Использование краеведческого материала на уроках математики


Использование краеведческого материала на уроках математики.
Учитель математики
МОУ СОШ с. Новая Бекшанка Барышского района
Елизарова Г.В.

Краеведение всем своим содержанием призвано воспитать в человеке чувства национального самосознания, собственного достоинства, положительных качеств личности. Один из основных источников чувства гражданственности – память о прошлом.
"Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оное есть постыдное малодушие", – говорил А.С. Пушкин. Знание трудовых и ратных подвигов своих предков, земляков делает человека богаче в духовном отношении, способствует выработке активной жизненной позиции.
Краеведение помогает воспитанию в душе у ребёнка с самого раннего возраста любви к родине, чувству красоты, формированию познавательного интереса, развитию способностей, эстетического вкуса, устойчивых нравственных принципов. Краеведение способствует выработке активной жизненной позиции учащихся, нацеливает их на общественно-полезную работу, прежде всего по охране, пропаганде памятников истории и культуры своей области, своего района, своего города.
Ни у кого не вызывает сомнений утверждение, что необходимое нашей стране возрождение духовности возможно только при условии глубочайшего изучения истории Российского государства и вместе с этим прошлого своей малой родины.
Таким образом, краеведческий материал является средством всестороннего развития учащихся.
Сегодня много публикуется интересных популярных изданий о краеведении, о музеях, но зачастую школьники их не читают. Но тогда как же донести до каждого школьника столь нужную информацию? Ведь самое важное – то, чтобы школьник сам начал интересоваться историей своего края. Одним из путей решения этой проблемы я считаю привлечение самих детей к составлению задач с применением краеведческого компонента, а затем решение таких задач на уроках математики. Решение задач, взятых из нашего окружения, более доступно школьникам.
Думаю, что каждому любознательному и образованному человеку обычно
небезразличны сведения о тех местах, где он родился, живет, о людях, которые прославили край, об их делах и судьбах, а, следовательно, о достопримечательностях, памятных местах и событиях этой местности. У каждого человека есть в жизни своя малая родина, милее и ближе которой нет на всем белом свете.
Я убеждена, что знать историю родного края должен каждый. Вот поэтому краеведческий материал я систематически включаю в учебный процесс. Большие возможности для развития интереса учащихся к математике имеют задачи, содержащие краеведческий и исторический материал. Использование на уроках математики таких задач дает возможность повысить познавательную активность детей.
Г. Гейне писал: «Люби и знай родной край. Любовь к Отчизне начинается с любви к родному краю».
Обучая детей математике, стараюсь по возможности как можно чаще использовать краеведческий материал. Это помогает проводить уроки более содержательно, интересно.
Опыт показывает, что ученики всех классов – младших и старших, сильных и слабых – с большим интересом решают задачи, в которых говорится о родном крае. Решение сюжетных задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности с величием собственных предков. Решение на уроках математики задач, содержащих информацию о нашем селе, о нашей области повышает интерес к предмету. Когда умение решать задачу сплетается с историей, задача становится более значимой и может стать по-настоящему интересной каждому ученику.
Наша страна сейчас переживает тяжелое время, поэтому перед учителем стоит задача возрождения чувства патриотизма у юного поколения. Это очень сложная задача для нашего времени. Если верно организовать процесс образования и воспитания, уделяя большое внимание краеведению и патриотическому воспитанию, возможно вырастить личность, которая будет воплощать в себе не лишь только гражданина всего человечества, но и патриота своей Родины.
В обучении математике с точки зрения патриотического воспитания огромную роль играет подбор математических задач для уроков с учётом дидактических и методических требований.  Решение задач с практическим содержанием дает возможность учащимся задуматься о тяготах военных лет. Составлять такие задачи к уроку не так и сложно. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. Можно составить целый урок, посвященный определенной теме нравственного, патриотического  воспитания, а можно использовать только одно задание, после решения которого сообщить интересную информацию или даже прочитать стихотворение. Решение задач на военную тематику способствует воспитанию чувства гордости за свою Родину, за труд ученых, инженеров и рабочих, создавших боевую технику.
В год празднования семидесятилетия Победы в Великой Отечественной войне я стараюсь настроить ребят на героический лад, и даже обычные тренировочные задания связать с рассказом о тех великих испытаниях, которые прошел наш народ, защищая свою Родину. Приведу примеры некоторых заданий, используемых мной на уроке:
Тема: «Деление рациональных чисел»
0,8 80 -3,4 -5,4 3,6
Реши примеры на деление устно, заполни таблицу, и ты узнаешь фамилию Героя Советского Союза, уроженца Барышского района.
Е) -1000 : ( - 12,5) О)59,4:(-11) Д) – 2,7 : 0,5 С) -1 : ( - 1,25)
В) -1,8 : (-0,5) Ответ: Седов И.В. уроженец села Конновка. 31 марта 1943 году ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза за подвиг, совершённый им в посёлке Красновка Ростовской области. Школа №3 города Барыша носит имя героя.
Тема: «Натуральные числа»
В середине тридцатых годов прошлого века не было в стране людей популярней летчиков и танкистов - о них писали во всех газетах, о них слагали песни. Родословная советских бронетанковых войск неразрывно связана с династией одной семьи из села Воецкое Барышского района. Узнать фамилию этой семьи мы сможем, выполнив следующее задание: записать числа, представленные в виде суммы разрядных слагаемых, а затем расположить их в порядке убывания.
7000+800+70+9= (Е) 500+8= (Ы)
800+50+9= (В) 3000+500+3= (Е)
9000+700+10+5= (Х) 90000+5000+20= (М)
60000+9000+400+30+9= (И)
Ответ: Михеевы. У жителя села Воецкое Барышского района Дмитрия Федоровича Михеева было девять сыновей и все они были танкистами. Они участвовали во многих боях, в том числе в Сталинградской битве, где братьям Михеевым был вручен танк, построенный на личные сбережения их родителей. Владимир Михеев прошел на нем всю войну, участвовал в штурме Берлина. За годы войны братья Михеевы уничтожили не менее двухсот единиц вражеской техники - танков, орудий, бронетранспортеров и автомашин, были награждены сорока пятью орденами и медалями. После войны те из них, кто выжил, продолжали служить в армии, и лишь Павел, потерявший руку в 1944 году, вернулся в Воецкое, где и жил до самой смерти в 1989 году.
Тема: «Нахождение дроби от числа»
Из 204 наших земляков, вернувшихся с войны, 334 награждены медалью «За оборону Ленинграда». Сколько ветеранов награждены этой медалью?
Решение:
204:34 ×3=18(человек)
Среди них - Ерёмин Николай Александрович. Родился он в 1923 году в селе Русская Бекшанка. С первых дней войны был призван в ряды Красной Армии. Свой нелёгкий ратный путь прошёл на Ленинградском фронте, участвовал в операциях по взятию Нарвы и Выборга. Войну закончил в звании лейтенанта в 1946 году. Был награждён орденами и медалями. После войны он работал в нашей школе учителем немецкого языка до ухода на заслуженный отдых.
Тема: «Преобразование выражений с использованием формул сокращённого умножения»
Раскрой скобки, приведи подобные слагаемые, заполни таблицу и ты узнаешь фамилию героя России, уроженца города Барыша.
18х + 25 33х – 25 -2х – 3 3х - 16 10х – 50 12х-12 -81
А) 3х(3х + 6) – (3х + 9)² В) (х – 4)(х + 4) +х(3 – х) Д) (х +1)² - (х + 2)² Е) (х + 8) (х + 7) – (х - 9)² Н) 3х(3х + 6) – (3х – 5)(3х +5) И) (х – 5)(х + 5) – (х - 5)²
Г) (х+2)² - (х-4)²Ответ: Недвига.   Уроженец города Барыша, выпускник школы №1 Юрий Дмитриевич Недвига  единственный в городе Барыше имеет звание Героя  Российской Федерации. Это звание присвоено ему указом Президента Российской Федерации от 14 января 2002 г. за мужество и стойкость, проявленные при исполнении  воинского долга с риском для жизни. Сейчас живет и работает в Москве. Имя Героя носит школа №1 г. Барыш. 
Для учащихся очень важно иметь пример для подражания. По выражению А.Эйнштейна «… моральные качества выдающейся личности имеют, возможно, большее значение для данного поколения и всего хода истории, чем чисто интеллектуальные достижения».  Рассказы о мужестве, любви к Родине, бескорыстии, скромности и самопожертвовании наших земляков помогают учащимся в выработке правильных жизненных позиций. Их жизнь и подвиг являются ярким примером патриотического служения Родине.
Работа по формированию патриотических качеств личности проводится на различных этапах урока. Формы проведения занятий различны: от традиционных до нестандартных форм ведения урока: виртуальные экскурсии, путешествия, устные журналы.
За время обучения в школе ученик формирует себя как нравственно- здоровую личность. Изучение математики помогает ему в этом.