Урок по биологии 11 класс по теме: «Первичные представления о происхождении жизни на Земле»

План урока по биологии
в 11 классе естественно – математического направления.

Тема урока: «Первичные представления о происхождении жизни на Земле. Теория о вечности жизни, труды древних философов Аристотеля, Ф. Бэкона. Опыты, опровергающие представления о самозарождении».

Цель урока: Сформировать представления о возникновении жизни на Земле,  возникновении живого из неживого естественным путем в процессе длительного исторического развития. Дать представления о взглядах и гипотезах по вопросу происхождения жизни. Продолжить формирование навыков самостоятельной деятельности, работе в группе, навыков работы с большим объемом информации, навыков работы с компьютером. Формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии. Развивать когнитивную саморегуляцию.

Ожидаемые результаты: Учащиеся будут знать различные гипотезы и предположения о возникновении жизни на земле. Смогут выдвигать собственные версии по данной теме. Сумеют отстаивать свою точку зрения. Уч-ся сами могут выбирать формы для запоминания и повторения, сумеют задавать вопросы по теме, используюя ранее полученные знания для самовыражения и саморегуляции.
Методы повторения и запоминания выбирают и знают уч-ся. Умеют применять.

Ключевые идеи: Донести до сознания детей, что необходимо принимать все точки зрения по поводу происхождения жизни на Земле, уважать собственное мнение и мнение своих оппонентов. Уметь приводить аргументы и доводы по данному вопросу.

А: что учащиеся уже знают по данной теме до начала урока

Жизнь на планете Земля образовалась много миллионов лет назад. Существует очень много предположений о ее происхождении. Планета Земля населена множеством разнообразных живых организмов.
В: главный урок (что делают учащиеся и учитель)

Учащиеся работают в парах, группах, самостоятельно. Для получения информации, используют материал учебника. Дополнительные источники информации. Делятся своими знаниями с одноклассниками. Учитель наблюдает за работой учеников, контролирует выполнение заданий, оценивает. Дает нужную информацию. В случае необходимости помогает учащимся придти к правильному решению.

Инструкции для начала урока.

Задание № 1 Введение в тему.
Просмотр видеоролика «Планета Земля». Вопросы: Как Вы думаете, что такое жизнь? Каким образом она возникла на планете Земля? Какие ассоциации возникли у вас при просмотре данного ролика? Сформулируйте тему урока, каким образом можно построить сегодняшний урок, что можно на нем изучить? (5–7 мин.). (Задание для определения темы и целей урока). Используемые модули и приемы: Диалогическое обучение (толстые, тонкие вопросы); ИКТ.

Задание № 2. Заполнение таблицы. «Верно», «Неверно»:
Понятие
Определение
Верно «+», неверно « - »





Данное задание позволит перейти от полученных раннее знаний учеников к изучению новой темы. Проверка имеющихся знаний, получение новой информации. Использование различных методов повторения и запоминания.(5 мин.) Используемые модули и приемы: Диалогическое обучение.

С: Работа с новым материалом:

Задание № 3. . Работа в группах. Учащихся делят на две группы. Раздаются карточки с названием «биогенез и абиогенез». В группе находятся ученики группы А, В, С. Работа в группе ведется по ролям (Метод Джиксо). Предлагается дополнительный материал. На рассмотрение предлагаются несколько гипотез о происхождении жизни на Земле. Ученики выбирают оратора (спикера), готовят ему текст, доказательную базу (рисунки, опыты). Применяют методы повторения для запоминания информации, используя текст и методы работы с ним для запоминания (опорный конспект, ключевые слова, пересказ, ассоциации, визуальные методы запоминания-рисунки, схемы и др.) Используемые модули и приемы: Диалогическое обучение, критическое мышление, оценивание для обучения, работа с одаренными детьми. (10 мин. + 4 мин. на выступление и оценивание)

Задание № 4 Составление интеллект – карты.
1 группа – ключевое слово «абиогенез», 2 группа – ключевое слово «Биогенез». ( Данное задание проверяет умение работать в группе, умение применять полученные знания, запомнить ключевые слова, применять различные формы и методы запоминания, такие как, ключевые слова, ассоциации, визуальные методы запоминания-рисунки, схемы и др.) Используемые модули и приемы: Диалогическое обучение. (5 мин.)

Задание № 5. Мини - тесты
На экран выводятся мини - тесты по пройденной теме, сделать проверку, определить, что усвоили хорошо, а что нет. Обратить внимание на непонятные моменты. Предложить, как лучше запомнить ключевые слова и определения. (6-7 мин.).
(Закрепить и проверить полученные знания). Используемые модули и приемы: Оценивание обучения (критериальное оценивание), ИКТ.

Инструкции для окончания урока:
Заполнить третью графу таблицы. Провести рефлексию по данному уроку.

Рефлексия.
Предложить учащимся написать на стикерах свое мнение о происхождении жизни на Земле, и наклеить на глобус.(5 мин.). Закончить урок разминкой «Фейерверк».













Приложения к уроку.
ФИО ученика______________________ Сопоставьте утверждения.

Понятие
Определение
«+», « - »

1. Популяционно – видовой уровень

2. Биогеоценотический уровень

3.Биосферный уровень

4. Абиогенез


5. Биогенез

6. Теория панспермии


7. Креационизм

8. Витализм

А. Совокупность организмов разных видов и различной сложности организации, приспособленных к одинаковым условиям природной среды.

Б. Совокупность особей одного вида или группы, которая длительно существует в определенной части ареала.

В. Совокупность всех живых организмов на нашей планете.

Г. Жизнь возникла в результате какого-то сверхъестественного события в прошлом.

Д. Живое возникает из неживой природы.

Е. Жизнь на Земле занесена с других планет посредством микроорганизмов и спор.

Ж. Живое не может возникнуть самопроизвольно, оно происходит от живого.

З. Живое возникает из неживого под действием сверхъестественных «жизненных сил».



1
2
3
4
5
6
7
8




































1 группа: сторонники абиогенеза.

Креационизм.
Согласно этой теории жизнь возникла в результате какого-то сверхъестественного события в прошлом. Ее придерживаются последователи почти всех наиболее распространенных религиозных учений.
Традиционное иудейско-христианекое представление о сотворении мира, изложенное в Книге Бытия, вызывало и продолжает вызывать споры. Согласно креационизму возникновение жизни относится к определённому событию в прошлом, которое можно вычислить. В 1650 г. архиепископ Ашер из Ирландии вычислил что Бог сотворил мир в октябре 4004 г. до н.э., а в 9 часов утра 23 октября и человека. Это число он получил из анализа возрастов и родственных связей всех упоминаемых в Библии лиц.
Некоторые считают, что мир и все населяющие его организмы были созданы за 6 дней по 24 часа. Другие христиане не относятся к Библии как к научной книге и считают, что в Книге Бытия изложено в понятной для людей форме теологическое откровение о сотворении всех живых существ всемогущим Творцом.
Теория стационарного состояния
Согласно этой теории, Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень мало; виды тоже существовали всегда.
Современные методы датирования дают все более высокие оценки возраста Земли, что позволяет сторонникам теории стационарного состояния полагать, что Земля и виды существовали всегда. У каждого вида сеть две возможности - либо изменение численности, либо вымирание.
Сторонники этой теории не признают, что наличие или отсутствие определенных ископаемых остатков может указывать на время появления или вымирания того или иного вида, и приводят в качестве примера представителя кистеперых рыб латимерию. Сторонники теории стационарного состояния утверждают, что, только изучая ныне живущие виды сравнивая их с ископаемыми остатками, можно делать вывод о вымирании, да и то он может оказаться неверным.
Теория спонтанного (самопроизвольного) зарождения.
Идею абиогенеза (зарождения организмов из неживой природы) активно развивали философы Древней Греции: Эмпедокл, Демокрит и особенно Аристотель.
Эмпедокл утверждал, что первые живые существа возникли из четырех элементов материи: огня, воздуха, воды и земли.
Демокрит полагал, что из ила и воды при участии огня могут самопроизвольно зарождаться живые существа, например рыбы. Саму жизнь он рассматривал как следствие механических сил природы: из соединения многих атомов образуются тела, а распад атомов ведет к их гибели.
Аристотель также считал, что некоторые растения и животные могут самозарождаться из неживой материи. Это происходит в тех случаях, когда в неживом материале имеется некое «активное начало». Именно оно, подобно энергии, способно в благоприятных условиях привести к появлению живого из неживого вещества. Например, из куска гниющего мяса под влиянием этого «активного начала» могут зародиться черви, а из червей мухи. Идеи Аристотеля о самозарождении жизни сохраняли власть над умами многих видных ученых очень долго, вплоть до XIX в. Например, в XVI в. известный врач Парацельс пытался опытным путем доказать самозарождение лягушек, мышей, черепах, угрей из воды, воздуха, соломы, гниющего дерева и других неживых предметов. Например, ван Гельмонт (1577 – 1644), весьма знаменитый и удачливый ученый, описал эксперимент, в котором он за три недели якобы создал мышей. Для этого были нужны грязная рубашка, темный шкаф и горсть пшеницы. Активным началом в процессе зарождения мыши ван Гельмонт считал человеческий пот.
2группа: Сторонники биогенеза.
Теория панспермии.
Теория панспермии (гипотеза о возможности переноса Жизни во Вселенной с одного космического тела на другие) не предлагает никакого механизма для объяснения первичного возникновения жизни и переносит проблему в другое место Вселенной. Либих считал, что «атмосферы небесных тел, а также вращающихся космических туманностей можно считать как вековечные хранилища оживлённой формы, как вечные плантации органических зародышей», откуда жизнь рассеивается в виде этих зародышей во
Вселенной. В начале нашего века с идеей радиопанспермии выступил Аррениус. Он описывал, как с населённых другими существами планет уходят в мировое пространство частички вещества, пылинки и живые споры микроорганизмов. Они сохраняют свою жизнеспособность, летая в пространстве Вселенной за счёт светового давления. Попадая на планету с подходящими условиями для жизни, они начинают новую жизнь на этой планете.
Для обоснования панспермии обычно используют наскальные рисунки с изображением предметов, похожих на ракеты или космонавтов, или появления НЛО. При изучении вещества метеоритов и комет были обнаружены многие «предшественники живого» – органические соединения, синильная кислота, вода, формальдегит, цианогены. Предшественники аминокислот найдены в лунном грунте и метеоритах.
Борьба сторонников биогенеза и абиогенеза
Итальянский биолог и врач Франческо Реди в середине XVII в. сделал открытие, которое положило начало исследованиям биогенеза. Реди высказал предположение и подтвердил его серией опытов, что живое не возникает самопроизвольно, а появляется из живых организмов.
Ф. Реди проводил такие эксперименты. В сосуды помещал куски мяса различных животных. Одни сосуды плотно закупоривал, чтобы воздух не имел доступа к кускам мяса. Другие сосуды оставлял открытыми. Спустя некоторое время в открытых банках появлялись «черви» (личинки мух), а в закупоренных их не было. В своей работе «Эксперименты над зарождением насекомых» в 1668 г. он, обобщая свои наблюдения, высказал предположение, что «черви» появились в результате полового размножения мух на гниющем мясе. Однако одной или двух серий экспериментов оказалось недостаточно для опровержения идей о самозарождении живого, ибо слишком много было в природе явлений, которые ученые того времени не могли объяснить. Изобретенный в XVII веке микроскоп открыл микромир. Это позволило обнаружить бактерии в плотно закрытой колбе с мясным бульоном.
Итальянский аббат Ладзаро Спалланцани (17291799) выступил против самозарождения бактерий. В 1765 г. Спалланцани провел следующий опыт: прокипятив мясной бульон в течение часа, он запаял вытянутое горлышко колбы. В запаянной колбе микроорганизмы не возникали. Из этого Спалланцани сделал вывод, что высокая температура уничтожила все формы живых существ, и что без них ничто живое уже не могло возникнуть.
Французская Академия наук назначила в 1859 г. специальную премию за попытку ответить на вопрос о самопроизвольном зарождении. Эту премию спустя три года, в 1862 г., получил французский ученый Луи Пастер (18221895). Л. Пастер провел эксперимент, по простоте соперничавший со знаменитым опытом Реди. Он кипятил в колбе различные питательные среды, в которых могли развиваться микроорганизмы. При длительном кипячении в колбе погибли не только микроорганизмы, но и их споры.
Помня о возражении виталистов против опытов Спалланцани, что «жизненная сила не может проникнуть в запаянную колбу», Пастер соединил колбу с наружным воздухом длинной S-образной трубкой. Споры микроорганизмов оседали на внутренней поверхности тонкой изогнутой трубки и не могли проникнуть в питательную среду. Самозарождения не наблюдалось. С тех пор в науке стал господствовать афоризм «Все живое из живого!»

Работа в группе.
Распределите следующие роли в группе:
1. Спикер – выступающий, человек умеющий доказывать свою точку зрения, владеющий развитой речью.
2. Теоретик – человек, умеющий грамотно работать с текстом, выделять главное, составлять речь спикеру.
3. Практик – готовит доказательную базу опытным путем, подтверждая речь спикера (используя наглядность, рисунки).
4. Оформитель – творческая личность, подготавливает проект для практика(зарисовывает опыты, оформляет постер)
5. Таймер – следит за временем проходящей работы, поторапливает членов группы.
6. Наблюдатели – 2 – 3 человека, которые подготавливают вопросы для противоположной группы во время выступления, помогают всем участникам группы.

























Лист оценивания
ФИО уч-ся_________________________________________

Ответьте на вопросы: Да «+» Нет « - ».

1
Я активно работал в группе


2
Мои идеи принемались во внимание


3
Мне нравится работа в группе


4
Я хорошо усвоил данную тему


5
Я хорошо запомнил основные понятия темы


6
Мне очень понравился урок


7
Мои идеи отвергались членами группы


8
Мне хотелось работать в другой группе


9
Я ничего не понял


10
У меня остались вопросы по данной теме



1 -6 вопрос «+» _________ 7 – 10 вопрос «+»____________




























ФИ ученика___________________________
Тестовое задание.
1. Согласно теории креационизма, жизнь:
А) существовала всегда
Б) возникла неоднократно из неживого вещества
В) была создана сверхъестественным существом в определенное время
Г) возникла в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам

2. Согласно теории стационарного существования, жизнь:
А) существовала всегда
Б) возникла неоднократно из неживого вещества
В) была создана сверхъестественным существом в определенное время
Г) возникла в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам

3. Согласно теории самопроизвольного зарождения, жизнь:
А) возникла неоднократно из неживого вещества
Б) занесена на нашу планету извне
В) была создана сверхъестественным существом в определенное время
Г) возникла в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам

4. Согласно теории панспермии, жизнь:
А) возникла неоднократно из неживого вещества
Б) занесена на нашу планету извне
В) была создана сверхъестественным существом в определенное время
Г) возникла в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам

5. Впервые в 1668 г. доказал невозможность самопроизвольного зарождения жизни:
А) Ф.Реди
Б) Л.Пастер
В) А.Левенгук
Г) Л.Спалланцани

6. Абиогенез – это
А) Живое возникает из неживой природы.
Б) Жизнь на Земле занесена с других планет посредством микроорганизмов и спор.
В) Живое не может возникнуть самопроизвольно, оно происходит от живого.
Г) Живое возникает из неживого под действием сверхъестественных «жизненных сил».

7. Биогенез – это
А) Живое возникает из неживой природы.
Б) Жизнь на Земле занесена с других планет посредством микроорганизмов и спор.
В) Живое не может возникнуть самопроизвольно, оно происходит от живого.
Г) Живое возникает из неживого под действием сверхъестественных «жизненных сил».
Лист ответов
1
2
3
4
5
6
7









Критерии оценки: Кол – во баллов:_________
7 баллов – «5»
5 – 6 баллов – «4» Оценка:_______
3 – 4 балла – «3»
Меньше 3 баллов – «2»

15