Использование ИКТ на уроках как способ повышения мотивации к изучению биологии

Использование ИКТ на уроках биологии
как способ повышения мотивации к изучению предмета
Зарипова Г.Г.
учитель биологии МБОУ СОШ №166
Советского района г.Казани
Применение ИКТ на уроках является одной из новых форм преподавания в современном образовании, способствующих не только развитию личности, но и повышению мотивации учащихся к изучению предмета. Внедряя информационные технологии в преподавание предмета биология, реализуются следующие цели и задачи:
1.Развитие личности учащегося, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:
-развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;
-развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
-формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).
2.Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:
-подготовка учащихся средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности
3.Мотивация учебно-воспитательного процесса:
- повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;
-выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.
В изучении школьного курса биологии выделяются несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:
- наглядное представление объектов и явлений микромира;
-изучение биохимических процессов;
-изучение природных процессов и явлений
-моделирование биологического эксперимента;
-система тестового контроля
-подготовка к ЕГЭ.
Широкое использование анимации, биологического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.Спектр использования компьютера на уроке широк и разнообразен.
При подготовке и проведении уроков биологии на различных ступенях обучения возможно использование следующих форм ИКТ:
1.Готовые электронные продукты, которые позволяют интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяют повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.
2.Мультимедийные презентации, использование которых позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
3.Ресурсы сети Интернет. Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования.
Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:
-целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;
-видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.
Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала. Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышают мотивацию учения.
Такая работа может осуществляться на разных этапах урока
- как способ создания проблемной ситуации,
- как способ объяснения нового материала,
-как форма закрепления изученного,
- как форма проверки домашнего задания,
- как способ проверки знаний в процессе урока.
Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:
- способствует повышению познавательного интереса к предмету;
- содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
- позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
- формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
- способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него.
Повышения мотивации к изучению предмета биологии можно реализовать продолжая работать над следующими проблемами:
-Развивать навыки применения компьютерных технологий в работе в условиях модернизации современной школы.
-Расширять арсенал форм, методов, приёмов работы на уроках биологии.
-Повышать уровень познавательной мотивации к урокам биологии, а значит, повышать качество знаний.
-Подготовка к ЕГЭ с помощью интерактивных тренингов.
- Работать с электронными версиями мультимедиа учебников.
-Работать над проектами, выполняя их как слайд - презентации с использованием программ Power Point, Excel и др.
Такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности. Переход к ИКТ создаст надежные предпосылки для соединения обучения, воспитания и развития в единый педагогический процесс.


Список литературы:
Масленникова А.В. Бессонова И.П. «Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях» Центр “Школьная книга”, 2003.
Якиманская И.С. «Технология личностно ориентированного образования» - М. 2000.
3.www.rusmedserver.ru/med/pedagog/28.html  · 33 КБ Мотивация учебной деятельности и её формирование
4.www.ronl.ru/pedogogicheskaya_psihologiya/11363.htm· 37КБ Мотивация учебной деятельности средствами ИКТ.


































15