Проект на тему Экологическое воспитание и просвещение как эмоционально -ценностное отношение к природе у учащихся


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа д.Павлово
Пижанского района Кировской области
Направление: экологическое просвещение и распространение природоохранных идей.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ у учащихся МКОУ ООШ д. Павлово.
Выполнили ученицы 8 класса
Евстропова Мария,
Лаптева Снежана
Руководитель – Клепцова С.С.
2015год.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ у учащихся МКОУ ООШ д. Павлово.
«Сейчас много говорят о глобальных проблемах человечества, о разуме, о цивилизациях. Однако чтобы действительно что-то понять, нужно спуститься с выдуманных высот на родную землю и посмотреть, во что превратило ее живое существо, называемое человеком. Посмотреть и понять, можно ли еще что-то сделать и как». Андреев М.Д.
Актуальность (определение потребности)
Экологическое воспитание и просвещение- это формирование у человека сознательного восприятия окружающей среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, к разумному использованию ее богатств. В современных условиях экологическое просвещение и воспитание - важнейшая из основ взаимодействия общества и природой.В нашей школе большое внимание уделяется экологическому воспитанию и природоохранному распространению идей. Мы, учащиеся 8 класса вместе с классным руководителем Клепцовой С.С. составили летопись добрых дел по сохранению природы в рамках учебной и внеклассной работы за прошедший 2014 - 2015 учебный год. Своими делами хотим привлечь как можно больше учащихся заниматься природоохранной работой.
Противоречия: Основное противоречие лежит в потребительском, порой даже варварском, безответственном отношении людей к природе родного края. Всё это происходит из-за низкого, несформированного уровня экологической культуры и грамотности местного населения и нас учащихся.
Проблема: Все эти противоречия заставили нас задуматься и поставить проблемный вопрос. Как, в таких жёстких условиях нынешней реальности, найти выход из сложившегося положения и создать такую систему экологического воспитания и образования, при которой, будет обеспечиваться рост уровня экологической культуры.
Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Задачи:
Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.
.
- Развитие разнообразных форм организации экологического образования и практической природоохранной деятельности учащихся;
- навык бережного отношения к природе;экологическая грамотность, экологическая культура;
- формирование умения практической деятельности по улучшению окружающей среды, взаимоотношений с другими людьми.
- Развитие духовности в восприятии и признании значимости существования природы, других людей с их личными взглядами и интересами.
Экологическому воспитанию присущи свои специфические принципы:
единство познавательной и практической деятельности в изучении и улучшении природной среды
взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подхода
принцип использования обучающей, воспитывающей и развивающей функции изменяемой природы определяет необходимость в процессе экологического образования организации непосредственного общения с окружающей средой.
4. принцип непрерывности состоит в том, что накопление разносторонних экологических знаний происходит постепенно и неуклонно в течение всей жизни.
Исследования. Идеи.
Мы анализировали, где в каких делах и мероприятиях отражается экологическая и природоохранная работа. Выяснили:
уборка территории во дворе школы, в парке Победы нашего поселения,
посадка деревьев во дворе школы, около детской площадки в д. Павлово,
озеленение клумб во дворе школы,
работа на пришкольном участке,
изготовление и развешивание кормушек во дворе школы, уход за пернатыми,
изготовление вывешивание скворечников во дворе школы,
экскурсии, акции с заданной тематикой,
профориентационная работа в данном направлении.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап
Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников.
При беседе со Светланой Сергеевной выяснили, какая огромная работа была проведена ею, как учителя природоведения и биологии с учащимися 5 класса (в классе только мальчики 6 учащихся), 6 класса и с нами, как классный руководитель, конечно же с нашей помощью.
Лес играет в жизни человека и человечества тройную роль. С одной стороны, лес, являясь одной из главных составляющих частей окружающей среды человека, в большой степени влияет на климат, наличие чистой воды, чистого воздуха, защищает сельскохозяйственные земли, обеспечивает места для комфортного проживания и отдыха людей, сохраняет разнообразие живой природы. С другой стороны, лес - источник множества материальных ресурсов, без которых человечество пока не может обойтись и вряд ли сможет обойтись в обозримом будущем - древесины для строительства, производства бумаги и мебели, дров, пищевых и лекарственных растений и других.С третьей стороны, лес - часть той культурно-исторической среды, под воздействием которой формируются культура и обычаи целых народов, источник работы, независимости и материального благополучия значительной части населения, особенно тех, кто живет в лесных деревнях и поселках.
Мероприятия Время проведения
Беседа с учителем о значимости экологической и природоохранной работе. Сентябрь
Знакомство с литературой, поиск информации в интернете, разработка плана мероприятий Сентябрь – октябрь
Участвовать во всероссийской акции «Лесники открывают двери» сентябрь
Организовать работу по изготовлению кормушек и скворечников, изучить необходимую литературу по данному вопросу октябрь
Практический этап.
Мероприятия Время проведения
Экскурсия «Лесники открывают двери»
октябрь
Экскурсия в дендрологический сад в Суводи октябрь
Экскурсия «Сезонные изменения в природе» октябрь
Экскурсия в Суводский лесхоз – техникум. октябрь
Развешивание кормушек во дворе школы
ноябрь (после осенних каникул)
Проведение субботников во дворе школы, в парке Победы. с мая по сентябрь
Посадка цветов во дворе школы, уход за ними. с мая по сентябрь
Посадка овощей на пришкольном участке, уход за ними с мая по сентябрь
Проведение Дня птиц.
1 апреля
Развешивание скворечников.
1 апреля
Закладка яблоневого сада.
5 мая
Участие в акции «Леса России», к 70 – летию Победы 4 сентября
Участие в конкурсах муниципального, регионального, общероссийского уровня. в течение года
Участие в конкурсах поделок из декоративно – прикладного материала В течение года
Походы в природу. в течение года
Профориентационная работа с учащимися 9 класса в течение года
Экскурсии
Слово «школьная экскурсия», её содержание, её характер имеет очень длинный эволюционный путь. В 17 веке идея изучения окружающего мира путём наблюдения в природе принадлежала Я.А. Коменскому: «Необходимо начать изучение не со словесных толкований, а с реальных наблюдений…»Перечитывая работы педагога А.Я. Герда, делаю вывод: педагог много работал по методике проведения экскурсий, он считал, что экскурсии надо проводить не только весной и осенью, но и зимой, они оживляют преподавание естественных наук.
С помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, учащиеся знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями, формируются навыки экологического воспитания.

Экскурсии позволяют повышать уровень научности обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.

Экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся.
экскурсия в Суводский лесхоз – техникум.

Суводский лесхоз-техникум!
Описание:
Неофициальное сообщество "СЛТ" В Контакте!Ответы на вопросы абитуриентов, важные новости, фото и видео о жизни техникума.
Веб-сайт:
http://slt43.ruМестоположение:
Советск
Суводский лесхоз-техникум!28 мая наш техникум посетили учащиеся 2,3 и 6 классов Павловской школы Пижанского района. Была организована экскурсия по учебному корпусу техникума. Также ребята и классные руководители классов посетили дендропарк и оранжереи. Ребята из Павловской школы приезжают к нам не в первый раз. Учащиеся 8 и 9 классов уже посетили техникум в сентябре и поделились положительными эмоциями от экскурсии с преподавателями школы и своими знакомыми.#пижанка
Во время проведения экскурсий, главное – наблюдение, которое обязательно сочетается с рассказом, беседой. На экскурсиях в природу учащиеся не хотят долго слушать, получив задание, они пускаются в «мир путешествий». Важно не навредить, вовремя помочь (кому словом, кому вопросом на вопрос). Во время проведения экскурсии «Разнообразие растений», «Живая и неживая природа» учащиеся видят взаимосвязи в природе, многие испытывают эмоции эстетического характера, ребята чувствуют живое восприятие красоты, любовь к родной природе, что играет роль в экологическом просвещении учащихся.

«Экскурсия в дендрологический сад в Суводи», она может проводиться в любое время года.  Учащиеся с интересом рассматривали оранжереи с тропическими и субтропическими растениями, отметили многообразие растений, новые технологии выращивания саженцев хвойных (кедра) в теплицах.Экскурсии прививают эстетическое воспитание, связь теории с жизнью.

Результат:
Экскурсия – Акция «Лесники открывают двери». Экскурсия, которая была проведена в ПХЧ вгт. Суводи, вошла в рамки областной акции.Учащиеся познакомились с историей лесного хозяйства, с техникой по тушению пожаров, с кодексом поведения человека в лесу. (приложение №1)
Продолжение данной экскурсии - проведение акции в нашем поселении. Ребята побывали на различных объектах: в администрации Ижевского сельского поселения, администрации хозяйства, аптеке, магазине, библиотеке, центре Досуга, призывая жителей выполнять правила нахождения человека в природе. Ребята размещали листовки «Как вести себя на природе».  Экскурсия связывает предметы: ОБЖ, природоведение, профориентационную работу.


Листовки, которые равзвешали учащиеся в поселении Ижевское. (приложение№2)
Для проведения экскурсии «Сезонные изменения в природе» велась предварительная работа. Учащиеся выполняли проект «Моя кормушка», в осенние каникулы дома, вместе с взрослыми. Кормушки в ходе экскурсии были повешены в школьном дворе. Ребята с удовольствием кормили птиц всю зиму, наблюдали, как прилетают к ним в гости «пернатые» полакомиться. (Приложение №3).


Пернатые друзья (Станция экологической тропы нашей школы)-191135950595
Урок посвящён Международному Дню Птиц, который проходил 1 апреля. Пятиклассники умело смогли завлечь в этот удивительный мир птиц учащихся 4 класса. Они вместе принимали участие в конкурсах «Почтовый ящик», «Наши пернатые друзья», «Птичьи разговоры». Доказывали, как важно беречь птиц, не разорять птичьи гнёзда. Учащиеся узнали о птице 2015 года - птице горихвостке. Все вместе читали стихи о птицах. Вспомнили и птице - голубь, которая символизирует мир на Земле. Раздавали в классы листовки –задания, поздравления с Днём птиц.
Домашнее задание у пятиклассников было – выполнить домашний проект «Скворечник», поэтому сразу после слов « Птички по небу летают, и тепло нам призывают. Так давай же в День чудесный, поздравлять пойдём их вместе. Мы скворечники повесим. Посмотри, как мир чудесен!» мы отправились в школьный двор развешивать скворечники. Каждый нашёл место для своего скворечника! И как было здорово, когда ребята 4 касса заметили уже утром следующего дня прилёт скворцов в скворечник!
Учащиеся познакомились с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показали огромное значение птиц в природе и жизни человека, работая над творческим потенциалом школьников, повышая интерес к природе родного края.
(приложение №4)
1 апреля –
Международный День Птиц
16510186690 2015 год – Год Горихвостки.
Вы можете:
- собрать данные о горихвостках;
- нарисовать рисунок птицы горихвостки.
Птица горихвостка в 2015 году находится в центре внимания. Идёт сбор данных о её численности и распространении, люди помогают решать её проблемы.
Пусть не смолкнет птичий хор, природу украшая,
И пусть даёт птицам простор, Земля наша большая!
С Международным Днём всех птиц мы вас поздравляем,
Быть свободными, как птицы, от души желаем!
Учащиеся 4 и 5 классов МКОУ ООШ д. Павлово



Работа по уборке территории во дворе школы

и в парке Победы.

Закладка Яблоневого сада
Заложен яблоневый сад (10 яблонь) на территории пришкольного участка
В закладке сада принимали участие: труженики тыла, дети войны, бывший агроном ОАО «Ижевское», педагоги – ветераны труда, учащиеся – активисты школы.

Уход за яблонями.

Участие в акции «Леса России», к 70 – летию Победы.


Пришкольный участок(Станция экологической тропы нашей школы)


Поход выходного дня.

Экономическое обоснование.
Наименование материалов Расход материалов Затраты
Материал для изготовления кормушек и скворечников Изготовили родители -
Саженцы яблонь 10 яблонь Посланы депутатом Государственной Думы О.Д. ВаленчукомСаженцы для поселения Откопали во дворе школы -
Корм птицам Приносили ребята
3.Контрольно – оценочный этап
Результаты работы:
1)Теперь во дворе нашей школы, где развешены скворечники, объявлена станция «Пернатые друзья» (Станция экологической тропы нашей школы), на пришкольном участке (Станция пришкольный участок)
2)Проанализировав природоохранную деятельность за 2014-2015 год, мы поставили задачи следующие задачи.
Задачи природоохранной деятельности:
 Установление гармоничных отношений ребенка с природой;
 Развитие научно-исследовательской деятельности, способствующей поддержанию интереса учащихся к природе;
Сохранение психического, физического и нравственного здоровья детей;
1 . Направления и формы экологического воспитания:
Пропаганда экологических знаний;
Озеленение территории вокруг школы
2. Практическая значимость работы:
Экологическое воспитание и экологическое образование учащихся;
Предпрофильная и профильная подготовка учащихся.
Повышение мотивации учащихся к обучению.
Профессиональное самоопределение учащихся.
В связи с тем, что природоохранная деятельность состоит из комплекса мероприятий: природоохранные акции, просветительские экологические мероприятия и творческие конкурсы, его реализация  позволяет вовлечь в природоохранную деятельность большое количество детей и подростков, повысить экологическую грамотность детей.
3)В течение года с учащимися 9 класса проведена профориентационная работа: поездка в Суводский – лесхоз техникум, представители техникума приезжали к нам в школу для агитации. Учащиеся встречались с представителями на Дне Выпускника в пгт. Пижанка. 3 учащихся из 9 выпускников (30%) поступили в Суводский лесхоз – техникум на Садово - парковое и ландшафтное строительство в г. Советск.
4) Анкетирование учащихся показало: произошло повышение уровня развития наблюдательности, появился интерес к изучению объектов природы, любви к Родине.
5) На пришкольном участке вырос большой урожай овощей без нитратов. Обеды для учащихся будут дешевле. ( приложение №5)
4) Личные достижения учителя.
Год Название конкурса муниципальный региональный общероссийский
2014-2015 Участие в олимпиадах по ОБЖ, технологии
Конспекты «Пожарная безопасность», «Лесные пожары», «Экскурсия как одна из эффективных форм организации образовательного процесса»
Публикации в газете «Сельские вести»
Участие во Всероссийском творческом конкурсе «Весеннее вдохновение»
Конкурс «Гимн воде»
Конкурс «Н2О»
Конкурс «ЧИП»
Районная выставка декоративно – прикладного творчества посвящённой Великой Победе
Районный конкурс «Верим в село, гордимся Россией!» в номинации «Село глазами детей».
(2 призёра)
1 место
(2 уч)
1 место
( коллек)
(7 участн)
участие
(6 участ) участие
(9 учас)
публикации на сайте Конспекты уроков. РФ
Победитель (3 место)