Выступление на семинаре: Использование краеведческого материала на уроках технологии.

«Краеведение учит людей любить не только
свои родные места, но и знать о них, приучает
их интересоваться историей, искусством,
литературой, повышать свой культурный уровень.
Это - самый массовый вид науки.»
Д.С. Лихачев
Понятие национального образования разрабатывается в мировой педагогике около двух веков. В образовании и воспитании подрастающего поколения неизбежно присутствует национальный колорит. Он обращает ум и сердце ученика к национальному достоянию своего народа и способствует патриотическому воспитанию.
Важность данной проблемы отражена в Законе «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить:
историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.
Творческий патриотизм необходимо культивировать с детства. Подобно любому другому чувству он обретается самостоятельно и переживается индивидуально.
Бесценна роль учителя начальных классов в организации системной, личностно – ориентированной деятельности по освоению историко-культурного наследия.
Ребенок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом – детский сад – двор – школа – границы мира постепенно расширяются, и маленький человек начинает задавать все больше и больше вопросов. Приходя в школу, дети хотят больше знать о своем крае, об особенностях растительного и животного мира, об его истории, традициях, о великих и знаменитых людях своего края.
Воспитание патриотизма у современных школьников, формирование чувства любви к Родине, гордости за свой край, уважение традиций предков – эта проблема остро стоит перед образовательными учреждениями.
При отборе краеведческих сведений для урока следует придерживаться правил:
События местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся;
Факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;
Предоставить учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;
Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
Вызывать интерес к познанию родных мест, к ремёслам и промыслам народов, содействовать формированию патриотических чувств.
В программе начальной школы национальные и региональные традиции реализуются через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отображает краеведческую направленность. Это могут быть исторические объекты (сооружения) и изделия, по тематике связанные с ремёслами и промыслами народов, населяющих регион.
Фрагмент урока. Виртуальная экскурсия по музею народных промыслов.
Одна из особенностей Белгородских земель - появление украинских поселений на нашей территории.  Это обусловило первоначальное культурное единство жителей южной части Древнерусского государства. Общие корни особенно ярко проявляются в народной одежде Белгородчины.
Процветали известные в далеком прошлом художественные промыслы: ручное ткачество, вышивка, изготовление кукол из текстиля.
В развитии народных промыслов нашей области ощутимо влияние географического положения и природных ресурсов нашего края.
Развивался гончарный промысел, сложилась традиционная глиняная игрушка нашего края. Большую известность получила Старооскольская глиняная игрушка. Собственно Белгородская глиняная игрушка была разработана и создана в наши дни группой студентов и преподавателей Белгородского института культуры и сейчас представлена в музее.
Повсеместно использовались изделия из дерева, которые щедро украшались росписью либо резьбой.
Особой прочностью отличались кованые изделия.
Предметы народных ремесел носили как утилитарный, так и культовый характер.
Красотой и изяществом поражают работы наших мастеров, выполненные в технике бисероплетения.
Перед нами и будущими поколениями белгородцев стоит задача беречь и приумножать материально-духовные ценности народной культуры.

Так, на уроках технологии, для обеспечения качества практических работ предусмотрено выполнение пробных поисковых, тренировочных упражнений. Посещение музеев народной культуры края, экскурсий. Развитие духовно-нравственных качеств личности, уважения к наследию и традициям народа своей страны и других стран обеспечивается созерцанием и обсуждением художественных образов культуры, а также активным включением в доступную художественно - прикладную деятельность на уроках.
В 1 классе знакомимся с профессиями мастеров, разнообразием предметов рукотворного мира.
Во 2 классе говорим о ремёслах и ремесленниках, о названиях профессий ремесленников, о современном состоянии ремёсел. О ремесленных профессиях, распространённых в месте проживания детей. Технологии выполнения работ. Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта, декоративно - прикладного искусства).
В 3 классе - знакомимся с технологией ручной обработки материалов. Отделка изделия и её вариантами (крестиком, росписью и др.), кружевами, тесьмой, бусинами и т.д.
В 4 классе - дизайн одежды в зависимости от её назначения, моды, времени.
Введение элементов краеведения в структуру уроков в начальной школе способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия.
Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего, многоаспектного развития личности младшего школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа.
Жить достойно, пользоваться заслуженным уважением окружающих хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только в том случае, если сам уважаешь себя и своих соседей, когда знаешь свою культуру, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей. Для того, чтобы приобщить детей к глубокому традиционному наследию, на уроках использую краеведческий материал. Кроме чисто познавательного, это имеет важное воспитательное значение. Так как показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, способствует формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены веками длительного пути любого народа.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 41» г. Белгорода








Выступление на областном семинаре по теме:
«Использование краеведческого материала на уроках технологии в начальных классах»





Подготовила
Учитель начальных классов
2 квалификационной категории
Томаровская И.Н.







2014 год
15