Статья на тему Роль учителя в реализации ФГОС второго поколения


Кострова С.Ю.
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
В новых стандартах чётко проявляется курс на гуманизацию образования. Гуманизация, прежде всего, должна проявляться в изменении взгляда на личность и её роль в обществе, признании свободы выбора и личной ответственности за этот выбор как основы построения общества.
Ключевым разделом ФГОС второго поколения являются требования к образовательным результатам, что отражает изменение содержания образования. Предметные программы учитель должен переосмыслить так, чтобы их материал был направлен на достижение образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Следовательно, главной задачей учителя становится оснащение ученика не только знаниями, умениями, навыками, необходимыми для выполнения определённых функций, но и умениями и навыками самостоятельного анализа собственных потребностей и возможностей и программирования своих действий, то есть самостоятельного определения своего места в обществе и построения собственной жизни.
Каждый из школьных предметов работает на развитие интеллектуальных способностей: выявление закономерностей, причинно- следственных связей; и способностей эмоциональных: творчество и сопереживание учащегося. Так в русском языке возможно составление алгоритмов, обобщающих таблиц, выведение одного правила через другое, аналогичное, сопоставление уже изученного с тем, чтобы поставить задачи на будущее. Литература даёт возможность обучаемому самому стать биографом, литературоведом, соавтором, проявить себя в сотворчестве с автором и самостоятельной работе. Кроме того, постоянно должна вестись работа, направленная на формирование ключевых компетенций: сбор, анализ и интерпретация информации, коммуникация. Это те компоненты образования, которые необходимы каждому человеку всегда, чем бы он ни занимался в дальнейшем.
Ключевая задача образования- возможность попробовать себя в разных сферах деятельности - определяет и форму образования. Учебный процесс должен строиться от задания, индивидуального или группового, учитывающего особенности конкретного ученика. Необычное задание, выполнение которого требует узнать или научиться делать что-то новое, наполняет смыслом работу учащегося, мотивирует его.
Переход от обучения к учебной деятельности меняет позицию учителя и ученика. Современный учитель организует учебную деятельность, направляет ученика, создаёт ситуации, когда необходимо пробудить его природные механизмы мышления и творчества, сотрудничает с учеником , помогает ему, вместе с ним находит решение поставленной задачи. Необходимым условием при этом является активная роль учащегося в учебном процессе, субъект- субъектные отношения между учителем и учеником, учитель становится помощником в учении.
Особую роль приобретает оценивание достижений обучающихся. Школьник пробует себя, поэтому наказывать его за ошибки нельзя- он имеет на них право. Принципом оценивания должно быть не вычитание баллов, а определение соответствия эталону (чем больше соответствие, тем выше балл). Эталон должен быть известен обучающемуся или предъявлен вместе с заданием. Тогда механизм оценивания становится прозрачным дла обучающихся. Кроме того, критериальное оценивание позволяет просто и логично перейти к самооцениванию.
При самооценивании процесс, результат и собственный вклад могут осуществляться школьником через фразы-шаблоны: «Мне лучше удалось то…, потому что..», «Для того чтобы выполнить это, можно было попробовать так…», «Процесс, задание было интересно выполнять, и я подумал,что…»…Самооценивание носит не фактический, а описательный характер, играет роль катализатора развития, при котором ученик ищет свой путь с помощью учителя. При этом ребёнок оценивает свои ученические качества с помощью самонаблюдения и взаимодействия с другими, самостоятельность учащегося увеличивается, так как он может влиять на свою учебную деятельность. Самооценивание ориентировано не на результат, а на процесс учения, его качество.
Изменение позиции учителя затрагивает все сферы его повседневной деятельности. Он должен стать не ментором, а организатором учебной деятельности, сотрудником обучающегося в образовательном процессе; не судьёй, а экспертом, оценивающим его достижения. Смена ориентиров в функциях учителя снимает необходимость быть всегда выше ученика, знать ответы на все вопросы, нести единоличную ответственность за успехи ученика. Взаимодействие учителя с учеником - это отношения равных в системе общечеловеческих ценностей.
Литература
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.- М.:Просвещение,2011.-48с.
Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной среде. М.:Просвещение, 2012.-54с.