Научная статья Становление лингвофольклористики как научной дисциплины


Становление лингвофольклористики как
научной дисциплины
Уже с момента зарождения филологической науки язык произведений фольклора привлекал к себе внимание исследователей. На протяжении почти ста лет (с конца XVIII до начала XX века) редкий из филологов-языковедов не обращался к устной поэзии. Достаточно назвать имена таких русских ученых, как А.Х. Востоков, К.Ф. Калайдович, К.С. Аксаков, Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, В.Ф. Миллер или братья Я. и В. Гримм, А. Кун, М. Мюллер и другие – в Западной Европе. Одни обращались к фольклору для доказательства теории праязыка, другие черпали материал при построении исторической грамматики, третьим фольклор давал материал для истории родственных языков; к нему обращались также, решая вопросы общего языкознания и т.д.
Таким образом, отдельные стороны языка фольклора, которых касались исследователи, получали освещение с различных точек зрения. В связи с развитием отдельных отраслей филологической науки (лингвистики, литературоведения, из которого выделились в последующем теория литературы и фольклористика) определялся и дифференцировался не только материал, но также направления и характер его исследования. И чем тверже становилась фольклористика на ноги, чем четче определялась как наука самостоятельная, тем дальше отодвигались в ней вопросы языка и даже поэтики фольклора.
Активная работа в области изучения непосредственно языка устного народного творчества в его своеобразии разворачивается уже с 40 – 50-х. годов XX века. Именно в этот период формируется самостоятельная научная дисциплина – лингвофольклористика, в основе которой лежат труды А.А. Потебни, А.Н. Веселовского, П.Г. Богатырева, А.П. Евгеньевой, И.А. Оссовецкого, Е. Б. Артеменко, С.Е. Никитиной, А.Т. Хроленко и других исследователей. За истекшие десятилетия был опубликован ряд трудов теоретического и теоретико-исследовательского характера как по общим, так и по частным проблемам изучения языка устных произведений. Сформировались научные школы, рассматривающие непосредственно проблемы языкового строя устного народного творчества. Помимо московской лингвофольклористической школы, следует особо отметить воронежскую и курскую школы по исследованию языка фольклора, основоположниками которых являются профессор Е.Б. Артеменко и профессор А.Т. Хроленко. В центре внимания исследователей находятся вопросы выявления специфики языка фольклора и его отношения к народным говорам и к общенациональному языку, проблемы толкования фольклорного слова, составления словаря языка фольклора, аспекты синтаксической и композиционной организации фольклорных текстов, особенности функционирования в них грамматических категорий, вопросы формирования художественных средств народно-поэтического языка и др.
Расширение фронта исследований по лингвофольклористике, введение в научный обиход новых данных способствует более адекватному пониманию сути феномена, именуемого языком фольклора.