Конспект Позание мира. Тема: Полезные ископаемые и их значение в жизни людей


Открытый урок: познание мира. Дата: 12.02.2014г.
Тема: Полезные ископаемые и их значение. Железная руда.
Цель: объяснить, что относится к полезным ископаемым; выявить и расширить знания учащихся о значении полезных ископаемых в жизни человека; познакомить с полезными ископаемыми Казахстана, Костанайской области; способах добычи полезных ископаемых; развивать умение работать по карте; расширять кругозор; воспитывать доброжелательные межличностные отношения.
Коррекционная : помогать в формировании понятий «полезные ископаемы», способствовать развитию построения логического мышления на уроках, самостоятельно находит ответ на поставленный вопрос.
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: смешанный урок.
Оборудование: презентация, физическая карта Казахстана, физическая карта Костанайской области, контурные карты.
План урока:
Организационный момент. 1 мин
Сообщение темы и цели урока. 2 мин
Проверка домашнего задания.6 мин (работа в паре)
Актуализация знаний 6мин. (работа в группах)
Физ.минутка. 2 мин
Введение новых понятий. 5 мин
Работа со статьей учебника.7 мин
Работа по физической карте Казахстана.7 мин
Знакомство с полезными ископаемыми Костанайской области. 2 мин
Работа с контурной картой. 4мин
Инструктаж по выполнению домашнего задания. 2 мин
Итог урока. Оценивание. 1 мин
Ход урока
Организационный момент (слайд 1,2)
Сообщение темы и цели урока
(запись в тетрадь)
Проверка домашнего задания (работа в паре)
3.1.Мини-Тест «Горные породы» (слайды 3 – 9)
1. Каких горных пород не бывает?
А) твёрдых
В) жёстких
С) жидких
D) газообразных2. Эта твёрдая, плотная горная порода получила своё название от слова «зерно», «зёрнышко»
А) мрамор
В) песчаник
С) гранит
D) глина
3. Эта горная порода используется как строительный материал. Из неё также изготавливают жернова и точильные камни.
А) мрамор
В) песчаник
С) гранит
D) глина
4. К рыхлым горным породам относятся
А) песок и глина
В) глина и песчаник
С) мрамор и гранит
D) песок и известняк
5. Это водопроницаемая рыхлая горная порода
А) мрамор С) гранит
В) песок D) глина
3.2. Взаимопроверка (слайд 7)
1. В 2. С 3. В 4. А 5.
Критерии оценивания
«5» - нет ошибок
«4» – 1 ошибка
«3» – 2 ошибки
«2» – 3 и более ошибок
4.Актуализация знаний (работа в группах) (слайд 10-16). Класс делится на две группы 1 группа «Нефтяники» 2 группа «Шахтёры». За правильный ответ, ответов учитель отдает команде жетон с изображением буровой скважины для «Нефтяников» и жетон с изображением карьера для «Шахтёров».Физминутка. (слайд 17).
6.Введение новых понятий. Сообщение учителя.
Горные породы, содержащие металлы и их соединения называются рудой.
(слайд 18) (запись в тетрадях)
Полезными ископаемыми Казахстана. По оценке учёных ведущих стран мира Казахстан занимает шестое место в мире по запасам природных ресурсов.
Казахстан одна из богатейших стран мира по запасам нефти, газа, титана, магния, олова, урана, золота и других цветных металлов. (слайд 19)
По запасам вольфрама Казахстан занимает 1 место в мире
2 – по запасам хромовых и фосфорных руд
4 - по запасам свинца и молибдена
8 – по общим запасам железной руды (слайд 20).
5Добыча железной руды происходит в шахтах или открытым способом в карьерах. (слайд 21-23) (запись в тетрадях)
Способы добычи полезных ископаемых зависят от глубины залегания и свойств полезных ископаемых.
Если полезное ископаемое залегает недалеко от поверхности земли, то его добывают открытым способом из открытых карьеров
Если полезное ископаемое расположено глубоко в земле, то используют закрытый способ добычи, строят шахты.
Жидкие и газообразные полезные ископаемые добывают путём бурения скважин.
7.Работа с учебником. Работа со статьёй учебника (стр. 64 – 66) чтение и ответы на вопросы. (слайд 24-26).
Какого цвета алюминиевая руда, что из неё изготавливают? (серебристо-белого цвета, легкий металл. Посуду, при постройке самолётов и космических кораблей.) Назови свойства медной руды? Что можно изготовить из меди?
- Что можно сказать о золоте? (драгоценный металл, желтого цвета , в природе встречается без примесей, используется для изделия ювелирных украшений.)
8. Знакомство с полезными ископаемыми Костанайской области. Сообщение учителя
(слайды 27-30)
Недра области богаты полезными ископаемыми: железные руды, бокситы, бурый уголь, асбест, огнеупорные и кирпичные глины, известняк, стекольный песок, строительный камень и др. Разведано около 400 месторождений полезных ископаемых и минерального сырья.
Горные породы, содержащие металлы и их соединения называются рудой
Соколовско – Сарбайское месторождение железной руды.
12 февраля 1949 года летчик Аятской экспедиции Михаил Сургутанов пролетал из Николаевки Тарановского района в Кустанай. Когда он пролетал над урочищем Сарбай, то обратил внимание на то, что компас самолета повел себя странно. Стрелка постоянно отклонялась. Через пару дней Сургутанов вновь пролетал над урочищем, компас снова что-то сбивало. Летчик доложил об этом. К урочищу была направлена экспедиция геологов и геофизиков. Они подтвердили, что в районе урочища Сарбай находится мощнейшее месторождение железной руды.
В 1955 году началось строительство горно-обогатительного комбината. Рядом с ним было предусмотрено строительство небольшого поселка, который получил название Рудный.
Сегодня Соколовско-Сарбайский горно-обогатительный комбинат – крупнейшее в странах СНГ предприятие по добычи и обогащению железных руд. Ежегодная добыча приблизилась к 40 млн. тонн. Главная продукция предприятия железнорудные окатыши и железнорудный концентрат – сырье для доменного производства. Оно пользуется высоким спросом у металлургов Казахстана, России, Китая.
90% сырой руды добывается открытым способом. Глубина Сарбайского карьера – 460 метров, Соколовского – 480 метров, Качарского 315 метров. Есть и подземный рудник. Соколовский подземный рудник дает ежегодно 3 млн.тонн руды.
9.Работа с картой. Знакомство с условными обозначениями полезных ископаемых. Работа по физической карте Казахстана. (слайд 31)
Месторождения полезных ископаемых обозначаются на карте с помощью специальных условных знаков. Учащиеся повторяют уже изученные знаки: , и знакомятся с новыми: .
Учитель предлагает поработать по физической карте Казахстана.
- Покажите месторождения каменного угля в Казахстане
(центральный Казахстан, Караганда, Экибастуз).
Найдите и покажите на физической карте места разработки и добычи нефти и газа.
(юго-запад, Прикаспийская низменность и полуостров Мангыстау). (Месторождения нефти и природного газа наносятся на контурные карты и учащимися на доске.)
Найдите месторождения железных руд
(северный Казахстан, Костанайская область),
Медных руд
(Жезказган и Конырат),
Фосфоритов
(Каратау).
10.Практическая самостоятельная работа. На карте Костанайской области найти месторождение железных руд в Костанайской области. (слайд 33-34). Обозначить их на контурной карте.
11.Итог урока. Оценивание. (слайд 35). Рефлексия. (на вопрос учителя: «Понравился ли вам урок?», учащиеся поднимают зелёную карточку, если урок понравился и жёлтую, если не понравился урок.)Что нового узнали сегодня на уроке?
Что особенно запомнилось?
Какую работу было выполнить легко, а какую сложнее?
Д/з. стр. 64-66. Нанесите месторождения полезных ископаемых Казахстана на контурную карту. (слайд 36)