Урок географии 8 класс Тема: Урок – конференция «Что в имени твоем, Байкал»



МБОУ Казаричская ООШ


Урок географии
8 класс

Тема: Урок – конференция
«Что в имени твоем, Байкал»












Подготовила: Кравцова С.И.



























География -8 класс

Тема: Урок – конференция
«Что в имени твоем, Байкал»

Эпиграф «Байкал - бесценный дар природы»
А. Твардовский

Цель: Показать учащимся значимость Байкала в природе и жизни человека.

Задачи урока:
-сформировать образное представление об озере Байкал, как своеобразном природном комплексе, показать его значение;
-формировать навыки обработки географической информации, умения обобщать и делать выводы;
-развивать навыки творческой работы, умение выступать перед аудиторией;
-развивать эмоциональную сферу через эстетическое восприятие и оценку состояния окружающей среды;
-формирование любви к Родине через знакомство с удивительными объектами родного края;
-воспитание экоцентрической личности, чувства сопричастности к решению экологических проблем.

Оборудование: Физическая карта России, физическая карта гор юга Сибири, картина озера Байкал, фильм «Байкал».

Форма проведения урока – конференция

Подготовка к уроку
За несколько уроков до конференции организуется экспедиция из отрядов.

1отряд-геологи
2отряд-историки
3отряд-климатологи
4отряд-гидрологи
5отряд-зоологи
6отряд-экологи
В ходе экспедиции учащиеся собирали материал об озере Байкал. После этого проводится урок-конференция, где каждый ученик отчитывается о проделанной работе. Отчет оценивает учитель.


Ход урока
Организационный момент
Учитель:
Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал,
И скалы, срезанные валом,
И небо, павшее в Байкал,
И сам он – величав и вечен,
В гранитной раме вырезной,
И весь – до донышка – просвечен,
И весь – до капельки – родной.
И Ангары полет строптивый,
И ветра крик, и гул турбин,
И птицы – сосны над обрывом,
И дикий ветер баргузин –
И в этом, без чего не в силах
Быть далью даль и ширью ширь,
И ты немыслима, Россия,
И ты немыслима, Сибирь.
(М. Сергеев)
2. Основная часть урока
1) Ученики называют тему урока.
2) С какой целью вы проводили исследования?

2) План изучения озера на доске:

1. Географическое положение озера.
2. История открытия.
3. Геологическая история происхождения (образования) котловины озера и характер его берегов.
4. Климат Байкала.
5. Уникальность воды озера.
6. Органический мир озера.
7. . Экологические проблемы Байкала.

3) Учащиеся выступают с отчетом и презентацией.
Темы и вопросы исследования ребятам даны заранее.

Темы и вопросы исследования

Геологи
Уникальность озера Байкал.
Расположение озера.
Возраст котловины озера.
Размеры озера, конфигурация.
Генезис котловины озера.
Каков характер берегов озера
Из каких пород сложены берега

Историки
Исторические названия озера.
Когда впервые на берегах озера появились русские
Изучение Байкала.
Какое значение имеет озеро Байкал в настоящее время
Уникальность озера Байкал.

Климатологи
Климат Прибайкалья.
Местные ветры, возникающие на озере (баргузин, верховик, сарма, култук). В чем их различие

Гидрологи
Уникальность воды Байкала.
Прозрачность воды.
Химический состав воды.
Реки, впадающие в озеро.
Реки, вытекающие из озера.
Ледовой режим, температура воды.
Движение воды.

Зоологи
Уникальность озера.
Роль планктона в озере.
Флора и фауна озера, «эндемики».
Животные, имеющие промысловое значение.
Органический мир Прибайкалья.

Экологи
Значение озера Байкал для человека и для природы.
Причины изменения природы озера Байкал, экологические проблемы.
Пути решения проблем Байкала.

Будут ли жить там омуль, тюлень
Как сохранить заповедное озеро,
Чтоб его воды не «целлюлозило»
Воды озера Байкал уже не способны к самоочищению. За год успевает разрушиться всего 30-40% поступающих со стоками загрязнителей.
В воде даже обнаружены даже самые ядовитые вещества - токсиды. В зоопланктоне, в байкальских рыбах, яйцах гнездящихся по побережью птиц обнаружены диоксиды. Они относятся к разряду особо опасных, стойких загрязнителей, могут долго сохраняться в природной среде. Диоксиды способны разрушать нормальную деятельность клеток живого организма и изменять их. Это очень опасно для человека. Недаром их называют «гормонами преждевременного старения». Они действуют, прежде всего, на эндокринную систему человека, вызывая риск серьезных заболеваний. Перечислю источники диоксидов:
1)окисление и сжигание органических веществ;
2)металлургия;
3)химическая промышленность;
4)дикий туризм на Байкале;
5)целлюлозно- бумажная промышленность.

Учитель: Когда ты болеешь, все мы больны,
Байкал, ты – хрустальная печень страны!
И кто-то добавил из глубины:
Байкал – заповедная совесть страны.
А. Вознесенский

Назовите источники загрязнения Байкала?
(ЦБК, Иркутская ГЭС, Селенгинский картонный комбинат, сплав леса по рекам)

Назовите природоохранные мероприятия, которые надо проводить на озере Байкал?
- Регулировать рубку леса в бассейнах рек, впадающих в озеро.
- Запретить рубку леса на склонах хребтов, обращенных к Байкалу.
- Запретить молевой сплав древесины по рекам.
- Построить очистные сооружения на предприятиях, расположенных на берегах озера и рек, впадающих в Байкал.
- Создать базы отдыха с организованными посещениями озера туристами (опасен «дикий туризм»).
- Поднять экологическую культуру населения.

Учитель: Поэтому правительство России принимает меры по закрытию ЦБК на территории Иркутской области и в Бурятии. Только мы можем сохранить чистоту озера Байкал – объект а «Всемирного наследия». Сохранение байкальской экосистемы имеет планетарное значение и является делом всех землян. Народ сам должен охранять природу – свое богатство. Народ – это мы с вами, вся наша страна – и взрослые, и дети.

Ребята, как вы заботитесь о природе своего края?
(сажают цветы, деревья, спасают мальков рыб, подкармливают птиц)
Какое озеро считается самым большим на территории Брянской области?
Как вы заботитесь о охране своих водоемов?

«Охранять природу – значит, охранять Родину».
М. Пришвин.

3. - После заслушивания отчетов в тетрадях у учащихся должна быть краткая запись.
Объясни термины:
Сарма
Эндемики
Голомянка
Баргузин
Ольхон
Селенга
Ангара
Озеро
Байгал-далай
Молевой сплав
- Проверка задания.

Итог урока:
Ребята, мы прослушали ваши выступления, чье выступление вам показалось более интересным и почему?
Обоснуйте свой ответ.

Домашнее задание: п. 39, составить кроссворд из 10-15 слов по теме «Байкал»
Оценки.










15