Мой опыт применения информационно-коммуникационных технологий для повышения познавательной активности и качества знаний учащихся начальных классов


Мой опыт применения информационно-коммуникационных технологий для повышения познавательной активности и качества знаний учащихся начальных классов
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательной деятельности является требованием времени. В настоящее время у меня имеется возможность применять новые информационные технологи практически на каждом уроке.
Учебные электронные ресурсы я применяю в качестве:
1.Иллюстрации учебного материала (таблицы, схемы, опыты, видеофрагменты, музыкальные произведения);
2.Поддержки учебного материала (задания, тесты, тексты изложений и т.д.)
3.Источника учебного материала (электронный учебник, разработка задания для самостоятельной работы учащегося).
Для этого использую готовые интернет-ресурсы, учебные программы, самостоятельно созданные ЦОРы.
На уроках математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира я использую раздаточный материал (тесты, карточки, тексты), который напечатан на отдельных листах и раздается каждому ученику для индивидуальной работы, чтобы вовлечь всех учащихся в учебный процесс на разных этапах урока. Это дает возможность оценить знания всех учащихся в усвоении материала.
Использование различных тестов приобретает особую актуальность в связи с необходимостью подготовки учащихся к школьному тестированию.
Информационно-коммуникативные технологии способствуют повышению качества образования, реализации идеи развивающего обучения, а также повышению темпа урока, увеличению объема самостоятельной работы, развитию познавательных интересов.
Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках и во внеурочное время использую презентации, которые составляю сама с привлечением материала, взятого из ресурсов Интернет. Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного.
Применение ИКТ расширяет возможности для самостоятельной работы, формирует навык исследовательской деятельности, обеспечивает доступ к различным справочным материалам и другим информационным ресурсам.
Учащиеся выполняют творческие задания: составляют кроссворды, готовят сообщения, доклады, презентации, которыми я пополняю свою копилку презентаций.
Использование презентаций в начальных классах на различных уроках.
Математика.
На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, может осуществляться демонстрация примеров, задач, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка и т.д.
Тема «Сложение и вычитание в пределах 10»
Использую презентации для заданий математической разминки из коллекции игр и упражнений для устного счета.
Тема: «Знакомство с умножением»
Анимационная презентация при изучении нового.
При закреплении таблицы умножения применяю тренажеры в игровой форме.
Тема: «Закрепление»
Урок – экскурсия «В гости к Деду Морозу». Ученики отгадывают загадки, выполняют задания, которые приготовил Дед Мороз со своими помощниками. Задания размещены на слайдах.
Окружающий мир
Вообще для этих уроков презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.
Тема: «Почему их так назвали»?
Растения, грибы, насекомые, изображенные на слайдах, помогают понять и запомнить, почему их так назвали.
Тема: «Где зимуют птицы»?
Учащиеся знакомятся с разнообразием птиц, учатся различать перелетных и зимующих, слушают их голоса, узнают, какую помощь они могут оказать зимующим птицам и как лучше изготовить кормушку.
Тема: «Круговорот воды в природе»
Герои урока - Смешарики в занимательной форме рассказывают о загадках воды.
Тема: «Берегите воду»
Учащиеся знакомятся с видами водоемов, их обитателями, узнают о значении воды для всего живого, коллективно составляют план по охране воды.
Тема: «Строение тела человека»
В занимательной форме знакомятся с внешним и внутренним строением тела человека, узнают о мерах профилактики и правильном сбалансированном питании.
Неоценимую помощь оказывают презентации, материалы видеофильмов, электронные учебники при знакомстве с различными городами и странами.
Обучение грамоте
Первые дни ребёнка в школе являются самыми трудными. Игра необходима для сохранения преемственности между детским садом и школой, и для снижения психических и физических перегрузок. С помощью презентаций открываются большие возможности для привлечения элементов игры и занимательности на уроках обучения грамоте.
Они кроются в картинности текстового и иллюстрированного материала и дают толчок детской фантазии, работе творческого воображения. Необходимо отметить, что огромную роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова.
Большую помощь в подготовке таких уроков мне оказывает Интегрированный УМК нач. шк. 1-4 кл. Кирилл и Мефодий. Русский язык.
Русский язык
Наверное, многие согласятся, что дети считают уроки русского языка скучными и неинтересными. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз. Как же заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в из глазах пытливый огонёк жажды знаний? Всегда можно отыскать что-то интересное, увлекательное и занимательное в русском языке (словообразование, правописание шипящих, лексика и т.д.).
Тема: «Разделительный мягкий знак»
Урок проведен в форме путешествия в страну Мягкого знака.
Ученики, путешествуя в страну Мягкого знака, проплывают мимо разных островов, жители которых устраивают им испытания. Выполнив успешно все задания, ребята оказываются в стране Мягкого знака, где их ждет обещанный сюрприз.
Тема: « Понятие о неопределенной форме глагола»
Презентация была использована при объяснении нового, закреплении. Самостоятельная работа включала уровневые задания.
Тема «Глагол, как часть речи»
Путешествуя по реке Словарной, мимо города Разборска, ребята в занимательной форме знакомились с временами глагола, учились разбирать глаголы, а прибыв в город Глагольск повторили и обобщили свои знания по этой теме.
Многие учителя, работающие в начальных классах, сталкиваются с проблемой запоминания слов с безударными гласными, непроверяемыми ударением. И здесь мне опять пришла на помощь презентация. При работе над словами из словаря применяю презентацию «Словарик - помощник». Знакомство с новым словом в форме ассоциаций позволяет лучше запомнить его правописание, вызывает познавательный интерес.
Очень удобно использовать презентации при работе над изложением и сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина – всё это перед глазами детей. Да и не всегда в школе найдётся картина, которая необходима по программе, поэтому мультимедиа очень удобна.
Чтобы повысить познавательный интерес и сделать урок продуктивнее, мною используются мультимедийные средства. Так, например, на уроке обучения грамоте помогают прекрасные фильмы о буквах и звуках.
Обучение грамоте, чтение.
Программа по русскому языку уделяет большое внимание знаниям и умениям учащихся в области фонетики. В связи с этим предлагаю игру, с помощью которой закрепляются сведения из области фонетики гласных и согласных звуков. Можно проводить с помощью печатных картинок, но также возможно с помощью презентации. Необходимо отметить, что большую роль в данной презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова или текста. Так, руководя появлением и сменами изображений, я прошу ребят назвать букву первого звука слова («солнце» - [с]), букву ударного гласного второго слова («голубь» - [о]), букву согласного, дважды встречающегося в слове «крокодил» [к]. Все буквы появляются под картинкой только после ответа детей и имеют коричневый цвет. Затем прошу ребят дать характеристику каждому звуку буквы и вместе с ответом детей каждая буква приобретает свой цвет. Теперь детям совсем легко найти лишнюю букву и объяснить свой выбор. Вместе с тем «убегающая» буква позволяет детям убедиться в правильности своего ответа. Аналогично работа проводится и со следующим слайдом.
Литературное чтение
Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки, литературные викторины - всё становится интересным, если использовать эти современные методы.
Наряду с презентацией на уроках литературного чтения можно смотреть видеофильмы по теме, сопровождать урок музыкой. Например, при чтении рассказа К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», я предлагаю ребятам прослушать произведения Э.Грига. Это всегда вызывает живой эмоциональный отклик, повышает интерес к прочитанному тексту.
Изобразительное искусство, технология.
Презентацию также можно использовать на уроках изобразительного искусства: портреты художников, репродукции, схемы, последовательность выполнения рисунка и т.д. Образцы изделий и этапы работы по проектной деятельности на уроках технологии и т.д.
Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.
В начальной школе я использую презентации на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Анализ занятий с применением презентаций показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Внеклассная работа и работа с родителями.
Применение презентаций на внеклассных занятиях повышает активность, вызывает интерес, усиливает эмоциональный отклик.
Я постоянно пополняю свою копилку презентаций к внеклассным мероприятиям и классифицирую их по направлениям воспитательной программы. Например, направление «Судьба России – моя судьба»:
-«Звезды близко, но все же далеки», «Первые космонавты», «К звездам» - о космосе.
-«Как в старину встречали Новый год», «Встреча Нового года в разных странах», «В дверь стучится Новый год» - из истории русских праздников.
-«Страна, где я живу», «Путешествие по родной стране», «День победы», «Праздник со слезами на глазах» - воспитание патриотизма и т.д.
Работа с родителями.
При проведении родительских собраний я тоже применяю средства ИКТ. Это изготовление печатных рекомендаций, памяток, анкет, информационных листов для родителей. В структуру родительского собрания в зависимости от его темы включаю презентацию в качестве иллюстрации к сказанному, при проведении экспресс - диагностики, анализа детского анкетирования. При рассмотрении темы «Телевизор в жизни школьника» просматривали и обсуждали видеофильм о влиянии ТВ на детей. Понравились и запомнились родителям такие собрания с применением презентаций, видеофильмов: «Режим дня школьника», «Дети и финансы», «Родителям о внимании и внимательности», «Поощрение и наказание в семье».
Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использования учителем в ходе встречи мультимедиа презентации, что тоже ведет к повышению интереса у родителей.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:
- повышает качество знаний
- продвигает ребенка в общем развитии
- помогает преодолеть трудности
- вносит радость в жизнь ребенка
- позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
- создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Компьютеры и информационные технологии вообще – удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям.
Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75-80% времени урока, вместо обычных 15-20%. Современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя.           Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов - презентаций. Дети «гуманитарии» выбирают работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов.
Дети с удовольствием  иллюстрируют сочинения.  Использование возможностей ИКТ значительно расширяет возможности данной модели учебной деятельности. Так, участвуя в конкурсе «Сочиним сказку», ребята оформляли свои работы на компьютере. Самостоятельная работа учащегося и работа в малых группах на компьютерах  проводится в кабинете информатики. Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению.
        Дети используют компьютер в классе, в компьютерном классе, в библиотеке школы, домашний компьютер при подготовке к выступлению, при выполнении домашнего задания, поиска информации, при работе над текстом, написании мультимедиа сочинения.
Для проверки усвоения знаний по отдельным предметам использую, разработанные мною в программе Microsoft Excel различные тесты: фронтальные и индивидуальные.
Такой вид работы позволяет не только выявить уровень знаний детей по изученной теме, но вызывает огромный интерес к познанию, повышает мотивацию обучения.
Когда в первый раз ученикам 3 класса было предложено ответить на вопросы компьютерного теста, сделанного в программе с использованием макросов, я сомневалась – все ли у них получиться? Однако мои опасения оказались напрасными – абсолютно все ученики справились с предложенным заданием, им очень понравился данный вид работы. А сколько было восторга, когда компьютер поставил им оценку! Нет ничего лучше сияющих лиц учеников, постигающих основы информационно-коммуникационных технологий. Тест позволил проверить качество знаний учащихся по теме; работа с ним способствовала воспитанию прилежности; через многократное выполнение однотипных действий – добросовестного отношения к учебе; воспитанию навыков самоконтроля; развитию познавательного интереса учащихся, избирательности их внимания, умения выполнять интерактивные задания.
Тесты создаются на основе шаблона теста для начальной школы, который обладает возможностью исправлять допущенные учеником ошибки. Первые два задания теста предполагают выбор одного правильного варианта ответа. Во всех последующих заданиях учащимся необходимо выбрать несколько правильных ответов из предложенных. Чтобы запустить тест в Microsoft Office PowerPoint 2003-2007 нужно нажать «Показ слайдов» и щелкнуть мышкой по кнопке «Начать тест» титульного листа. После выполнения всех заданий теста учащимся автоматически выставляется оценка. На листе «Результаты теста» можно нажать кнопку «Исправить» и выполнить задания, в которых были допущены ошибки. При этом если ученик отвечает неправильно, выдается сообщение «Ответ неверный». Для корректной работы теста следует понизить уровень безопасности (сервис – макрос – безопасность – уровень безопасности: средний или низкий).
Конечно, огромную помощь мне оказывает учитель информатики. 
А я в свою очередь помогаю ученикам младших классов составлять отчёты исследований, проектов, используя ИКТ, ведь им ещё не всё подвластно. Я знаю, что если у детей есть желание, есть интерес, значит, они многого достигнут. Так активизируется познавательная активность школьников.
Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.
         Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.
Вывод: при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам. В результате проведённого исследования я установила, что качество знаний учеников на уроках, а также средний балл практически по всем предметам в конце данного учебного года по сравнению с прошлым учебным годом возросли. Познавательная активность школьников также имеет динамику в сторону улучшения. Это проявляется в том, что учащиеся стали задавать больше вопросов, касающихся различных аспектов школьных предметов. Многие школьники по собственной инициативе стали больше обращаться к той или иной области знаний. Общий эмоциональный фон на уроках стал более позитивным. Ученики стали проявлять инициативу в самостоятельной подготовке различных презентаций. Значительную роль в этом сыграло и то, что с начала нового учебного года я использовала в своей практике больше уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Результаты динамики качества знаний по некоторым предметам представлены в таблице 1 и на рисунке 1.
Таблица 1 - Динамика качества знаний по некоторым предметам
предметы Класс (%)(20 чел)
(2010/11 уч. г) Класс (%)(20 чел)
( 2011/12 уч. г) динамика повышения (%)математика 60 70 10
русский язык 65 75 10
окружающий мир 75 90 15
литературное чтение 70 80 10

Рисунок 1 – Сравнительная гистограмма по результатам исследования динамики качества знаний
Из результатов оценки качества знаний по различным предметам следует, что повышение качества знаний по математике, русскому языку, литературному чтению произошло на 10%, по окружающему миру – на 15%. Это означает, что количество учащихся в данном классе, обучающихся только на «4» и «5» по данным предметам, в 2011/12 учебном году увеличилось по сравнению с этими учениками, обучающимся в 2010/11 учебном году.
Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Педагогическое мастерство – это сплав личностных и профессиональных качеств. Педагогическое мастерство умеет анализировать складывающиеся педагогические ситуации.
Постоянно работаю над собой в рамках профессионального роста.  Читаю методическую литературу, посещаю уроки коллег, принимаю участие в работе школьного и районного МО, посещаю семинары. Постоянно прохожу различные курсы повышения квалификации. С целью обмена опытом буду создавать свой сайт.
Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.