Методическая разработка урока литературу в 5 классе на тему А.Платонов. Рассказ Никита. Мир глазами ребенка


Тема: А.П. Платонов. Рассказ «Никита». Мир глазами ребёнка.
Цель:
1) Обучающая:
а) познакомить с личностью А.П. Платонова и творчеством писателя
б) продолжить работу над литературными понятиями
2) Развивающая:
а) развитие компетенций учащихся, связанных с образным мышлением
б) развитие навыков комментированного чтения
3) Воспитывающая:
а) воспитывать доброту и любовь к ближнему.
Задачи: 1) Развивать познавательный интерес к творчеству писателя
2) Освоить понятие «главный герой»
3) Научить кратко излагать свои мысли в устной форме.
Планируемые результаты.
Предметные: умение понимать связи литературных произведений с эпохой их написания; знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям, создавать устные монологические высказывания разного типа.
Метапредметные УУД.
Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.
Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.
Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Тип урока: изучение нового материала (художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом).
Методы: репродуктивный, эврестическийПриемы: повторение вопросов теории литературы, слово учителя, комментирование текста, постановка вопросов и ответы на них, толкование слов.
Оборудование урока: портрет А.П. Платонова, издания сказок писателя, рассказов для детей, презентация.
План урока: 1) Оргмомент -1мин
2) Актуализация знаний-6 мин
а) Слово об А. Платонове
б) Презентация (фотографии Платонова разных лет)
3)Постановка учебной задачи -2 мин
4)Работа с новым материалом -25 мин
а) Чтение рассказа учителем и учениками
(Физминутка)-1 мин
б) Подробный разбор прочитанного текста.
Ответы на вопросы.
в)Обучение комментированию эпизода
5) Итоговая беседа. Тест – 6 мин.
6) Оценивание (взаимопроверка по образцу)-2 мин
7) Домашнее задание- 1мин
8) Рефлексия -1 мин

Ход урока.
1.Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
-Дома вы прочитали литературную статью, кому она посвящена?
-Что запомнилось больше всего? (учимся последовательно излагать мысли с опорой на презентацию с фотографиями А.Платонова разных лет).
Сообщение учащихся по вступительной статье учебника с.79-80 и дополнительному материалу, предложенному учителем.
-А какие сказки Платонова вы читали?
( «Две крошки», «Финист – Ясный Сокол», «Волшебное кольцо», литературное переложение башкирских народных сказок).
(стратегия предтекстовой деятельности: ориентиры предвосхищения.Цель: актуализировать предшествующие знания и опыт, имеющие отношение к теме текста.)-Помимо сказок А. Платонов писал еще очерки, рассказы, повести, романы.
-Откройте учебник на странице 81.Мы сегодня познакомимся с одним его рассказом. -С какой целью автор даёт такое название?
Запись в тетрадях:
Герой, чьим именем названо произведение и о ком в нём пойдёт речь, называется главным героем.
-Как вы думаете , что о герое мы можем узнать?(Кто он, где живёт и в какое время, о чём думает…)
Иллюстрация к эпизоду и чтение отрывка учителем: «За огородом, в зарослях лопухов и крапивы находился колодец…»
- Что мы увидели на иллюстрации?
-А чьими глазами мы увидим мир вокруг героя?
Формулирование цели урока:
-Что же станет целью нашего урока?(Составить характеристику героя, увидеть мир его глазами).
Тема записывается на доске и в тетрадях
4) Работа с новым материалом (стратегия текстовой деятельности: чтение с пометками
Цель: обратить внимание на важные детали , слова , вызывающие затруднение.)
-Чтобы составить характеристику героя, на какие детали в тексте мы должны обратить внимание? ( портрет , поступки, мысли..)
Пометки на полях:
?-слово вызывает затруднение
П- портрет героя
!-важная деталь
а)Выразительное чтение рассказа учителем и учениками (выборочно)
Физминутка.
б)Подробный разбор прочитанного текста.
(Стратегия послетекстовой деятельности: отношение между вопросом ответомЦель: осмыслить текст; поиск и чтение цитат, комбинированное или самостоятельное формулирование ответа.)Вопросы для вступительной беседы к рассказу:      — Какие чувства у вас вызвал рассказ?      — Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?
-О каком времени говорится в рассказе? (Военное время, окончание ВОВ.)
-Каким был Никита, когда отец ушел на войну? ( «Грудничком еще был»)
-А теперь ему сколько лет? ( «Пять лет от роду»)
-Значение каких слов в тексте вам было непонятно?
( горница, сени, плетень, трудодень, век вековать). (Приложение 1)
Обсуждение значения этих слов, запись в тетрадях.
      Составление плана рассказа:      1. Мама уходит на работу. (От начала до слов: «...и его облако закроет».)      2. Никита «живет» один. (От слов: «Оставшись один...» — до слов: «...и мать Никиты давно ушла с поля ко двору».)      3. Возвращение отца. (От слов: «Дома Никита увидел мать» — до конца рассказа.)( План запишем в тетради)
Вопросы для работы с текстом для составления кластера (с цветными карандашами):
Почему мальчик пошел во двор?
Как мальчик воспринимал старую бочку?
Почему он представлял себе существо, живущее в бочке, злым?
Как вспоминал Никита о дедушке?
Почему его напугал колодец?
Что еще придумал Никита, общаясь с внешним миром?
Как фантазия мальчика представила ему баню и чужого петуха?
Почему все силы вокруг него представлялись Никите враждебными?
Почему Никита решил идти к маме?
Какие слова произнес отец при встрече с сыном?
Почему, по мнению Никиты, замолчали все злые голоса?
Как изменилось отношение Никиты к миру?
15.Понял ли отец фантазии мальчика?
(Вопросы на странице 93)
в)Обучение комментированному чтению
Для этого сложного вида работы возьмем эпизод встречи с отцом (с.88)
Выразительное чтение эпизода.
Выделение идейных центров эпизода:
- Мать и старый солдат
- Никита на руках отца
- Разговор Никиты с отцом
- Никита и внешний мир
3. Комментирование идейных центров
- Как мать отнеслась к возвращению мужа? О чем это говорит? (Ученики скажут, что она плакала, не отводила глаз, значит ей было тяжело, она любила его и ждала возвращения).
- Что почувствовал Никита на руках отца? ( Запах, идущий от отца, умиротворил Никиту, успокоил, что говорит о глубокой внутренней связи отца и сына).
- Какой вопрос задал Никита и почему? (Мальчик привык быть один, ему трудно было поверить в свое счастье).
- Какую фразу в ответе отца и почему выделил Никита? (Он выделил фразу: «Теперь уж век буду с тобой вековать…». Теперь он поверил, что отец больше не уйдет).- Какую роль играет эта сцена в рассказе? (Возвращение отца совершенно изменило жизнь Никиты: мир перестал казаться враждебным, мальчик обрел покой. Сцена рассказывает о роли мужского начала в жизни ребенка, об изменении мировоззрения мальчика: от созерцательности к активному действию).- Как вы понимаете концовку рассказа?
(ответ на вопрос11 учебника на с.93).
5.Итоговая беседа.
Сегодня мы подробно познакомились с рассказом А. Платонова «Никита».
Давайте посмотрим, все ли у нас получилось (беседа, обсуждение целей, задач).
Предлагается тест (Приложение 2) по знанию содержания рассказа (выполнение учащимися заданий теста)
6.Взаимопроверка выполненных тестов.
7.Домашнее задание (дифференцированное):
Для всего класса:
нарисовать иллюстрацию понравившегося эпизода и уметь объяснить устно или письменно свой выбор.
Индивидуальное задание:
привести примеры фантастики в фольклорных, мифологических произведениях и произведениях писателей.
8.Рефлексия.
Приложение 1
Из толкового словаря С.И. Ожегова
Горница – чистая половина крестьянской избы
Сени – в деревенских избах и в старину в городских домах: помещение между жилой частью дома и крыльцом.
Плетень – изгородь из сплетенных прутьев и ветвей.
Трудодень – единица учета труда колхозников.
Век вековать – (устар.) проводить всю жизнь.
Приложение 2
Тест по рассказу А. Платонова «Никита»
Вариант №1.
А1. По мнению Никиты в колодце жил:
а) черт
б) домовой
в) кикимора
г) великан
В1. Что хотел узнать Никита, оставшись один дома?
____________________________________________________________
В2. Где теперь жил дедушка по мнению Никиты?
____________________________________________________________
Тест по рассказу А. Платонова «Никита»
Вариант №2.
А1. Сколько лет было Никите?
а) 3
б) 5
в) 6
г) 4
В1. Кем стала бабушка?
____________________________________________________________
В2. Что сказал Никита всем, кто жил во дворе, когда наутро, после возвращения отца, он вышел во двор?
Ответы
Вариант №1.
А1. г) великан
В1. – то, чего он не знал
В2. - на солнце
Вариант №2.
А1. б) 5
В1. – банькой
В2. – к нам отец пришел. Он век будет с нами вековать.
Литература:
Меркин Г.С. Литература 5. –М.: Русское слово, 2006г.
Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Программа 5-11 класс;
Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Планирование и материалы к учебнику 5 класса