ВАЛИЕВА З.С. СТАТЬЯ. Интегрированное обучение в технологической подготовки школьников


Валиева З.С. ,
учитель ИЗО и технологии
Интегрированное обучение
в технологической подготовке школьников
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Учащиеся сегодня имеют высокий умственный потенциал, но, хорошо владея знаниями, часто не могут применить их в практической деятельности. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника образовательных учреждений, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Одним из эффективных средств решения данной проблемы может стать интеграция содержания образования, способствующая формированию у учащихся представления о целостной картине мира.
Процесс интеграции затронул практически все мировые образовательные системы. Не оставил он в стороне и российскую систему образования. Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных трудах многих исследователей. В работах В.В. Краевского, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной исследуются вопросы интеграции и педагогики с другими науками. Г.Д. Глейзер и В.С. Леднёв раскрывают пути интеграции в содержании образования [Пузанкова, Бочкова, 2004, с. 6].
Интеграция  - это система, предлагающая объединение, соединение, сближние учебного материала  отдельных родственных предметов  в единое целое. Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Развитие системы общего образования связано с решением проблемы связи школы с жизнью, а значит, и трудового обучения школьников, ныне ставшего технологическим. Большой вклад в дело развития технологического образования внесли исследования П.А. Атутова, В.А. Полякова, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева и других авторов, обусловившие подключение к этой работе широкого педагогического сообщества [Приводится по: Серебренников, 2003, с. 13]. Главной целью технологической подготовки является формирование готовности учащихся к труду и получению профессии. Это определяет необходимость учета дуализма системы целей и задач технологической подготовки школьников, которая выступает компонентом всех образовательных областей, опирается на все сферы научного знания и обеспечивает их связь с практической деятельностью.
Многие общеобразовательные предметы имеют интегративный характер, в том числе и образовательная область «Технология». «Технология» - интегрированная образовательная область, синтезирующая научные знания естественных, социальных, техническо - технологических наук и показывающая, как их использовать в жизни человека, практической деятельности, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом, то есть универсальное средство формирования метапредметных компетенций.
Образовательная область «Технология» в процессе познания занимает особое место. Ее целями является знакомство учащихся с различными технологиями, допрофессиональная подготовка, возможное начальное профессиональное обучение и, на этой основе, подготовка к самостоятельной трудовой деятельности, к обоснованному и осознанному выбору профессионального направления.
 Технология как учебная дисциплина настолько универсальна, что при желании может интегрироваться практически с любым школьным предметом. В каждом уроке технологии можно найти связь, с какой-либо дисциплиной. Технология тесно связана со многими науками, такими как математика, химия, физика, экономика и другими, что позволяет осуществлять, как опорные, так и перспективные, межпредметные связи. Интеграция в ОО «Технология» возможна через разовые интегрированные уроки, блоки интегрированных уроков, интегрированные спецкурсы, интегрированные творческие проекты и др.
В соответствии с целями ОО «Технология» система обучения должна быть не дисциплинарно- ориентированной , а проектно-созидательной. Содержание обучения должно включать учащихся в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования проектов деятельности. Необходимо обеспечить интегративную основу обучения и синтез знаний учащимися в процессе выполнения проектов. При реализации интегрированного обучения учитель технического труда координирует учебный процесс, наблюдает, косвенно руководит деятельностью учащихся, помогает в выборе решений, активизирует самостоятельную деятельность учащихся, диагностирует развитие личности учащихся.Учащиеся объединяются в группы по интересам, планируют свою деятельность, применяют знания из других образовательных областей, включаются в исследовательскую деятельность, осуществляют самоконтроль и самоанализ, ищут и выбирают пути исследования.
Важность преподавания технологии нельзя недооценивать, так как еще В.А. Сухомлинский писал о том, что развитие личности происходит через «рукотворение души». Только творчество приносит радость, не причиняя вреда здоровью. Оно развивает глаза и пальцы, будит фантазию, создает позитивный эмоциональный фон, расширяет кругозор. Творческий процесс является лекарством от уныния, стресса, усталости. Он служит эликсиром для умиротворения души. Такие изменения приводят к большей заинтересованности учащихся и раскрытию нового уровня их творческих способностей [Бобрович, 2012, с. 26].
Актуальность внедрения интегрированного обучения в педагогическую практику внастоящее время не вызывает сомнений. Она обусловлена усилением в обществе гуманистических тенденций, индивидуального подхода в обучении школьников. Таким образом, хочется сказать, что интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходимо всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами базового педагогического образования.
Список использованных источников
1. Бобрович В.И. Интеграция общего и дополнительного образования в преподавании предмет // Актуальные вопросы развития образовательной области «Технология»: Материалы VIIIМеждународной научно-практической конференции,Комсомольск-на-Амуре, 2012 г. Изд-во АмГПГУ, 2013. - С. 197
2. Пузанкова Е.Н., Бочкова Н.В. Современная педагогическая интеграция, ее характеристики // Образование и общество. - 2009. - №1. - С. 9-13.
3. Серебренников Л.Н. Комплексная технологическая подготовка школьников :Дис.… д-ра пед. наук: Ярославль. - 2003. - 575 c.