Использование метода проектов в преподавании географии

Использование метода проектов в преподавании географии

Березенская Е. Л., преподаватель, соискатель на звание к.п.н.,
Рудненский политехнический колледж

В условиях модернизации образования главным направлением развития личности является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого обучающегося через совершенствование системы преподавания. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед преподавателем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.
Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Проблема интереса в обучении актуальна была во все времена.
Работа над проблемой интереса в обучении побудила к поиску таких форм, методов и приёмов, которые позволят повысить эффективность усвоения географических знаний, помогут распознать в каждом учащемся его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству, что возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.
В педагогической литературе нет единого определения методов обучения, однако обычно подчеркиваются две стороны. Во-первых, то, что методы обучения способы действия обучающего, определяющие деятельность учащихся; во-вторых, то, что методы обучения не ограничиваются только образованием знаний учащихся, но имеют цель развить творческие силы учащихся, приучить их к самостоятельному исканию истины, выработать у них правильные взгляды и убеждения, основанные на научных знаниях.
Методы являются не только способами работы преподавателя, но и путями, позволяющими наметить в определенной степени ход мыслительного процесса учащихся. Пользуясь тем или иным методом обучения, преподаватель может заранее предвидеть некоторые процессы познавательной деятельности учащихся, наметить пути усвоения учащимися знаний, овладения приемами учебной деятельности, в том числе приемами умственной деятельности.
В общепедагогической и методической литературе нет единства и полной ясности в классификации методов обучения. Наиболее общепринятой является классификация методов, в основу которой положены источники знания. Эта классификация разработана в работах М. А. Данилова, Б. П. Есипова, С. Г. Шаповаленко, Е. Я. Голанта.
В преподавании географии, один из основных источников знаний живое слово преподавателя находятся в органической связи с картой, а также с учебной и дополнительной литературой, часто получаемой посредством интернета.
Специфическим источником знаний по географии является географическая карта. Многие знания, изучаемые в курсе географии, не имеют чувственной основы и не поддаются изображению на других наглядных пособиях, например размещение материков по отношению к океанам и друг к другу, географическое положение страны, моря, их очертания и величина. Такие знания могут быть почерпнуты только с помощью карты и глобуса.
Источниками знаний по географии могут служить также опыт и практическая деятельность учащихся, иногда имеющая характер общественно полезного труда (например, измерительные работы на местности, изучение погоды своей местности и т. п.).
Таким образом, основными источниками знаний учащихся по географии являются слово (устное и печатное) предметы и явления в натуре или их изображении, а также опыт практической деятельности учащихся.
Соответственно, при обучении географии, как и других предметов, преподаватель обычно применяет в различных сочетаниях несколько методов, каждый из которых имеет свои особенности. Одни методы в большей степени способствуют формированию умения работы с картой, другие развивают наблюдательность, третьи речь учащихся и т. п.
Применение метода проектов позволяет создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает жизненно-важные проблемы, сопровождая свою деятельность техническими средствами обучения.
Суть проектной системы обучения заключается в том, что учащийся выступает активным участником процесса обучения:
- овладевает новыми знаниями, расширяя свой кругозор;
- развивает познавательные и творческие навыки;
- развивает критическое мышление;
- учится работать в группе единомышленников;
-учится соглашаться с иной точкой зрения, отстаивать свою точку зрения.
Проектная деятельность учащихся способствует качественному обучению, т.к. она:
личностно ориентирована,
характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения.
позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела, приносит удовлетворение учащимся, видящим продукт собственного труда.
Опираясь на лозунг ученых: «Мыслить глобально, а действовать локально!» и в рамках плановой темы «Глобальные проблемы человечества», на творческих занятиях по географии мы рассмотрели проблемы социального характера на примере города Рудного Костанайской области. Все социальные проблемы, рассмотренные в учебных группах, отображались на топографической основе и составлялись в виде карты-схемы.
Учащиеся работали над следующими интересующими их темами:
1. Особенности «городского» образа жизни и его последствия, характеризующиеся функционализацией процессов жизнедеятельности населения (“труд-быт-отдых”);
2. Проблемы загрязнения атмосферы: увеличение выбросов вредных веществ автомобильным транспортом и влияние качества дорог на количество выбросов [1];
3. Городская среда является отражением общественного состояния и проявляется в архитектурном облике городов, оказывает влияние на общественные отношения и на жизнь каждого человека. Отображение количественных показателей восстановленных строений за последние 7 лет [2];
4. Программа 2011-2020 многогранна, охватывает практически все стороны огромной образовательной системы: дошкольное воспитание, 12-летнее обучение, профилизация на уровне школы, профессиональное обучение, высшее образование. Отображение особенностей образовательной системы города и возможности трудоустройства молодежи [3].
Использование метода учебных проектов в педагогической работе определяется необходимостью формирования личности XXI века, личности новой эпохи, когда определяющими факторами развития общества будут творческие, креативные личности, конкурентоспособные на мировом уровне.

Используемая литература
Городская газета «Рудненский рабочий» акимата г. Рудного от 24.12.2010 г.
Городская газета «Рудненский рабочий» акимата города Рудного от 03.12.2010 г.
Городская газета «Рудненский рабочий» акимата города Рудного от 10.12.2010 г.


Применение метода проектов в преподавании географии позволяет создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает жизненно-важные проблемы, сопровождая свою деятельность техническими средствами обучения.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




Иђ Заголовок 1Иђ Заголовок 2Иђ Заголовок 3Иђ Заголовок 4Иђ Заголовок 515