Урок литературы Образ Герасима в рассказе И.С.Тургенева «Муму».


Разработка урока
Учителя русского языка и литературы МБУ СОШ № 56 г.о.Тольятти
Мальковской Наталии Николаевны
Предмет: литература
Класс: 5 «А»
Тема урока: Образ Герасима в рассказе И.С.Тургенева «Муму».
Цели урока:
Образовательные:
познакомить учащихся с детством и началом литературного пути Тургенева, окунуться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель; развить интерес к личности писателя и его творчеству;
познакомить с историей создания рассказа «Муму»;
проанализировать отдельные эпизоды рассказа.
Развивающие:
формировать умение анализировать текст художественного произведения;
развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя, обобщать, делать выводы;
формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;
учить сжато излагать повествовательный текст;
развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
воспитание общечеловеческих ценностей;
умение работать в группе: уважать мнение высказывающего.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: Учебник, презентация, мультимедийная установка.
Современные образовательные технологии, использованные на уроке:
Технология групповой работы;
Технология проблемного обучения;
Технология развития критического мышления;
Игровые технологии.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя. Сообщение темы и целей урока.
Здравствуйте, ребята! Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, я хочу рассказать вам небольшую историю.
Много лет назад в господской деревне жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня, Варвара Петровна, восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь его у себя в дворниках. Для мужика городская работа – легкая, скучная. Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого – он это стерпел. И собачонку свою по кличке Муму, любимицу, утопил сам, коли барыня приказала. Уж как он там прощался с собачонкой неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь.
- Ребята, не напоминает ли вам кого-то герои этой истории?
- Действительно, напоминает героев рассказа И.С.Тургенева «Муму»: Герасима и старую барыню. А это реальная история, свидетелем которой был в детстве Тургенев в своем имении. Получается, что эта история не придумана писателем, а происходила на самом деле.
- Сегодня мы поговорим об удивительно интересном, но в то же время очень сложном произведении великого русского писателя вт.п.19 века И.С.Тургенева «Муму». Познакомимся с главным героем, Герасимом, попытаемся понять его поступки; разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена жизни Тургенева
Новый материал
- Открываем тетради и записываем тему урока.
- Известный французский писатель Альфонс Доде сказал о знаменитом русском литераторе: «Добрый великан…с красивой осанкой, огромного роста, широкоплечий, с румяным лицом чисто русского склада» - именно так выглядел Иван Сергеевич Тургенев (Слайд № 1)
- Давайте войдем в мир Тургенева, и прежде всего – в «малую родину» писателя, в Спасское-Лутовиново. Вглядитесь в места, которые так любил писатель, без которых не было бы его замечательных произведений, в том числе и «Муму». (Слайд № 2)
- Борис Зайцев в романе «Жизнь Тургенева» так описывает эти места. «Орловская губерния не весьма живописна: поля, ровные, то взбегающие изволоками ,то пересеченные оврагами, лесочки, ленты берез по большакам. Нехитрые деревушки по косогорам с прудами. Огромное барское поместье в березовой роще с усадьбой в виде подковы, с церковью напротив, с домом в сорок комнат, бесконечными оранжереями, со знаменитым парком и фруктовым садом». (Слайд № 3)
- Имение принадлежало Варваре Петровне, матери будущего писателя.
- А что вы о ней узнали из статьи учебника?
- Что вы можете сказать об отце И.С.Тургенева?
- Что вспоминает Тургенев о своем детстве, будучи уже взрослым человеком?
- Но несмотря на свой суровый нрав, мать Тургенева занималась воспитанием своих детей и дала им хорошее образование.
- Какое образование получил Тургенев?
Интерес к литературному творчеству формируется у Тургенева с детства. Еще в детстве, познав ужас крепостничества ,Тургенев писал: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел…Враг этот был – крепостное право».
- Ребята, а что же такое крепостное право?
- Что вы знаете о крепостных крестьянах?
- И вот в рассказе «Муму» Тургенев решил показать весь ужас и позор этого страшного явления.
Как мы уже отметили в самом начале нашего урока, в основу рассказа легла реальная история, которую Тургенев вспомнил, когда находился под арестом.
- В 1852 году умирает Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Власти запретили упоминать имя Гоголя в печати , но Тургенев напечатал статью в «Московских ведомостях». Тургенева арестовали. Находясь под арестом, он жил по соседству с экзекуционной, где секли крепостных слуг. Хлест розог и крики крестьян вызывали в памяти неприятные воспоминания. В таких условиях и был написан рассказ «Муму».
- Как вы думаете, кто являлся прототипами героев рассказа «Муму»?
- Верно, прототипами главных героев рассказа являются хорошо знакомые Тургеневу люди: его мать и дворник Андрей. Происходило же все описанное в доме № 37 на улице Остоженка. Этот дом сохранился до сих пор. Сейчас там музей Тургенева, еще его называют «домик Муму».
Теперь обратимся к произведению.
С чего начинается рассказ? Как выглядит дом барыни? (зачитываем текст).
Что мы узнаем о барыне в самом начале рассказа?
Нарисуйте словесный портрет, какой вы ее себе представляете?
Как вы понимаете слова: «День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел, но и вечер ее был чернее ночи».
Итак , обобщим наши наблюдения, кто же такая барыня и какова же атмосфера того дома, в котором разворачиваются все события?
Барский дом запущен, не ухожен. Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и редко навещали мать. Тургеневу хватило несколько слов, чтобы показать властную и капризную старуху. Однако она не является главной героиней.
А кто же является главным героем? (Слайд № 5)
Внимательно прослушайте отрывок и ответьте на вопрос: «Как описывает автор Герасима?» ответы подтверждайте цитатами. Читаем текст стр.209
- Работая над образом Герасима, мы составим своеобразную цепочку черт, качеств героя. Начало цепочки записано на доске: «Герасим – это…» Продолжите. (глухонемой, сильный, ловкий, умелый, трудолюбивый, ответственный, серьезный, с чувством собственного достоинства).
- Таким представил нам своего героя писатель. А каким увидели его художники? Давайте сравним свое представление с видением художников.
Как работал Герасим? Почему новые занятия казались ему шуткой?
Автор пишет: «Одаренный необычайной силой…». По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою: Тургенев словно любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду.
Как воспринимал Герасим свое новое житье? Что входило в его обязанности?
Иллюстрация Герасима за работой.
Скажите , какое художественно-изобразительное средство использует автор для того, чтобы читатель понял, чего лишился герой, оказавшись в городе? (Сравнение)
Что это такое? Автор вводит в дальнейшее повествование целый каскад сравнений. Обратимся к ним.
Работа в группах. Какие сравнения использует автор при описании Герасима, его работы?
«он вырос, как дерево растет на плодородной почве». (Слайд № 6)
«…как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей».
Писатель сравнивает его с молодым, здоровым быком, «которого только что взяли с нивы…», и поселили в город, где крестьянин чувствует себя как «пойманный зверь».
- скажите, а что должен чувствовать пойманный зверь? (страх, ужас от неизвестности, близость смерти).
С кем еще сравнивает автор Герасима? С гусем.
Давайте вспомним, как Герасим обставил свою каморку. (Слайд № 7)
- Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего автор так подробно описывает жилье дворника? На какие детали обращает внимание? Читаем по тексту. (Тургенев поселяет своего огромного героя в маленькую каморку и обставляет ее громоздкой мебелью, чтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу).
- Какое художественно-изобразительное средство использует автор? (Гипербола). Что это такое?
Работа в группах. Найдите гиперболы в тексте?
Про кровать писатель говорит: «сто пудов можно было положить на нее».
Когда Герасим косил, то мог «молодой березовый лесок смахивать с корней долой».
Двух воров он стукнул друг об дружку так, «что хоть в полицию их потом не води».
Закрепление изученного.
- Какое же сложилось у вас впечатление о Герасиме после прочтения и анализа первой части рассказа?
- Теперь проверим как вы внимательно читали текст.
Творческая работа в группах
«Продолжи фразу»;
«Кому принадлежат эти слова?»;
«Короткий вопрос – короткий ответ»;
«О ком это сказано?».
Домашнее задание.
Письменно ответить на вопрос «Каким я представляю себе Герасима?»






Приложение
Продолжите фразу...«Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и...»
/«...определили его дворником.»/«Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и...»
/«...могучий, как дерево растет на плодородной земле.»/
«Вот однажды пробиралась она по двору, осторожно поднимая на растопыренных пальцах накрахмаленную барынину кофту...как вдруг...»
/«...кто-то сильно схватил ее за локоть.»/«...она обернулась и так и вскрикнула...»
/«...за ней стоял Герасим.»/«Татьяна от страха еще больше зашаталась и...»
/«... закрыла глаза.»/«Герасим постоял, поглядел на нее, махнул рукой, усмехнулся и...»
/«...пошел, тяжело ступая, в свою каморку.»/«Какая-то сострадательная душа надвинула шапку ему на лоб, поправила козырек и...»
/«... сверху ее прихлопнула.»/«Он нагнулся и увидел...»
/«... небольшого щенка.»/«...никак не мог вылезти из воды, бился ,скользил и...»
/«...дрожал всем своим худеньким телом.»/«Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе за пазуху и...»
/«...пустился большими шагами домой.»/Узнайте героя«... мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем...»
/Герасим/
«... с человеком, которому, судя по одним его желтым глазками утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом...»
/дворецкий Гаврила/
«... женщина лет двадцати восьми, маленькая, худая, белокурая, с родинкой на левой щеке.» Татьяна

О ком это сказано«... был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, а то беда!»
/о Герасиме/
«... во всем следовала древним обычаями прислугу держала многочисленную...»
/о барыне/
«... почитал себя существом обиженным и не оцененным по достоинству, человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить...»
/о капитане Климове/
«... с ранней молодости ее держали в черном теле, работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала...»
/о Татьяне/
«... закинул руки назад и, развязно прислоняясь к выдающемуся углу стены подле двери, поставил правую ножку крестообразно перед левой и встряхнул головой.» /о Капитоне/
«... прищурил немного свои оловянные глазки, но не опустил их, даже усмехнулся слегка и повел рукой по своим белесоватым волосам. Которые так и ерошились во все стороны.» /о Капитоне/
«... окинул спокойным взором свой испачканный и оборванный сюртук, свои заплатанные панталоны, с особенным вниманием осмотрел он свои дырявые сапоги...»
/о Капитоне/
«... а еще в Питере был в ученье... Многому ты выучился в ученье! Только хлеб даром ешь.» /о Капитоне/

9. «... ах ты, забубенный человек!»
/о Капитоне/
«... ведь у него рука...просто Минина и Пожарского рука...бьет и не слышит, как бьет! Словно во сне кулачищами-то махает. И унять его нет никакой возможности.» /о Герасиме/
«... эх ты, мочальная душа; чего распространяешься, право...»
/о Капитоне/
«Красноречие не покидало его даже в крайних случаях.» /о Капитоне/
«Шаталась, как былинка на ветру, и переваливалась с ноги на ногу под его железными кулаками.» /о лошади Герасима/
«Упал духом, стал жаловаться, что его ведут к необразованным людям, и так ослабел наконец, что не мог даже собственную шапку на себя надеть.»
/о Капитоне/
Короткий вопрос – короткий ответКакая птица водилась на дворе у барыни?
/гуси/
От какого весу не прогнулась бы богатырская кровать Герасима?
/от 100 пудов/
Что такое антресоль?
/верхний этаж с низкими потолками/
I
Кто такой тягловый мужик?
/крепостной крестьянин/
Скольких воров поймал однажды ночью Герасим и что он с ними сделал?
/двух, стукнул лбами/
Что такое «околоток»?
/окрестность, окружающая местность/
Что напоминал своим видом замок на двери каморки Герасима?
/калач/
Где хранил Герасим ключ от замка каморки?
/носил с собой на пояске/
Где находилась комната Гаврилы и чем она была загромождена?
/во флигеле; коваными сундуками/
В какой должности состояла Татьяна?
/в должности прачки/
Кто такой шорник?
/мастер по изготовлению седла, уздечки.../
Какой приметой почитаются на Руси родинки на левой
/предвещанием несчастливой жизни/
Какая должностьб ыла у Капитона?
/башмачник/
Как звали жену дворецкого Гаврилы?
/Устиния Федоровна/
На какой случай держалась в доме у барыни одна из компаньонок?
/на случай бессонницы/
Прозвище старого буфетчика?
/дядя Хвост/
Куда заперли Капитона, чтобы думать крепкую думу (что делать с Герасимом, чтобы женить Капитона)?
/в чуланчике водоочистительной машиной/
С чем отправились Капитон и Татьяна к барыне?
/с гусями под мышкой/
Какого цвета был найденный Герасимом щенок?
/белый с черными пятнами/
Кому принадлежат эти слова?«Мне уже теперь все нипочем: обдержался, обтерпелся человек, обмаслился, как коломенский горшок, - все же я, однако, человек, а не какой-нибудь, в самом деле, ничтожный горшок.»/Капитону/
«Горемыка я, горемыка неисходная! Судьба-то, судьба-то моя, подумаешь! В младых летах был я бит через немца-хозяина, в лучший сустав жизни моей бит от своего же брата, наконец, в зрелые годы вот до чего дослужился.»