Использование педагогических технологий в работе с детьми с нарушением слуха


Использование возможностей информационно-коммуникационных технологий как средство повышения мотивации к учебной деятельности у детей с нарушением слуха
Бородина Марина Леонидовна
Учитель-дефектолог
ГОУ «КОШ»
Государственное общеобразовательное учреждение
«Кемеровская общеобразовательная школа для детей с нарушениями слуха»
Одной из первостепенных задач специального образования является социальная адаптация и интеграция в общество детей с особенностями психофизического развития. Общеизвестно, что любые отклонения в физическом и психическом становлении ребенка приводят к нарушению его общего развития. Нарушение слухового анализатора ведет к существенным отклонениям в речевом развитии, и в общем развитии ребенка. Поэтому поиск и использование современных педагогических технологий в обучении является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-дефектолога.
Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Происходящие изменения в современном обществе требуют сегодня быстро адаптироваться к новым условиям.
Снижение слуха оказывает отрицательное влияние на развитие мышления детей с нарушением слуха, но интеллект остается сохранным в любом возрасте. Это значит, что потенциальные возможности глухого ребенка те же, что и у слышащего. Реализация этих возможностей достигается в специально организованном процессе обучения, который нацелен не только на вооружение знаниями, умениями и навыками, не только на развитие слуха и речи, но и на формирование всей познавательной деятельности в целом. Как писал Л.С. Выготский: "Проблема глухоты в обществе - проблема социальная".
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) приобретает особое значение в системе обучения и социальной реабилитации глухих и слабослышащих детей со свойственными ими коммуникативными ограничениями. Этот фактор усиливается и тем, что в связи с компенсаторной активизацией деятельности сохраненных органов чувств у слабослышащих детей зрительное восприятие информации приобретает ведущую роль. В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны методы, с помощью которых школьники вовлекаются в процесс познания, а также технологии проведения урока. Компьютер и компьютерные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни.
В учебном процессе слабослышащему ученику иногда бывает трудно объяснить на словах какой-либо учебный материал, а благодаря мультимедийным возможностям ученикам становится легче воспринимать необходимую информацию. Кроме этого, новые информационные технологии, позволяющие легко варьировать громкость, в частности актуализируя конкретные частоты аудиоматериалов, могут быть использованы для тренировки остаточного слуха. Каковы же цели использования информационно-коммуникационных технологий в работе со слабослышащими и глухими школьниками:
- повысить мотивацию обучения;
- повысить эффективность процесса обучения;
- способствовать активизации познавательной сферы обучающихся.
Одним из достоинств использования информационных технологий в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивает наглядность, при необходимости можно привлечь большее количество дидактического материала, экономит время, позволяет каждому ученику работать в своем темпе, формирует навыки самостоятельной деятельности, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Дети с интересом и более позитивно относятся к тем учебным предметам, в которых задействованы современные технологии. Это способствует повышению их мотивации и достижению результатов, важных как для ребенка, так и для педагога. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения, открывает широкие возможности для развития нового обучения, которое становится управляемым, контролируемым и адаптированным к индивидуальным особенностям обучаемого.
Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в нашей школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии.
Таким образом, ИКТ существенно помогают педагогу в его работе. Это и подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, и т.д. Все это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей.
Учащиеся на примере учителя должны знать, что компьютер предназначен не только для игр. При помощи компьютера можно получать массу интересной информации, создавать книги, газеты, новые учебные пособия, программы.
Расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности. Обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим иформационным ресурсам.
Кроме того, благодаря использованию ИКТ учитель-дефектолог при обучении детей использует специальные учебные программы, которые носят коррекционно-развивающий характер. Так для овладения коммуникативной культурой, социально-эмоционального развития учащихся в обучении используются такие прграммы: «Мир за твоим окном», «Видимая речь». Программы носят исследовательский характер, развивают широкий спектр навыков и представлений.
Таким образом, использование современных ИКТ обогащает учебно-воспитательный процесс, позволяет организовывать образование детей с нарушением слуха на высоком проффессиональном уровне, сделать обучение более эффективным, обеспечивающем успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
Список литературы
1.Босова, Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе/Л.Л.Босова//Информатика и образование.-2002.-№1
2.Кехтер, Т.А.Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов инфомационно-коммуникационных технологий/Т.А.Кехтер.-2004.-155с.
3. Назарова, Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха:Учеб.пособие для студ.пед.высш.учеб.заведений/Под ред.В.И.Селиверстова.-М.:Гуманит.изд.центрВЛАДОС.2001.-288с.