Выступление на тему Реализация технологии деятельностного метода обучения в ОС Школа 2100

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей», Ельниковского муниципального района
Республики Мордовия


Реализация технологии деятельностного метода обучения в ОС «Школа 2100»


Учитель: Журавлева Нина Ивановна











Реализация нового Федерального Государственного Образовательного стандарта совпала с апробацией новой ОС «Школа 2100». Новый стандарт, как и Образовательная система «Школа 2100», нацелен на смену образовательной парадигмы. Вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей. Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.
Учебно-методический комплекс Образовательной системы «Школа 2100» реализует деятельностный подход через ряд принципов.
1.) Принцип обучения деятельности, основанный на совокупности нескольких технологий, эффективное использование которых позволяет педагогу в полном объеме реализовать деятельностный подход в работе с учащимися. Это:

· проблемно-диалогическая технология;

· технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения);

· технология оценивания учебных успехов;

· проектная технология.
В соответствии с технологией проблемного диалога ученики на уроке участвуют в совместном открытии знаний на основе цели деятельности, формулируемой самими учениками. У детей развиваются умения ставить цель своей деятельности, планировать работу по ее осуществлению и оценивать итоги выполнения поставленной цели в соответствии с планом.
Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предмете и любой ступени.
Проблемный урок, обеспечивает тройной эффект:
более качественное усвоение знаний
мощное развитие интеллекта, творческих способностей
Как же построить работу на уроке, чтобы дети не получали готовых знаний, а сами «открывали» их?
Модель организации учебного процесса называют "ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ".
Авторы ОС «Школа 2100» считают, что необходимо знакомить учеников с реальной жизнью, а не со специально подготовленным и адаптированным ее описанием. Отсюда наличие уже в Прописях широкой линейки, которая позволяет формировать почерк человека раз и навсегда; использование даже в начальной школе специально подобранных авторских текстов, через которые происходит знакомство ученика со всем многообразием литературы. Поэтому учебники построены как энциклопедии и научно-популярные книги для взрослых: в них всегда содержится избыточная информация, из которой читатель должен найти ответ на интересующий именно его вопрос. Это создает возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Причем важно, что находить и использовать нужную им информацию школьники учились бы сами (например, задания, связанные с поиском в тексте главного). Именно по этой причине, авторы не разделили полностью весь материал на основной и дополнительный: ведь в таком случае выделять главное научатся авторы, а не школьники. Начинается формирование азов исследовательского поведения с первых уроков. Так, например, на уроках «Обучение грамоте» для выбора точного направления движения руки при письме элементов необходимо проанализировать и осмыслить движение руки. С этой целью учитель каждый раз ориентирует детей рассмотреть и выделить части, из которых состоит рисунок, для обведения и штриховки, а впоследствии буквы и соединения букв.
Мы пользуемся общим для учебников «Школы 2100» дидактическим принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ученики могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт и требования программы) и составляющие существенную часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики. Таким образом, в учебниках содержится материал, который ученики обязаны и могут усвоить. Ученик может узнать максимум, но должен (под руководством учителя) освоить минимум.
Принцип минимакса позволяет решить сразу несколько проблем. Во-первых, все ученики разные, но нельзя ориентироваться ни на слабого, ни на сильного. Поскольку свой максимум определяет с помощью учителя каждый ученик, то мы обеспечиваем с помощью этого принципа индивидуальный подход. Во-вторых, для решения любой возникающей в жизни проблемы надо учиться находить нужную информацию. А принцип минимакса учит определять потребность в информации и самостоятельно ее находить. На первом этапе следует выделить в содержании учебника обязательный программный минимум. Для этого необходимо открыть таблицу требований или программу и найти в требованиях к знаниям и умениям на конец данного года обучения те, которые относятся к изучаемой теме. Это и есть минимум, который должны усвоить все ученики и который будет проверяться в контрольных и диагностических работах.
Урок с использованием принципа минимакса требует большой предварительной работы учителя. Приходится готовить большой материал. Кроме того, индивидуальная работа с учениками на уроке всегда должна предваряться выбором разных заданий, дополнительной разработкой новых упражнений. Наконец, в ходе использования проблемно-диалогической технологии ученики часто высказывают необычные версии и задают вопросы, к которым учитель должен быть готов. Поэтому ему необходимы более широкие знания, выходящие за пределы темы и позволяющие отвечать на вопросы учеников. Часто в учебниках при рассмотрении отдельных тем в число важнейших понятий в конце раздела включены и не относящиеся к минимуму. К этой группе относятся часто встречающиеся понятия, которые, тем не менее, дети не обязаны знать. Надо убедиться на конкретном уроке, что всем ученикам они понятны, а вот на следующих уроках применять их необязательно. Те, кому они покажутся важными, запомнят.
Все остальные понятия учебника, которые также встречаются в тексте, но не отражены в программных требованиях, относятся к максимуму. Их не только не обязательно знать, но и не обязательно включать в материал урока.
На втором этапе, выявив понятия минимума и максимума, учитель продумывает проблемную ситуацию, главный вопрос урока и набор важнейших вопросов для диалога с учениками. Выработанный план нужно стараться соблюдать, отвлекаясь лишь на затруднения при изучении важнейших знаний. Надо быть заранее готовым к тому, что ребята могут уводить учителя в сторону от продуманного плана. Именно для того, чтобы урок не потерял логику, учитель планирует для себя систему важнейших вопросов и старается ей следовать.
Лишь на третьем этапе учитель выбирает и включает в конспект урока те знания из максимума, которые могут заинтересовать школьников. Этот материал и является резервом, которым может пожертвовать учитель при нехватке времени.
Приведу пример использования принципа минимакса на примере учебника окружающего мира для 1-го класса (ч. 2, с. 4–7).
В рамках красного цвета изложен минимум содержания данной темы, который должны не только понять, но и запомнить все ученики. Рамки желтого цвета содержат важную информацию, с помощью которой ученики проверят правильность своего ответа на проблемный вопрос, они могут быть запомнены ребятами. А вот все остальные задания не обязательны на уроке, но они могут быть использованы на уроке учителем в случае необходимости. Наконец, дополнительный материал, как это следует из самого названия, включает задания и тексты, которые учитель будет использовать лишь в случае наличия свободного времени, интереса детей и специфики региона.
2.) Принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности.
Так, например, читательские умения, приобретенные в курсе литературного чтения, эффективно используются в параллельных содержательных курсах УМК (математики, окружающего мира), а также в проектной деятельности. Также эффективно развивается самостоятельная читательская деятельность детей с использованием приемов работы с текстом, которые учащиеся осваивают на уроках.
В программе «Школа 2100» построена новая модель обучения, которая: во-первых, является системой развивающего обучения, готовящей школьника нового типа – внутренне свободного, умеющего творчески относится к действительности, способного принимать самостоятельные решения; во-вторых, программа доступна массовой школе; в-третьих, программа разработана именно, как целостная система – от теоретических основ, учебников, программ, методических разработок до системы контроля и мониторинга результатов обучения; в-четвёртых – это система целостного и непрерывного образования.


15