Урок математики 6 класс Решение задач на составление уравнений


Класс 6
Предмет математика
Тема Решение задач на составление уравнений
Цель совершенствовать умение  решать  задачи способом составления уравнений
Задачи: 
Образовательные:
продолжить формирование у учащихся умения решать задачи с помощью уравнений;
обеспечить понимание содержания учебного материала всеми учащимися.
Развивающие:
развивать навыки устной и письменной речи, вычислительные навыки учащихся;
развивать у учащихся аккуратность оформления записей, интерес и любовь к предмету, память и мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, конкретизация и др.);
формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли, задавать вопросы.
Воспитательные:
способствовать выявлению и раскрытию способностей учащихся;
воспитывать познавательную активность учащихся;
прививать самостоятельность и любознательность.
Планируемые результаты: 
Регулятивные УУД:
1). Ставить цель учебной деятельности на основе преобразования практической задачи в образовательную;
2). Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; а также: прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Познавательные УУД:
1). находить наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий;
2). давать определение понятиям;
3). структурировать, выделять главное и второстепенное в тексте задачи.
Коммуникативные УУД:
1). использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
2). формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с позицией партнера при выработке общего решения в совместной деятельности;
Личностные УУД:
1) Уважение к личности и ее достоинству,
2) доброжелательное отношение к окружающим
3) устойчивый познавательный интерес
4) умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятий
Тип урока комбинированный
Формы работы учащихся:  Фронтальная, парная, индивидуальная
Педагогические технологии ИКТ, обучение в сотрудничестве, групповые формы работы
Девиз Думать - коллективно! Решать - оперативно! Отвечать - доказательно! Бороться – старательно!
Оснащение Ноутбук, проектор, экран, ДМ, оценочный лист, учебник
Ведущая педагогическая идея. максимальная помощь ребёнку в развитии, познании и самоутверждении.
учение без принуждения, основанное на достижении успеха;
Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный этап. Психологический настрой. Проверка выполнения ДЗ Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности
Личностные: мотивация учения Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши любопытные глаза. Все готовы к уроку? Кого нет на уроке?
Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить ее. Без сильного желания решить трудную задачу невозможно, но при наличии такого возможно. Где есть желание, найдется путь! (Пойа Д).

А мы сегодня не будем скучать и продолжим изучать натуральные числа.
А девизом нашего урока буду такие слова: 
        Думать - коллективно! Решать - оперативно!
Отвечать - доказательно! Бороться - старательно!
Математика – наука древняя, интересная и полезная. Сегодня мы с вами в очередной  раз убедимся в этом. Очень хочется, чтобы каждый из вас с урока взял то, что так необходимо в жизни и для подготовки к экзаменам.
Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех.
У каждого из вас на столах лежат оценочные листы. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждого задания, вы должны оценить свою работу по пятибалльной шкале. Дежурный отчитывается
Учащиеся слушают учителя
Запишем число, классная работа. Следим за посадкой!!! 2.Актуализация опорных знаний и умений. (10 минут)
Сообщение темы урока Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Ребята! Сегодня мы с вами будем решать задачи. Это уже не ново для вас. Какие цели поставим перед собой?
1. Устно:
-30:5 30: (-5) - 42: (-6) -42/6:7/6
+100:10 60*(-7) 121: (-11) -42/7*(-6/7)
-5+40
-45-15
+45+(-15)
-(-15)+5
5(2а-3у+2)
5х-35=-х+1
- Прочитайте выражения!
-Вычислите!
-Возникли ли у вас затруднения при вычислении?
2. Карточки (4ч) - Читают
- Ставят цель
-Вычисляют
3.Физкультминутка. Регулятивные: выполнять действие по заданному образцу, правилу. Личностные: уровень развития морального сознания: Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.
4.Изучение нового материала. Познавательные: формирование интереса к данной теме.
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. 1.Решение уравнений
Что же такое уравнение? (Равенство, содержащее букву, значение которой нужно найти.)
Что такое корень уравнения? (Значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство.)
Что значит решить уравнение? (Найти все его корни или убедиться в том, что корней нет.)
Как называются уравнения, имеющие одинаковые корни? (Равносильные)
Какие правила помогают нам при решении уравнений?
(Корни уравнения не изменяются, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное 0.)
(Корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом знак.)
а) (23 – х) + 5 = 13;х = 15;
б) (х + 4) + 12 = 23;х = 7;
в) 46 + (3 – х) = 48;х = 1;
г) 20 (х – 15) = 200;х = 25;
д) 24 – ( х + 2) = 13;х = 9;
и) 43 – (х – 4) = 21;х = 26;
к) 21 – (5 – х) = 18;х = 2;
л) 10 (х + 14) = 130.х = - 1;
2.Решение задач с помощью уравнений.
Вспомним алгоритм
Вспомним, какие этапы мы выделяем при решении задач.
I. Составление математической модели. (Анализ условия задачи и составление уравнения)
II. Работа с математической моделью. (Решение составленного уравнения)
III. Ответ на вопрос задачи.
Молодцы! А теперь поработаем над составлением уравнений к конкретным ситуациям.
На одной полке в 5 раз больше книг, чем на второй. После того как с первой полки переложили на вторую 12 книг, на полках книг стало поровну. Сколько книг было первоначально на каждой полке?
На путь от поселка до города велосипедист затрачивает 2 часа, а пешеход - 6 часов. Скорость велосипедиста на 12 км/ч больше скорости пешехода. С какой скоростью идет пешеход? Итог урока. Рефлексия. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке
Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: всем ли понятно.
Повторить: этапы работы с задачей при решении ее с помощью уравнения.
- Мы сегодня занимались решением задач с помощью уравнений. С поставленной задачей справились успешно. В течение урока я поставила следующие оценки ... Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.
Учащиеся сдают карточки самооценивания.
Домашняя работа Дидактический материал