Статья Использование историко-краеведческого материала на уроках математики в 5 классе


Использование историко-краеведческого материала
на уроках математики в 5 классах.
Лукина Татьяна Анатольевна
учитель математики ГБОУ АО КШИ «АМКК»
Любить родной край-
значит изучать его прошлое,
знать настоящее,
заботиться о лучшем будущем.
В.Я. Филимонов
Данный материал поможет по другому посмотреть на процесс формирования познавательного интереса учащихся к предмету, организовать работу с учениками на уроках математики по изучению истории родного края, использованию материалов регионального компонента. Цель статьи: показать возможность использования историко-краеведческого материала на уроках математики.
В период становления принципиально новой системы образования, которая ориентирована в первую очередь на вхождение в мировое образовательное пространство, идет процесс поиска оптимальной образовательной модели, способствующей сохранению духовно-нравственных и культурно-исторических традиций отечественного образования и воспитания. Воспитательный потенциал естественнонаучных дисциплин вообще и математики в частности достаточно велик. Он позволяет сформировать мировоззренческую позицию школьника, понимание назначения человека и смысла его жизни. Изучая школьную программу по математике, учащиеся получают представления о математике как части общечеловеческой культуры, о сфере духовно-нравственного воспитания. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал. При проведении уроков математики, возможно использование задач краеведческого содержания для формирования интереса у учащихся не только к истории своей малой родины, но и интереса к предмету математика в целом. Особенно это актуально для учащихся 5 классов. Для обучающихся 5 классов при переходе из начальной школы, где преподавание по основным предметам ведется одним учителем , в среднюю школу с разными учителями по всем предметам, возникает много проблем с обучением. У каждого учителя своя методика работы, свои требования оценивания работ обучающихся (письменных и устных). Процесс адаптации в этот период у всех детей проходит по разному, чаще всего сложно. В это время значительно снижается успеваемость, мотивация к обучению. В этом возрасте отношение учеников к учебному предмету прежде всего зависит от их отношения к учителю и получаемых отметок. Многим учащимся нравится то, что дается легко и приносит успех. Но есть и немало детей , которых привлекает содержание материала , которое требует интеллектуальной активности, самостоятельного действия, расширяет кругозор, вызывает интерес. Для привития интереса учащихся к математике, развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся. Таким средством для учащихся 5 классов может стать изучение на уроках математики истории родного края, которое осуществляется через задачи, содержащие историко - краеведческий материал.
Использование исторического материала родного края влияют на развитие их как личности, воспитывают у учащихся патриотизм, любовь к малой родине; развивают у ученика способность сравнивать, применять исторические знания при анализе событий прошлого и настоящего; повышают интерес к предмету.
Составление математических задач - дело нелегкое, но интересное. Сам процесс предполагает работу со справочной, художественной литературой, материалами местных печатных изданий, посещение библиотек, музеев. Задачи с использованием историко - краеведческого материала могут быть составлены как учителем, так и обучающимися. Они могут быть составлены учащимися по данным, подобранными самими учащимися, так и по предложенным числовым данным местного материала. Бывают и задачи на смекалку.Задачи, составленные на местном материале, применяются на уроках математики , так и на внеклассных занятиях. Эти задачи вызывают у учащихся большой интерес к предмету, что способствует активизации их деятельности. А ведь системно - деятельностный подход - это главное условие ФГОС. Приведу примеры задач, посвященных важным историческим событиям нашей страны:
1) Пётр I был в Архангельске в 1693, 1694 и 1702 годах. Во время первого посещения Архангельска в 1693 году на основании указания Петра I была основана Соломбальская судоверфь, которая начала строительство военных кораблей на Севере. В сентябре того же года Пётр Iсам заложил на верфи торговый морской корабль «Святой Павел». Как называлось военное морское судно того времени?
1221 0 170 10000 61 8
Пример Буква
120: 4 + 28∙ 5 е
555∙ 2 + 555: 5 ф(45 +56) ∙ (39 +61) г
5² + 6² а
(77 + 23 – 100) ∙ 2345 р(120 - 56): 2³ т
2) 1 июня 10³ +311∙3 года было принято решение о создании Северной военной флотилии. Большой вклад в ее становление внес Константин Иванович Душенов, который был ее командиром с марта 100∙10 +90∙10+ 3∙10 +5 по май 250∙8 – 62 года. При нем флотилия перешла в свою главную базу — Полярный, где приступили к строительству главной базы флота — Североморска.В 19∙10 + 6² +1 году флотилия была преобразована в Северный флот. Строились базы, аэродромы и береговые батареи, создавались судостроительные предприятия. Корабли ходили в дальние походы к Новой Земле, в Карское море. Люди привыкали плавать в условиях сильных штормов и туманов, в сложных ледовых условиях. В 1938 году подводная лодка «Д-1» совершила поход длительностью в(32 +28) ∙2 суток, пройдя более (66+ 44): (15∙4 -50) тысяч миль, а подводная лодка «Д-3» впервые осуществила подлёдное плавание.
3) За годы войны из Архангельска и Молотовска на фронт было отправлено 2312 самолетов, что на 1116 меньше, чем танков. Бронемашин на 1493 меньше, чем самолетов, и на 102 больше, чем орудий и другой техники. Сколько единиц боевой техники было отправлено на фронт из Архангельской области?
Задачи с использованием историко-краеведческого материала используются в исследовательской и проектной деятельности моих учеников. Так, изучая тему «Натуральные числа» мы с учениками 5 класса обратили внимание, что в названиях улиц нашего родного города присутствуют числа. Проведя исследование, получили много новой интересной информации об истории возникновения улиц, с помощью которой можно составить математические задачи. В результате получилась исследовательская работа по этой теме. Начиная с 5 класса, ребята придумывают задачи по историческим материалам Архангельской области. Творческие работы перерастают в проекты и исследования как индивидуальные, так и коллективные, вместе с обучающимися мы составляем сборники задач по различным темам, тематических кроссвордов. Считаю, именно такой подход к методике обучения математике, как результату совместного творчества учителя и ученика, формирует основы интеллектуального труда – способность выполнять теоретические исследования в области изучения математики, составлять широкий круг математических задач.
10.   1. 5. 4. 2. 6. 7. 9.
8. По горизонтали:
2.В какой части страны это происходило? 
4.Кто возглавил армию шведов во время Северной войны?
6.Действия шведов по отношению к нашей стране (существительное)?
8.Беломорская военная…?
10.Воинское звание Шёблада?
По вертикали:
1.В каком городе нашей страны первыми начали строить корабли?
4.С какой страной была Северная война в 1700 году?
5.Для чего построена Наводвинская крепость?
В заключении хотелось бы отметить, что прежде чем воспитывать на уроках математики патриота, нужно для начала заинтересовать самим предметом, чтобы их интерес к математике был таким, чтобы они могли на основе знаний об истории своего края составлять математические задачи к историческому материалу, знакомить с результатами своего труда своих ровесников, гордиться, прославлять свою страну, а значит, быть патриотом Родины. Литература:1. Киприянов, В. Архангельск.- Архангельск: Родина Ломоносова, 1994.- 240с.Ганеев Х. Ж. Учителю математики о краеведении: Кн. для учителя. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1996. – 81 с.
Кожабаев К. Г. О воспитательной направленности обучения математике в школе/К. Г. Кожабаев. - М: Просвещение. 1988.