«Использование литературного краеведческого материала в урочной и внеурочной деятельности».


«Использование литературного краеведческого материала в урочной и внеурочной деятельности».
Устькачкинцева Вера Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Марковская СОШ» Чайковского района Пермского края.
Неоспорим тот факт, что глубокое знакомство с историей и литературой родного края способствует воспитанию истинного гражданина.
К сожалению, часто бывает так, что школьники знают произведения русских классиков, даже зарубежную литературу, но не знают поэтов и писателей родного края.
Разве можно не почитать с учениками стихи В. Радкевича, А. Решетова, Н. Домовитова, А. Домнина, В. Телегиной и многих других пермских поэтов. Конечно, необходимо знакомить ребят с их творчеством на уроках внеклассного чтения, проводить классные тематические часы, поэтические вечера. А вот чтобы ученики познакомились с рядом живущими поэтами и писателями, узнали, о чем они пишут, необходимо предложить школьниками написать исследовательскую работу или выполнить проект. В моей практике были написаны такие работы, как:
«Я в дорогу возьму хорошее » (о поэзии чайковской поэтессы Валентины Шарко);
«Он жемчужиной Прикамья называется не зря» (образ города Чайковского в лирике чайковских поэтов);
«Основные темы стихотворений чайковского поэта Марка Колегова».
Юные исследователи общаются с поэтами, организовывают творческие встречи для одноклассников, изучают теорию поэтики и делают самостоятельные открытия, так как критических материалов по местным поэтам, естественно, не особо и много. Как приятно было моим ребятам услышать стихи о нашем поселке Марковский, о встрече со школьниками Марковской школы поэтессы Валентины Шарко:
Встреча.
Восьмиклассникам Марковской школы
Опустился серебряный вечер.
Я пришла к вам в назначенный час.
Пусть стихов новогодние встречи
Зажигаются в сердце у нас.
Ваши души распахнуты настежь,
А глаза, как озера чисты.
Я желаю вам мира и счастья,
Безграничной людской доброты.
Вам любить и беречь эту землю,
На которой взрослеть вам и жить.
Все, как есть, в этом мире приемля,
Важно зло от добра отличить.
И когда-нибудь каждый оценит
Благородный учительский труд.
Зерна те, что сейчас они сеют.
Урожаем добра прорастут.
В стихотворениях местных поэтов школьники с удивлением и радостью видят знакомые им места, природу родного края:
Метет поземка по - мартовски,
Стелется над землей.
Здравствуй, поселок Марковский,
Я рада встрече с тобой. (В. Шарко)
************
Нет города краше на свете,
Чем город Чайковский родной,Недаром судьбой он обвенчан
С красавицей Камой-рекой. (М.Колегов)
*************
Время двигалось к закату,
День у лета своровав.
И, бросая луч на хаты,
Солнце пряталось, устав…
Я спешил подняться в гору,
Весь в заботах и мечтах,
Только вдруг открылась взору
Церковь старая в кустах…
Из щели, что в ней сквозила,
Било зарево, как кровь!
Словно нас она просила
Вернуть ей веру и любовь.
(В. Меняйленко, марковский поэт. «Церковь в Марково»)
Встречи с творческими людьми, знакомство с произведениями о малой родине является хорошим стимулом для написания стихотворений самими учениками. Ребята принимают участие в творческих конкурсах и занимают призовые места.
Хотя наш Пермский край находится далеко от столичных городов, тем не менее, краеведы знают, что в Перми были Герцен, Чехов, Горький, Бажов, Маяковский, Гайдар, Мандельштам, Пастернак, Астафьев и многие другие известные русские и советские поэты и писатели. Ребята очень удивляются, когда узнают об этих фактах из биографии известного автора. Такие мельчайшие связующие нити позволяют школьникам почувствовать себя звеном в цепи литературных и исторических событий, так как новый материал связан с родным краем.
Много интересного краеведческого материала учитель литературы найдет в книгах известного пермского краеведа Д.А. Красноперова, в сборниках «Слово о писателе - на урок», в учебной хрестоматии «Родное Прикамье» .
По мнению Д.А.Красноперова, «заинтересованного учителя может выручить собственная копилка краеведческих сведений из выписок или вырезок, журналов и других изданий. Главное, не проходить мимо любой краеведческой информации и собирать ее с дотошностью коллекционера».
Одной из последних находок, которая пригодилась мне на уроке литературы в 7 классе при изучении поэмы А.С.Пушкина «Полтава», был материал о Юхане Берглине. Его я нашла в альманахе «Пермский период».
Швед Юхан Берглин фактически возглавлял строительство Егошихинского медеплавильного завода и стал его первым управителем 14 лет. Это о нем писал начальник Сибирского горного округа генерал-майор Геннин в письменной характеристике заводских управителей в 1733 году, что единственный недостаток Берглина – приближающаяся старость. У себя на родине Берглин во время решающего похода против русских был в рядах знаменитых шведских драгун, страстно преданных своему кумиру – Карлу XII. В Полтавской битве участвовать ему не пришлось: за два месяца до нее он попал в плен. «Число шведов, попавшихся в плен после Северной баталии, было довольно значительным. После Полтавы и Переволочны насчитывалось 15 000 солдат и офицеров». Они были разосланы по разным городам России. «Очень много было отправлено через Вятку, Соликамск и Бабиновский тракт в центр Сибири – Тобольск. То была трудная дорога, не все вынесли ее. Часть умирала от болезней, другие оседали по пути. Например, в Соликамске к 1721 году проживало 186 шведов».
А Юхан Берглин оказался в Казани. Здесь и произошла его встреча с Татищевым, «ехавшим на Урал для строительства медеплавильного производства, но фактически не знавшего этого дела и никогда не строившего заводов. Ему позарез нужны были люди, имеющие практику, а на руках – личное разрешение Петра I брать с собой каждого, кто был годен для этого». Для этого как раз и был годен бывший драгун, потому что до военной службы у себя на родине он служил на медеплавильном промысле и хорошо знал эту работу. Вот так для ребят оказались близкими Полтава и Пермь.
Изучая с восьмиклассниками повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка», не жалею времени на то, чтобы зачитать им отрывок из научного труда поэта – «Истории Пугачева»: «18 июня Пугачев явился перед Осою. Скрыпицын выступил противу его; но потеряв три пушки в самом начале сражения, поспешно возвратился в крепость. Пугачев велел своим спешиться и идти на приступ. Мятежники вошли в город, выжгли его, но от крепости отражены были пушками.
На другой день Пугачев со своими старшинами ездил по берегу Камы, высматривая места, удобные для переправы. По его приказанию поправляли дорогу и мостили топкие места. 20-го снова приступил он к крепости и снова был отражен. Тогда Белобородов присоветовал ему окружить крепость возами сена, соломы и бересты, и зажечь таким образом деревянные стены. Пятнадцать возов были повезены на лошадях в близкое расстояние от крепости, а потом подвигаемы вперед людьми, безопасными под их прикрытием. Скрыпицын, уже колебавшийся, потребовал сроку на одни сутки и сдался на другой день, приняв Пугачева на коленях с иконами и хлебом-солью. Самозванец обласкал его и оставил при нем шпагу. Несчастный, думая со временем оправдаться, написал, обще, с капитаном Смирновым и подпоручиком Минеевым, письмо к казанскому губернатору и носил при себе в ожидании удобного случая тайно его отослать. Минеев донес о том Пугачеву. Письмо было схвачено, Скрыпицын и Смирнов повешены, а доносчик произведен в полковники.
23 июня Пугачев переправился через Каму и пошел на винокуренные заводы Ижевский и Воткинский. Венцель, начальник оных, был мучительски умерщвлен, заводы разграблены, и все работники забраны в злодейскую толпу. Минеев, изменою своею заслуживший доверенность Пугачева, советовал ему идти прямо на Казань. Распоряжения губернатора были ему известны. Он вызвался вести Пугачева и ручался за успех. Пугачев недолго колебался и пошел на Казань».
О необходимости изучать родной край, окружающую жизнь, использовать местный материал в обучении и воспитании юных, приобщать их к исследованиям писали еще Я.А.Каменский, Ж.-Ж.Руссо, Г.Песталоцци, А.Дистервег и другие зарубежные педагоги и ученые. В России эту идею развивали В.Н.Татищев, М.В.Ломоносов, Н.И.Новиков, Н.М.Карамзин, К.Д.Ушинский, В.О.Ключевский и многие другие ученые, писатели, педагоги, философы, священнослужители.
Д. С. Лихачёв сказал: «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать». И эту прекрасную возможность предоставляет нам литературное наследие родного края.
Использованная литература:
1.Колегов Марк. Околица преясная. Пермь 2001.
2. Красноперов Д.А. Литературное краеведение в школе. Пермь, 1993
3. Пермский период. Альманах номер пять. 2008 год.
4. Пушкин А. С. История Пугачева. М.: Сов. Россия, 1983. – 136 с.
5. Шарко В. Н. Мое наследство. Чайковский, 2006.