Активизация познавательной деятельности на уроках математики как средство повышения качества образования.

Активизация познавательной деятельности на уроках математики как средство повышения качества образования.
В связи с задачей повышения качества знаний в последнее время повысилось внимание к развитию познавательной деятельности учащихся. Установлено, что уровень развития мыслительных операций, степень владения знаниями и способами деятельности определяет ход мыслительного процесса и его результат, а, следовательно ,и продуктивность познавательной деятельности.
Развитие познавательной деятельности младших школьников происходит главным образом на основе ведущей для них деятельности учения и осуществляется на протяжении всего младшего возраста.
От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.
Развитие ребёнка неразрывно связано с его активностью. Развитие может происходить только через активность. Активность учащихся как психическое состояние является основой для всей их учебной деятельности и умственного развития. Активизация в учебном процессе направлена на стимулирование и развитие интеллектуальной активности. Вызывая систематически активность как состояние, мы тем самым содействуем и формированию активности как свойства личности.
Активизация означает, с одной стороны, проявление активности как состояния и, с другой стороны, увеличение меры активности.
Активизация познавательной деятельности означает стимулирование к выполнению познавательных задач. Определяя цели и задачи активизации, необходимо иметь в виду, что мерой полноценности личности является не только и не столько то, было ли его школьной оценкой «хорошо» или «удовлетворительно». Важнее то, насколько в процессе обучения развиты желание и умение работать, умение самостоятельно усваивать знания, способность напрягать свои силы во имя достижения поставленной цели, потребность приносить пользу своей активной деятельностью. Таким образом, основной задачей активизации учащихся является достижение не максимальных школьных оценок, а общего развития личности. Этому способствует систематическое предоставление ребёнку учебной деятельности, требующей оптимального умственного напряжения, которое предопределяет развитие умственных сил и – что еще важнее – делают возможным ощущение успеха каждым учащимся. В связи с этим формируются умственные потребности, ценностные установки и активный образ жизни.
Для продуктивной деятельности нужна не максимальная, а оптимальная активация. Активизация младших школьников в процессе обучения правильно организована в таком случае, когда она обеспечивает достижение умело поставленных целей, при нормальной трате сил в результате этого – сохранение психического равновесия и школьной радости учащихся.
Выделяют внешнюю и внутреннюю активизацию.
Под внешней активизацией подразумеваем стимуляцию более простых познавательных процессов (восприятие, внимание и другое) и поддерживание общей работоспособности ребёнка. Приёмами для этого служат:
-обеспечение чередования работы разных нервных центров путём чередования разных методов, видов и приёмов учебной деятельности;
-правильное взаимоотношение словесного и наглядного, конкретного и абстрактного в учебном процессе;
-физкультурные и музыкальные минуты отдыха на уроке;
-поддерживание позитивных эмоций;
-применение игры и соревнования как дидактического приёма и т.д.;
Внутренняя активизация – это, прежде всего активизация мышления учащихся, стимулирование их воображения и творчества.
Основными приёмами, используемыми в целях внутренней активизации, являются:
-самостоятельная работа учащихся;
-элементы электронного обучения;
-проблемное обучение;
-элементы исследовательской деятельности;
-творческие задания.
Система приёмов внешней и внутренней активизации охватывает познавательную деятельность младшего школьника на всех этапах: на этапе живого созерцания при восприятии и возникновении представлений; на этапе абстрактного мышления, при осмысливании и систематизации учебного материала, при формулировании выводов и обобщений; на этапе воспроизведения, при применении усвоенного материала.
Одним из любимых уроков моих учащихся является математика. Поэтому этому предмету я уделяю особое внимание.
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач на уроках математики. В своей работе я исхожу из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность.
Элементы занимательности, игры, использование исторического материала, задачи для развития логического мышления, кроссворды, загадки, нестандартные уроки, уроки с применением современных технологий, всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления. Живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал.
Говорят, что заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет делать то, что желает учитель.
В своей практике я использую приёмы, которые способствуют активизации процессов восприятия и запоминания.
Приёмы, способствующие активизации процесса восприятия:
-организация самостоятельной работы учащихся при ознакомлении с новым материалом;
-ознакомление с планом работы над новым материалом;
-постановка проблемных вопросов, которые способствуют непосредственному включению учащихся в процесс рассуждения;
-использование элементов исследовательской деятельности;
-использование сравнения в процессе работы;
-установление связей между ранее изученным материалом и новым;
-применение различных средств наглядности.
Приёмы, способствующие активизации запоминания:
-установка на запоминание определенного материала на длительный срок и сосредоточение внимания на материале;
-обязательная проверка понимания учебного материала и сопоставление его с ранее изученным материалом;
-использование наглядности.
Очень часто на своих уроках использую игру для активизации умственной работы детей. В игре отрабатываются навыки продуктивного мышления, развивается желание решать проблемы. Чтобы правильно организовать игру, необходимо определить её цель, порядок проведения, используемое оборудование, инструкции для участников.
В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, решать задачи.
Игра ставит ученика в условие поиска, пробуждает интерес к победе, отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно в коллективных, формируются нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь одноклассникам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, что даёт возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в работе учащихся с разным уровнем знаний. Дети при этом чувствуют себя свободно, а поэтому уверенно, и с интересом приступают к выполнению различных заданий.
Оптимальные условия для овладения знаний каждым учеником и для развития каждого ученика могут возникнуть тогда, когда обеспечивается максимальная активизация деятельности школьников. Таким образом, стараюсь обеспечивать напряжение мысли каждого своего ученика, создавать условия для проявления детьми творчества, сознательно и целенаправленно управлять процессом овладения знаниями, умениями и навыками учащихся, побуждать их самостоятельно думать.
15