Использование метода проектов на уроках математики


Выступление на педсовете по теме
«Использование метода проектов на уроках математики»
Шестакова Т.В ( 26.03.2014)
Сегодня много говорится о необходимости нового вида образовательного результата, ориентированного на решение жизненных задач.
Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будет представлена интересная возможность для их реализации. Это возможно при использовании метода проектов.
Проект – это замысел, план. Метод – это система приемов и способов овладения отдельными практическими и теоретическими знаниями.
Метод проектов – это совокупность последовательных учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения.
Метод проектов предполагает развитие познавательных навыков, критического и творческого мышления, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Главным отличием метода проектов является то, что в результате совместной трудовой деятельности учащиеся не просто получают новые знания, а создают материальный результат совместного труда. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют за определенный промежуток времени. Активное включение учащегося в создание проекта дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Тема урока Уравнения в школьном курсе алгебры 7-9.
Тип урока: урок-проект
Цель урока (для учителя): создать условия для систематизации предметных знаний по видам уравнений, формирования опыта в проектной деятельности и осознания ценности этих знаний и способов деятельности при применении как в других предметных областях, так и в повседневной жизни.
Цели урока:Предметная: повторить, обобщить и систематизировать знания по видам уравнений, изучаемым в курсе алгебры 7-9, применить математическую модель в нестандартной ситуации.
Метапредметные:
Коммуникативные:
уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно и продуктивно сотрудничать;
пользоваться умениями вырабатывать общее решение в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Регулятивные:
уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
самостоятельно анализировать условия (самостоятельно распределять функции и ответственность участников группы) для достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия.
Познавательные:
•осуществлять расширенный поиск информации с использованием учебной литературы и ресурсов сети Интернет;
•осуществлять сравнение и сериацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
•применять навыки поискового чтения.
Личностные: осознать ценность предметных знаний и метапредметных способов деятельности для применения как в других предметных областях, так и в повседневной жизни
Основные методы:
Методы проектной деятельности
1. Беседа как способ диагностики ситуации (актуализация)
2. Проблематизация (определение проблемы проекта и причин, приводящих к появлению проблемы)
3. Целеполагание (определение цели и задач проекта)
4. Концептуализация – создание концепции объекта проектирования или прогностического модельного представления
5. Конструирование – получение продукта со свойствами, соответствующими диапазону его применения
6. Презентация полученного проектного продукта
7. Рефлексия
Формы организации познавательной деятельности учащихся: совместно-распределенная деятельность
Дидактический материал: справочная литература, учебники алгебры, геметриии, физики, химии за курс основной школы.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, ноутбуки, доска, маршрутные листы.
Ход урока
Учитель предлагает выражения, записанные на доске
Просит дать определение этим выражениям
Организует процесс проверки умений решать уравнения (компьютерное тестирование с оцениванием и рекомендациями)
Подводит к выявлению причин, получения нежелательных результатов
Учащиеся высказывают мнения по поводу необходимости вспомнить и привести в систему знания по способам решения уравнений.
Деление на группы
Выбор видов уравнений
Выбирают роли, знакомятся с функциями, записанными в маршрутном листе (организатор, оформитель, докладчик, теоретик)
Идет работа в группах
Выход на продукт-презентация
Рефлексия
Этап/время Деятельность учителя Деятельность учащихся Результат/про-
дукт ученика
Приветствует учащихся, ставит проблему, организует беседу, выявляющую знания определения и видов уравнений.
Организует процесс проверки умений решать уравнения.
Подводит к выявлению причин, получения нежелательных результатов.
Предоставляет возможность каждой группе выбрать вид уравнений для дальнейшей работы.
Озвучивает роли, которые должны выбрать члены групп. Обращает внимание на перечень функций каждой роли, записанной на доске.
Озвучивает и указывает на наличие раздаточногоматериала №1, в котором определены шаги работы каждой группы.
Указывает на обязательный перечень слайдов, записанный в раздаточномматериале №2.
Перечисляет источники, которые могут быть использованы для выполнения работы.
Определяет время выполнения работы.
Озвучивает окончание работы и предлагает слово докладчикам 1-й группы, 2-й и т.д..Контролирует ход защиты.
Предлагает организаторам оценить степень участия каждого ученика группы
Организация рефлексии
( раздаточный материал №3)
Сообщает домашнее задание
Взаимодействуют с учителем принимают проблему, отвечают на вопросы.
Решают тестовые задания, получают оценку знаний и рекомендации.
Высказывают мнения по поводу необходимости вспомнить и привести в систему знания по способам решения уравнений.
Определяются с выбором видов уравнений.
Выбирают роли, знакомятся с функциями.
Находят на столе раздаточный материал №1 и знакомятся с его содержанием.
Находят на столе раздаточный материал №2 и знакомятся с его содержанием.
Находят на столах имеющиеся учебники, справочники.
Приступают к выполнению практической части.
Озвучивают результаты проделанной работы.
Слушают выступления.
Организатор оценивает работу каждого члена группы.
Высказываются члены групп.
Записывают домашнее задание Маршрутный лист проекта.
Требования к презентации:
Слайд 1. Титульный лист (верхняя часть - название учебного заведения; в центре листа – тема, ниже – фамилии, имена выполнивших работу, класс, фамилия, имя, отчество учителя; внизу по центру – населенный пункт, год написания работы)Слайд 2. Определение выбранного вида уравнения.
Слайд 3. Методы решения выбранного вида уравнения.
Слайд 4. Примеры применения выбранного уравнения в других областях (дисциплинах, изучаемых в школе ), окружающей жизни.
План выступления:
Название презентации. Кто выполнил.
Формулировка определения.
Методы решения уравнений (на конкретных примерах )Конкретные примеры применения данного вида уравнения в других областях.
Критерии оценки продукта:
1 балл 2 балла 3 балла
Представленнаяинформация Информация скудна и однообразна. В подборе информации существуют пробелы. Информация интересна,её достаточно.
Оформление. Текст трудно читаем, анимация использована в ущерб информации. Использован единый стиль, текст легко читается, наблюдаетсяперегруженностьанимацией. Презентация оформлена в едином стиле, текст легкочитается, анимацияиспользованацелесообразно.
Степень самостоятельности Оказывалась помощь учителем на ряде этапов работы. Оказывалась помощь на одном из этапов работы. Работа выполнена полностью самостоятельно.
Оригинальность Использован материал из одного источника. Авторская идея подкреплена примерами из разнообразных источников. Присутствует оригинальный подход во всех составляющих деятельности учащихся.
Защита презентации Защита с небольшими комментариями. Защита с развернутыми комментариями. Защита в оригинальном варианте.
Оценка продукта: 15 – 13 баллов – «5»
12 – 9 баллов – «4»
8 – 5 баллов – «3»
4 – 0 баллов – «2»
Критерии оценки выступления
Вопросы для рефлексии
.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…