнь.
В Китае самыми главными космическими силами были не стихии, а мужское и женское начала, которые являются главными действующими силами в мире. Известный китайский знак инь и ян это самый распространённый символ в Китае. Один из наиболее известных мифов о сотворении мира записан во II веке до н. э. Из него следует, что в глубокой древности существовал лишь мрачный хаос, в котором постепенно сами собой сформировались два начала Инь (мрачный) и Ян (светлый), установившие восемь главных направлений мирового пространства. После установления этих направлений дух Ян стал управлять небесами, а дух Инь землёй. Самыми ранними письменными текстами в Китае были гадательные надписи. Понятие словесность вэнь (рисунок, орнамент) в начале обозначалось как изображение человека с татуировкой (иероглиф). К VI в. до н. э. понятие вэнь приобрело значение слово. Первыми появились книги конфуцианского канона: Книга перемен Ицзин, Книга истории Шу цзин, Книга песен Ши цзин XIVII вв. до н. э. Также появились и обрядовые книги: Книга ритуала Ли цзи, Записи о музыке Юэ цзи; летописи царства Лу: Весна и Осень Чунь цю, Беседы и суждения Лунь юй. Список этих и многих других книг был составлен Бань Гу (3292 гг. н. э.). В книгу История династии Хань он записал всю литературу прошлого и своего времени. В III вв. н. э. один из ярких сборников был Изборник Девятнадцать древних стихотворений. Стихи эти подчинены одной главной мысли быстротечности краткого мига жизни. В обрядовых книгах существует следующее предание о творении мира: Небо и земля жили в смеси хаосе, подобно содержимому куриного яйца: Пань-гу жил в середине (это можно сравнить со славянским представлением начала мира, когда Род был в яйце). Он является одним из самых древних мифов.
Долгое время в мире господствовал хаос, говорили китайцы, в нём ничего нельзя было различить. Затем в этом хаосе выделились две силы: Свет и Тьма, а из них образовались небо и земля. И в это время появился первый человек Паньгу. Был он огромен и жил очень долго. Когда же он умер, из его тела образовались природа и человек. Его дыхание превратилось в ветер и облака, голос его стал громом, левый глаз солнцем, правый луной. Из тела Паньгу образовалась земля. Руки его, ноги и туловище превратились в четыре страны света и пять главных гор, а пот на его теле стал дождём. Кровь потекла по земле реками, мускулы легли земной почвой, волосы превратились в травы и деревья. Из зубов его и костей образовались простые камни и металлы, из мозга жемчуг и драгоценные камни. А черви на его теле сделались людьми.
Существует и другое предание о появлении человека. В нём рассказывается, что женщина по имени Нюйва вылепила людей из жёлтой земли. Нюйва также участвовала в мироздании. Однажды один жестокий и честолюбивый человек по имени Гунгун взбунтовался и стал заливать водой её владения. Против него Нюйва отправила войско, и мятежник был убит. Но перед смертью Гунгун ударился головой о гору, и от этого толчка обвалился один из углов земли, обрушились столбы, державшие небо. Всё на земле пришло в смятение, и Нюйва занялась наведением порядка. У гигантской черепахи она отрубила ноги и подпёрла ими землю, чтобы восстановить её равновесие. Она собрала множество разноцветных камней, разожгла огромный костёр и, когда камни расплавились, зачинила этим сплавом зияющее отверстие в небесном своде. Когда костёр потух, она собрала пепел и построила из него плотины, прекратившие разлив воды. В результате её огромных трудов на земле снова воцарились мир и благополучие. Однако с тех пор все реки текут в одном направлении на восток; так объясняли себе древние китайцы эту особенность рек в Китае.

2. Происхождение мира с точки зрения различных религиозных систем
Христианство
Центральной догмой творения в христианстве является лат. Creatio ex Nihilo «сотворение из ничего», в которой Создателем, вызвавшим всё сущее из небытия, выступает Бог в своём волевом акте лат. productio totius substantiв ex nihilo sui et subjecti переведя всё сущее из состояния небытия в состояние бытия. Эта вера нашла первое своё выражение в Библии, во Второй книге Маккавеев, где мать, увещевая сына идти на мученичество, говорит: «Умоляю тебя, дитя моё, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и, что так произошёл и род человеческий» (2 Мак. 7, 28). Бог при этом выступает и первичной причиной существования мира. В то же время Бог не обязан был творить мир, для Божественного существа оно не обусловлено никакой «внутренней необходимостью». Это был Его свободный выбор, дарственный акт Бога «от преизбытка любви».
Процесс сотворения мира описан в первых трёх главах первой книги Библии книге Бытия. Подавляющее большинство христиан верят, что в событиях первой главы Бытия участвовали все три лица (ипостаси) Святой Троицы: Бог Отец, не воплотившийся ещё Христос (Бог Слово) и Бог Дух Святой усматривая в употреблённом древнееврейском слове Элохим (
·
·
·
·
·) множественное число, а также опираясь на слова евангелиста Иоанна Богослова (Ин 1:3). Христианские апологеты и Отцы Церкви первого тысячелетия настойчиво повторяют, что «сотворение не есть то же, что рождение». Так святой Иоанн Дамаскин противопоставляет творение вселенной рождению Бога Сына, так как творение «из ничего» есть акт Божественной воли. «Поскольку рождение, говорит он, есть действие природное и исходит из самой сущности Бога, оно должно быть безначальным и превечным, иначе рождение вызывало бы изменение, был бы Бог „до“ и Бог „после“ рождения. Бог умножался бы». Все люди сотворены через двух конкретных людей Адама и Еву, и никаких других предков у человека нет. Мир был сотворён послушным человеку, гармоничным, осмысленным, как говорит Библия, «хорошо весьма» (Быт 1:31). Несоответствие с действительностью и очевидностью истории объясняется в христианстве тем, что Бог даровал сотворённым ангелам и человеку свободу, которую они использовали во зло (Быт 3:1-6).
В католицизме первые главы Бытия понимаются не как буквальное описание процесса творения, а разрешается рассматривать их как аллегорию. Традиционные лютеране также не воспринимают первую главу Бытия буквально. Некоторые из Православных богословов, опираясь на библейскую герменевтику и собственную теорию, предписывают понимать здесь под «днём» (ивр.
·
·
· «йом» или «иом») некоторый возможно очень продолжительный смысловой этап творения вселенной. Свидетели Иеговы также указывают на то, что слово «день» (евр. «йом») означает не только сутки, а часто указывает на неопределённый отрезок времени (Пс.89:5; 2Петр.3:8)[6].
В современных фундаменталистских и радикально-консервативных течениях в протестантизме и православии богословы настаивают на буквальном понимании первых глав книги Бытия: творении мира за 6 дней.
Ислам
Сотворение мира в Коране описывается несколько не так, как в Библии. Ислам не отвергает идею еженедельного праздничного дня, который, как известно, обосновывается в Библии сообщением, что Господь Бог отдыхал в этот седьмой день от трудов по миросотворению, но праздничным днём считается пятница. Однако, приписывание качества усталости Всемогущему и ни с кем несравнимому Богу считается кощунством и отсутствует в Исламе.
«Господь твой Аллах, сотворивший небеса и землю в шесть дней». «Аль А’раф» (7:54)
«Откровение от Того, кто сотворил землю и небеса». «Таха» (20:4) Создание небес до земли и земли до небес, здесь речь идёт о Творении вообще.
«И Аллах взошёл к небу, которое было как дым» «Фусилат» (41:11) «Разве неверные не видят, что небеса и земля были соединёнными, а потом Мы их разделили?» «Аль-Анбия» (21:30) Создание единой газообразной массы (дурхан), элементы которой, хотя и соединённые вначале (ратг), затем становятся отдельными элементами (фатг).
«Он сотворил день, ночь, солнце и луну. Они движутся по своему круговому пути». «Аль-Анбия» (21:33) Библия говорит о Солнце и Луне как двух светилах для управления днём и управления ночью, а Коран различает их употреблением разных эпитетов: свет (нур) о Луне и факел (сирадж) о Солнце.
Индуизм
В индуизме существует как минимум четыре версии возникновения мира:
из первичного звука Ом, изданного барабанчиком Шивы;
из «космического яйца»;
из «первичного тепла»;
из жертвы первочеловека Пуруши самому себе (из частей его тела).
В Ригведе, кроме того, упоминается некий космический половой акт. Согласно автору «Гимна о сотворении мира»:
Не было ни смерти, ни бессмертия тогда.
Не было признака дня или ночи.
Дышало, не колебля воздуха, по своему закону
Нечто Одно, И не было ничего другого, кроме него.
Оплодотворители были. Силы растяжения были.
Порыв внизу. Удовлетворение наверху.
Откуда это творение появилось:
Может, само создало себя, может, нет
Тот, кто надзирает над этим миром на высшем небе,
Только он знает. А может быть, и он не знает?
Сикхизм
Сикхизм религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но отличающаяся от них и не признающая преемственности. Сикхи верят в единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца. Его настоящее имя никому не известно.
Бог рассматривается с двух сторон как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). До Творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе Творения он выразил себя. До Творения не было ничего ни рая, ни ада, ни трёх миров только Бесформенное. Когда Бог захотел выразить себя (как Саргун), он сначала нашёл своё выражение через Имя, и через Имя появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует везде и распространяется во всех направлениях, как Любовь.
В космологии буддизма утверждается повторение циклов возникновения и уничтожения вселенной. Буддийская религия не имеет понятия сотворения мира высшим нематериальным существом Богом. Возникновение каждой новой вселенной обусловлено действием совокупной кармы живых существ предыдущего мирового цикла. Аналогичным образом причиной разрушения вселенной, прошедшей свой период существования, является накопленная дурная карма живых существ.
Каждый мировой цикл (махакальпа) делится на четыре периода (кальпы):
пустоты (от разрушения одного мира до начала формирования другого) (самвартастхаикальпа);
формирования (развёртывания) мира (вивартакальпа);
пребывания (когда космос пребывает в стабильном состоянии) (вивартастхаикальпа);
разрушения (свёртывания, угасания) (самвартакальпа).
Каждая из этих четырёх кальп состоит из двадцати периодов возрастания и убывания.
В отношении вопроса о том, было ли начало мировых циклов, имеет ли начало сама сансара, буддизм не даёт никакого ответа. Этот вопрос, подобно вопросу о конечности или бесконечности мира, относится к так называемым «неопределённым», «не имеющим ответа» вопросам, по поводу которых Будда хранил «благородное молчание». В одной из буддийских сутр об этом говорится:
«Недоступно мысли, о монахи, начало сансары. Не могут ничего знать о начале сансары существа, что, будучи объяты неведением и охвачены страстью, блуждают в её круговороте от рождения к рождению».
Первым существом, появляющимся в новой вселенной, становится бог Брахма, считающийся Творцом мира в индуизме. Согласно буддийской сутре, после Брахмы появляются тридцать три бога, которые восклицают: «Это Брахма! Он вечен, он был всегда! Он всех нас создал!». Так объясняется идея появления веры в существование Бога-Творца. Брахма в буддизме не есть Творец, он лишь первое божественное существо, которому начинают поклоняться. Как и все существа, он не является неизменным и подчинён причинно-следственному закону кармы.
Джайнизм
Джайнская мифология содержит подробные сведения о строении мира. Согласно ей, Вселенная включает мир и немир; последний недоступен для проникновения и познания. Мир, по представлениям джайнов делится на высший, средний и низший и весь он состоит из трёх как бы усечённых конусов. В джайнской мифологии подробно описываются строения каждого из миров и те, кто их населяет: растения, животные, люди, обитатели ада, огромное число божеств.
Низший мир, состоящий из семи слоёв, наполнен смрадом и нечистотами. В некоторых слоях находятся обитатели ада, страдающие от истязаний; в других омерзительные существа чёрного цвета, похожие на безобразных птиц, бесполые, постоянно терзающие друг друга.
Средний мир состоит из океанов, континентов, островов. Там есть горы (некоторые из золота и серебра), рощи со сказочными деревьями, пруды, покрытые цветущими лотосами; дворцы, стены и решётки которых усыпаны драгоценными камнями. В преданиях встречаются описания скал, на которых стоят троны, предназначенные для посвящения тиртханкаров. Некоторые острова принадлежат лунным, солнечным и другим божествам. В центре среднего мира возвышается мировая гора, так называемая Мандара.
Высший мир состоит из 10 (у шветамбаров) или 11 (у дигамбаров) слоёв. Каждый слой делится на подслои, населённые многочисленными божествами; часто их имена только упоминаются и не даётся никакого описания. В самой верхней части, в особой обители Сиддхакшетре (высшей точке Вселенной), пребывают сиддхи освободившиеся души.
В джайнизме имеется огромное число божеств, которые отличаются друг от друга социальным положением: одни имеют силу, слуг, воинов, советников; другие по описаниям напоминают земных парий, самых бесправных и беднейших из людей. В зависимости от занимаемого положения божества обитают в высшем, среднем или низших мирах. В разных царствах высшего мира происходит перерождение людей и животных. По истечении срока божественного существа они могут возвратится в своё прошлое состояние.







3. Философские теории происхождения мира

Один из основных вопросов, который человечество пыталось разрешить на протяжении всей своей истории, - вопрос о происхождении мира и человека. Среди нехристианских теорий по этой проблеме следует выделить следующие три:
1) материализм;
2) дуализм;
3) пантеизм.
Материализм (от лат. слова materialis - вещественный). В противоположность идеализму, материализм считает, что материя первичнее духа, сознания, идеи. Признание первичности материи равносильно отрицанию Божественного начала, приведшего мир в бытие, поэтому характерной чертой материализма является атеизм. К числу универсальных свойств материи материалисты относят "ее несотворимость и неуничтожаемость, вечность существования во времени и бесконечность в пространстве, неисчерпаемость ее структуры. Материи всегда присущи движение и изменение, закономерное саморазвитие...". Все явления в мире, согласно этому учению, представляют собой различные виды и проявления движущейся материи.
Это учение в настоящее время обнаруживает все более и более свою несостоятельность. Такие утверждения, как вечность, бесконечность материи и закономерность ее саморазвития, с точки зрения современной науки, являются сомнительными. Большинство ученых нашего времени считают, что мир имел начало и что он ограничен. Согласно научным наблюдениям, материя стремится отнюдь не к саморазвитию, не к усложнению своей структуры, а, наоборот, к распаду на более простые формы, к выравниванию всех возникших в ее структуре отклонений (в физике это явление называется "тепловой смертью").
Дуализм (от лат. слова dualis - двойственный) - это философское учение, которое признает, что в основе всего - равноправные, не сводимые друг к другу два начала: идеальное и материальное. Типичным представителем дуализма является древнегреческий философ Платон (VI-III вв. до н.э.). Согласно его учению, существует высший и неизменный мир божественных идей. Ниже мира идей находится Демиург (букв. с греч. dhmiourgoV - изготавливающий вещи для народа, т.е. ремесленник: от dhmoV - народ и ourgoV - работа).
Демиург - это творец и отец нашей Вселенной, создатель низших богов, мировой души и бессмертной части человеческих душ. Он творит космос из совечной ему материи (некой бесформенной массы), наделенной вечным беспорядочным движением. Взирая на вечный первообраз, данный в божественных идеях. Демиург согласно этому образцу возделывает праматерию.
Демиург не является в собственном смысле творцом. Ни первообраз, ни праматерия от него не зависят. Более того, он не всесилен: его стремлению устроить все "как можно лучше" противостоит сопротивление материи.
В процессе устроения бесформенная материя (которая сама по себе реально не существует, она есть только чистая возможность бытия) получает некоторое правдоподобие, становится слабым напоминанием мира идей. Таково же, с некоторыми незначительными различиями, учение Аристотеля. Филон Александрийский (I в. до н.э.) отождествил платоновского Демиурга с Логосом (греч. - мысль, идея, слово), которого считал высшим творением Бога. Посредством Логоса Бог творит мир духовный и вещественный.
Гностики (I-III вв. н.э.), полагавшие, что материя есть абсолютное зло, пришли к заключению, что Демиург - источник мирового зла. И в своем учении они "согнали" его с верхнего этажа божественной лестницы в разряд низших божественных существ, в "психическую" сферу. В учении гностика Валентина Демиург предстает как слепая сила. Он творит, но не постигает идей твари2.
Гностик Маркион учил, что есть два Бога: злой Бог Ветхого Завета - Демиург и добрый Бог Нового Завета - Сын, и таким образом разрывал связь между Ветхим и Новым Заветами. Некоторые секты гностиков наряду с Божественным началом предполагали вечное существование мрака - материи или хаоса. Существующий мир, по их учению, является антиподом (полной противоположностью) Бога. Человек соединяет в себе эти два враждебных друг другу начала: духовное и материальное. Душа иноприродна этому миру и своему телу. Путем гнозиса (познания) человек должен преодолеть свою расщепленность, освободиться из "темницы" тела.
Пантеизм (от греч. pan - все и qeoV - Бог) - это философское учение, отождествляющее Бога и мир. Пантеисты "растворяют" Бога в природе и, наоборот, мир в Боге. Мир возникает из самого Божества. Он является эманацией (истечением) Божественной природы.
Пантеистические идеи содержатся в древнеиндийских религиях (особенно в брахманизме, индуизме и веданте), в древнекитайской религии (даосизме) и у некоторых древнегреческих философов (в частности, у Гераклита Логос - основа всех вещей). Например, в древнеиндийской религии Брахман - это абсолютное, высшее, безличное, духовное начало. Из него возникает мир во всем его многообразии. Вместе с тем, все, что есть в мире, разрушается, растворяясь в Брахмане. В этой религии различаются два образа бытия Брахмана. Безличное духовное начало - это Брахман невоплощенный и бессмертный. Мир и человек - Брахман воплощенный и смертный. Так индуисты говорят о тождестве Брахмана, мира и человеческого "Я": "Я есть Брахман".
Пантеизм лежит в основе и неоплатонического учения о происхождении мира (III в. н.э.). Согласно этому учению, во главе бытия стоит сверхсущее Единое - Благо, не постижимое рассудком, невыразимое в слове, но постигаемое в сверхумном экстазе. Единое, от преизбытка своей мощи, как переполненная чаша, изливается и порождает нижестоящую иерархию: Ум, с идеями в нем, и Душу, обращенную к Уму и чувственному космосу, вечному в своем временном бытии. Душа порождает вещи этого мира, взирая на идеи, заключенные в Уме. Единое, ниспадая, все более умаляется. Таким образом, мир, по учению неоплатоников, возникает в результате какой-то таинственной катастрофы, которую можно назвать падением Бога.
Заключение

В каждом конкретном обществе существуют различные формы мировоззрения, но ведущей является та из них, которая дает обществу наиболее значимые для него нормы, идеалы, ценности, стандарты поведения, обеспечивая тем самым духовные основы жизнедеятельности людей. Ведущими формами мировоззрения являются:
мифологическое основано на мифе, в котором обозначены закономерности, образцы поведения, правила, соответствующие сакральному порядку. Все происходящие события осмысливаются через сакральное, последнее же подкрепляется табу, обычаем или ритуалом. Мифологическое мировоззрение нацелено на защиту сообщества людей от внутренних и внешних угроз. Включает множество запретов, предписаний, табу для типичных ситуаций;
религиозное в основе лежит принцип служения трансцендентному началу божеству, поддержание установленного им порядка, зафиксированного в заповедях, догматах, религиозных добродетелях. Основные характеристики мира выводятся из воли Бога. Основными религиозными добродетелями считаются смирение, послушание, служение, богобоязненность, богопочитание;
Философское – формируется философией как системой знаний об общем. Философия фиормирует у человека не мироощущение, не мировосприятие и не миропредставление, а миропонимание, которое основывается не только на чувствах, образах и здравом смысле, но прежде всего на рационально- теоретическом знании.





Список источников и литературы
Литература
" Мифы о сотворении мира/ В.Я. Петрухин.- М: Астрель: АСТ: ЛЮКС,2005.- 464 с.
2. Мифология для «чайников»: Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.- 384 с.
3. Мифы Древней Индии/ Э.Н. Темкин.- М: Наука,2002.- 145 с.
4. Ранние формы религии/ Токарев С. А.- М: Наука, 1987.- 236 с.
5. Религия Древнего Египта/ Коростовцев М. А.- М: Наука, 1976.- 243 с.
Бучило Н. Ф., Чумаков А. Н. Философия: Учебное пособие. – М.: ПЕРСЭ, 2003. – 447 с.
Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. Х. Философия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 519 с.
Философия: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. / Московский институт национальных и региональных отношений; Научный руководитель В. Л. Калашников. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 384 с.
Философия: Справочник студента. / Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцов. – М.: Филологическое общество «Слово»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 672 с.
Философия: Учебник для вузов. / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 622 с.
Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: «Феникс», 1997. – 576 с.
Бадж Э.А. Уоллис Древний Египет: духи, идолы, боги / Э.А. Уоллис Бадж. - М.: Центрполиграф, 2009. - 478 с.
.Гербер Х. Мифы Греции и Рима / Х. Гербер; пер. Е. Ламанова. - М.: Центрполиграф, 2007. - 302 с.
.Овчинникова А.Г. Легенды и мифы Древнего Востока / А.Г.Овчинникова. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2002. - 512 с.
Мифы о сотворении мира/ В.Я. Петрухин.- М: Астрель: АСТ: ЛЮКС,2005.- 464 с.
Интернет – источники
http://www.kabacademy.com/mod/book/view.php?id=168&chapterid=387
http://www.liveinternet.ru/showalljournal.php?tag_name=%D0%E0%E1%E0%F2%EA%E0
http://nreferat.ru/referat/mify-o-sotvorenii-mira/7
http://дипкур.рф/реферат-каково-происхождение-мира/










13PAGE 15


13PAGE 14215