Конспект урока Язык и речь, их значение в жизни людей.

Тема: Предложение. Язык и речь, их значение в жизни людей.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручки, книжки и тетрадки?
Каждый день – всегда, везде,
На уроке и в игре
Смело, чётко говорим,
И красиво все сидим.
-Ребята, а теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.
2. Постановка цели.
Прочитайте эпиграф к нашему уроку:
Как прекрасен и велик
Русский, близкий нам язык.
Т. Абдурахманов
Для чего нужно изучать русский язык? ~ (Ответы детей).
На уроках русского языка мы учимся понимать красоту и силу русского слова. Язык людей язык слов.
Изучать русский язык нелегко, но очень интересно. Вы узнаете, как пишутся слова, как правильно говорить и писать, чтобы люди понимали ваши мысли.
На нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение разговаривать, общаться при помощи слова. Чтобы отвечать на вопросы, составлять предложения и рассказы, человек должен владеть речью.
В связи с этим скажите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке, или какова тема сегодняшнего урока?
Что же такое речь? Для чего она нужна? На какие 2 группы можно разбить нашу речь?

Актуализация знаний.

Речь это способность говорить. Речь имеет разные виды: ~ слушание, говорение, речь про себя (внутренняя речь); чтение и письмо.

Какие виды речи иллюстрируют рисунки?
Подберите к рисунку нужную подпись.
Чистописание
Запишите букву я, сочетания этой буквы с другими буквами и слова «язык, язычок, русский язык» по образцу:
я яя яг яз ям ся ня
язык язычок русский язык (Работа над многозначностью слова язык)
В народе говорят: Хорошую речь приятно слушать.
Запишите эту пословицу. Как вы её понимаете?
Докажите, что это предложение.
Сколько в нём слов?
Слово язык имеет и другие значения: язык пламени, язык колокола, язык у ботинка и язык во рту.
Слова, которые имеют несколько значений, в русском языке называют ~ многозначными. Слово язык – многозначное слово.

4. Историческая справка.
Когда же возникла речь?
Очень-очень давно, миллионы лет назад, первые люди на Земле не умели не только писать, но и говорить! Первобытные люди, как и животные, которые их окружали, могли издавать только самые простые звуки! Кричали, если им грозила опасность, рычали, если кому-то было больно, визжали от радости, если удавалось найти пищу.

Постепенно люди научились добывать больше пищи, научились строить простые жилища, научились пользоваться огнем. Необходимо было найти какой-то способ договориться об охоте, рассказать, где растут съедобные ягоды, предупредить об опасности! И первобытные люди нашли выход! Они стали пользоваться не только звуками, но и жестами. Получался вполне понятный язык жестов. Но жесты и мимика человека в темноте не были видны. Людям просто необходимо было догадаться, что все предметы и явления природы можно не изображать жестами, а передавать словами. Но прошли десятки тысяч лет, прежде чем люди стали говорить.
Никто этого точно не знает, но многие считают, что речь могла возникнуть, когда люди стали делать каменные орудия труда, примерно 25 тысяч лет назад. Каждый раз, когда возникало какое-то слово, пещерные люди «договаривались», что оно будет означать. Когда они изобрели слова, сразу стало легче и лучше жить. Слова помогали людям общаться. Так появилась устная речь.

5.Объяснение нового материала.
УСТНАЯ РЕЧЬ - это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи губ, языка, рта. Поэтому и название устная речь произошло от слова уста – губы.
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ - речь, это способность человека писать и читать. Для письма мы используем буквы, разные знаки.
В древней Руси писали на бересте - березовой коре. Бумаги тогда еще не было.
А сейчас мы как пишем? (в тетради, печатаем на компьютере).
Теперь мы владеем не только устной речью, но и письменной речью.
Речь, которую мы встречаем при говорении и слушании, называют устной речью.
Речь, которую мы встречаем при чтении и письме, называют письменной.

Закрепление изученного

1) Игровой момент. (Учитель показывает игрушку Буратино):
К нам в гости пришёл Буратино. Буратино гулял по осеннему лесу и простудился. Теперь он не может говорить, у него ангина. Буратино воспользовался письменной речью и написал нам загадки.
Учитель: Какой письменной или устной речью является письмо, которое написал Буратино? (Письменной речью.)
- Да, если бы не письменная речь Буратино с больным горлом смог бы с нами общаться? (Нет, не смог.)
Отгадайте загадки. О какой речи они напоминают?
Без языка живет.
Не ест и не пьет,
А говорит и поет.                          
(Радио. Это устная речь.)

Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам.
На одном таком листе
Много разных новостей.                      
(Газета. Это письменная речь.)

Поверчу волшебный круг – И меня услышат вдруг. (Телефон)  (Устная речь).

Стальной конёк по белому полю бегает, За собой чёрные следы оставляет. (Ручка)  (Письменная речь)
Запишите отгадки. Вверху цифрой укажите количество слогов в каждом слове.
Проверьте себя:
Радио, газета, телефон, ручка.

Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз-нагнулся,
Два-нагнулся,
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.
Крепче Буратино стой,
Вот он – ключик золотой!
Работа с учебником стр. упр.
Итог урока

.








13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15