Конспект открытого урока по окружающему миру на тему Герб — символ города


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Средняя общеобразовательная школа № 18 п. Загорский
Минераловодского района



Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 Б классе
«Герб – символ города»











Подготовила
учитель начальных классов
Хангулова Амалия Эдуардовна






























2016 г.


Программа: УМК "Планета знаний»
Предмет: окружающий мир.
Класс: 3 « Б»
Тема урока: Герб – символ города
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели:
Рассмотреть и изучить одну из символик государства – герб;
Развивать внимательность, наблюдательность, интерес к проектной деятельности; творческие способности учащихся на примере создания символов класса, своей семьи;
Воспитывать чувство гордости за свою Родину, патриотизма, любовь к своему родному краю.
Задачи:
Предметные
развитие исторического мышления и понимания динамики, изменчивости социального события, явления, факта;
познакомить учащихся с одним из символов города – гербом; символическим значением фигур, цвета и формы в них.
Личностные
совершенствование умения работать с толковым словарем с целью выяснения значения малознакомых слов;
развитие общей культуры и детской эрудиции;
воспитание патриотизма, эмоционально-положительного взгляда на мир.
Метапредметные
развитие учебно-познавательных умений сравнивать и обобщать;
развитие коммуникативных умений: участие в диалоге, построение связного повествования, ориентировка в научных терминах и понятиях;
самостоятельно определять цели своего обучения;
работать с различными источниками информации;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля.

Оборудование у учителя:
Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2-х частях Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплина Е.В., Саплин А.И.- М.: Астрель, 2011
компьютерная презентация;
интерактивная доска;
заготовка в форме герба;







Этапы урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Орг. Момент

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. - Здравствуйте, ребята.
-Я думаю, что сегодня на уроке будет интересно и вам, ребятам, и гостям. Ведь мы с вами вновь отправляемся путешествовать.
Итак, вперёд за маленькими открытиями!
Садитесь.


Дети рассаживаются по местам по командам ( 3 команды) Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Проверка домашнего задания Вашим домашним заданием было рассказать об улице, на которой вы живете. в свою очередь, я вам расскажу о своей. я живу на улице Ленина, названа она в честь советского политического государственного деятеля Владимира Ильича Ленина Ответы детей. Проверка д/ з


Актуализация знаний

Цель:

Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.


















Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас с вами будет очень интересный разговор.
Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.
- Как вы понимаете слово символы?
- Каждое государство имеет свои символы?

Но тему нашего сегодняшнего разговора вы узнаете, когда разгадаете мои загадки.
Загадки
Есть главная песня у нашей страны.
Услышав её, мы вставать все должны.
Единству народа поётся в ней слава,
И восхваляется наша держава.
(гимн)
Уверена, друзья, отгадаете вы
Ту крепость старинную в центре Москвы.
На шпилях её ярко звёзды горят,
На башне там Спасской куранты звонят.
(кремль)
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
а всего одна игрушка.
(матрёшки)
На горячей сковородке
Нужно печь их очень ловко.
Зазевался разговором
И они вмиг станут комом.
С мёдом как они вкусны
Бабушкины те ….(блины)
1 слайд
Фронтальная работа

Отгадывание загадок. составление из выделенных букв темы урока.



Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа большое значение
(герб, флаг и гимн)



2 слайд
























Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию: делать свои выводы.

.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других
Постановка проблемы
Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель.



-Из выделенных букв составьте слово, и скажите, о какой символике мы сегодня будем говорить?

- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
- Что вы ожидаете от нашего урока?
-Какие задачи мы можем перед собой поставить?
Учащиеся формулируют тему и цели урока
« Герб – символ города»

Регулятивные УУД:
-Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
-Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему

Формулирование темы урока.
Цель:

Согласовать цель и тему урока.

-Тема нашего урока – «Герб – символ города»
- Мы познакомимся с символом нашего государства, а так же с символами других российских городов. 3 слайд

Открытие нового знания
Цель:

Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.










Работа с учебником
с.80






рассказ подготовленного ученика






Работа с учебником с.80-81






























- Что означает слово “Герб ”?
(ответы детей)
Но это лишь наше предположение. А более точную информацию откуда мы можем брать?
Сейчас вам по группам предстоит задание.
1 группа – ищет информацию в словаре Ожегова С.И.
2 группа – ищет информацию в интернете в словаре В.И. Даля.
3 группа
- спрашивает у взрослых.
- Подведем итог работы по группам.
Где вы нашли более точную информацию?
Вывод: герб – это отличительный знак
Где мы можем увидеть герб?
- Откройте учебник с. 80. Прочитайте 2 абзац и ответь мне на такой вопрос
- Что ставили мастера на своих изделиях
-Где можно было встретить знаки отличия
-Какое гос.учр. при Петре 1 занималось разработкой гербов

Молодцы, я принимаю ваши ответы! А для чего нужны гербы и как они возникли, нам расскажет Мохаммад Наджила
У нашей страны есть государственный символ- герб. О гербе РФ нам расскажет Клепачева Дарья
- В учебнике вы можете увидеть гербы городов Росии : Тулы, Иркутска. Тамбова
-Но а сейчас мы отправимся в путешествие по городам Злотого кольца России, и узнаем, и отличительные знаки – гербы, и какое историческое значение они несут
- В «Золотое кольцо» входят старинные – древнерусские города. В них сохранились исторические памятники культуры, которые рассказывают всему миру, как зарождалась Россия, как жили в старину наши предки.

- Наше путешествие начинается в городе Москва. Это – столица, сердце нашей Родины.
- Город Сергиев Пасад
- Город Переславль – Зелесский
- Город Ростов Великий
- Город Ярославль
- Город Кострома
-Город Иваново
- Город Суздаль
- Город Владимир Работа по группам (словарь, интернет, с учителем)
Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.
Слово “герб” в переводе означает “наследство”.
В нем отражена история.



4 слайд
на аттестате зрелости,
на свидетельстве о рождении,
на дипломе об окончании института, на паспорте, на почтовых марках
на государственных документах
5 – 12 слайды






13 слайд











14 слайд




Работа с презентацией по слайдам. каждый ученик характеризует герб одного из городов






Мохаммад Наджила – о гербе Москвы 15 слайд
Горбатекно Ваня – 16 слайд
Тедикова Алина – 17 слайд
Смолий Виолетта - 18 слайд
Уруджева Аида- 19 слайд
Олюнин Данил – 20 слайд
Антонова Настя 21 слайд
Савченко Даша – 22 слайд
Петриенко Гриша – 23 слайд
Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать , что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи.
Познавательные УУД:
-Добывать новые знания: находить необходимую информацию в различных источниках (словари, интернет, взрослые), предложенных учителем.



Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы









Физкультминутк
По родному краю
Дружно мы шагаем (марш на месте)
Справа от нас - зеленый луг (поворот вправо)
Слева находится лес. ( поворот влево)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок. (прыжки на месте)
Филин крыльями машет. Ух! (махи руками)
Аж захватывает дух!
Солнце над березами светит нам. (повороты головы)
Мы рады ягодам и грибам! (наклоны)

Проектная деятельность
Цель:
Организовать коммуникативное взаимодействие

-Актуализация знаний


























- Работа в группах











- защита гербов


- итог работы Мы сейчас узнали, что у наших городов есть герб – символ города. . И у нашей страны есть символ –герб. А не хотели бы вы иметь символ своего класса? Не в каждом классе есть свои символ. Давайте попробуем создать герб своего класса.
Что есть особенного в нашем классе? Что мы делаем? Чем занимаемся? Кто еще есть в классе? А кто нам помогает во всем, в делах, в уроках?
Мне хочется. Чтобы получились разные гербы. Тема вашего герба будет лежать в конверте. Вы самостоятельно создаете герб. А мы попробуем разгадать ваши символы.
Но прежде необходимо вспомнить правила работы в группах. Назовите основные правила.
Информационная карта
Изображение герба должно располагаться на геральдическом щите.
Наш класс является частью школьного коллектива. Подумайте, что может быть главным элементом на гербе класса. Поместите его в центр герба.
Защитите свой проект.
1 группа - «Спорт — это сила, спорт — это жизнь!»
2 группа - «Ученье да труд к славе ведут»
3 группа – «Дружба - великая сила»
Защита герба
Каждая группа создала свой герб. Я дома тоже думала о нашем классе. И приготовила геральдический щит. Давайте разместим ваши гербы и у нас получится общий герб класса.
- Наш класс живёт интересной жизнью, судя по вашим гербам. Это здорово!











Дети называют правила работы в группах.


Дети работают в 3 группах и каждая создают свои варианты гербов.






24 слайд

Работа выполняется на листах бумаги, вырезанных в форме геральдических. Каждой группе в качестве символов предлагаются свои картинки.












Дети защищают свои гербы
Личностные:
Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.
Регулятивные:
Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)
Коммуникативные:
Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.


















Закрепление изученного материала - В заключение нашего урока отгадаем кроссворд по теме “Герб – символ города”
1.Отличительный знак, передаваемый по наследству. (Герб)
2. Имя воина-защитника, изображенного на гербе Москвы. (Георгий)
3. Особые знаки на гербе, рассказывающие о владельце и его достоинствах. (Фигура)
4. Из чего делали щиты? (Металл)
5. Царственное животное, эмблема королей. (Лев)
6. Отважный, доблестный …. (Рыцарь)
7. Краткое изречение, отражающее главную мысль герба. (Девиз)
8. Основа герба. (Щит)
9. Что часто венчает герб? (Корона)
10. Изображения птиц, животных, людей, поддерживающих щит? (Щитодержатель)
- Найдите слово, которое получилось по вертикали? (Геральдика)
- Что такое геральдика? (Наука о гербах и их составлении)
- Итак, ребята, вы уже имеете небольшое представление о гербах. Но кто же из вас ответит, зачем нам, живущим в 21 веке в герб, мы же не устраиваем и не участвуем в рыцарских турнирах? Дети разгадывают кроссворд
25 слайд Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Рефлексия
- В современном мире по-прежнему существуют эмблемы, гербы, флаги. Они есть обязательно у каждого государства, города, у различных партий. Свои герб есть у предприятий, школ. Гербы помогают отличать принадлежность людей к разным странам, государствам, профессиям, то есть отличать друг от друга, а значит лучше понимать и знать другого
- А наше путешествие подошло к концу. у вас на столе у каждого лежат три разноцветных кружочка. Если вам понравился урок и было все легко, то поднимите зеленый. Если вы испытывали небольшие затруднения – желтый. если вам было тяжело – красный.

Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой растём И березки, вдоль которых Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?Поле с тонким колоскомИ душистый, золотистый Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?Все, что в сердце бережемНаши праздники и песниТеплый вечер за окном.

26 слайд
Учащиеся оценивают свою работу на уроке.

















Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).
Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.


Домашнее задание - Вашим домашним заданием будет подготовить сообщение на тему «Герб моего края и города»