Разработка урока по теме: Тема: «Мир детства в произведениях русских писателей»( Н.А.Некрасов «Крестьянские дети», Л.Андреев «Петка на даче», А.Платонов «Никита»).



Тема: «Мир детства в произведениях русских писателей»( Н.А.Некрасов «Крестьянские дети», Л.Андреев «Петка на даче», А.Платонов «Никита»).
Класс: 5
Учебно-методическое обеспечение: Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 класс, авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев М., «Русское слово»2015г.
Время реализации занятия: 80 минут (2 учебных часа)
Цель урока: создание условий определению идейно-тематического содержания произведений.
Задачи урока для учителя: проследить развитие темы детства в творчестве Н.А.Некрасова, А.Платонова, Л.Андреева;
выделить авторскую позицию в отношении Некрасова к крестьянским детям в стихотворении «Крестьянские дети»; определить элементы новизны в раскрытии мира детства в рассказе Платонова « Никита»; выделить авторскую позицию в рассказе Андреева «Петька на даче».
Задачи урока для учащихся: выделить основные художественные приемы в раскрытии мира детства в произведениях Некрасова, Платонова, Андреева; сделать вывод о своеобразии раскрытия мира детства в рассматриваемых произведениях, представить выводы наблюдений в форме приемов «Фишбоум», «Сенквейн», «Кластер»
Личностные: способствовать созданию условий для осознания значимости своей деятельности в учебном процессе; умения высказывать и отстаивать свою точку зрения, готовности для саморазвития в процессе сотрудничеств.
Задачи предметные:
Содействовать формированию представления о композиционном строении произведения.
Способствовать формированию умения по поступкам, словам, эмоциональным проявлениям делать выводы о характере героя, определять идейно-тематическое содержание произведения.
Совершенствовать навыки учащихся в различных видах чтения и пересказа.
Увидеть возрождение главного героя под влиянием новых впечатлений, переживаний.
Метапредметные результаты:
– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;
– познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно, умение инсценировать;
– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни.
Методы: репродуктивный, проблемное изложение (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом.
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, художественный пересказ, сенквейн, «Фишбоум», работа в группах
Тип урока: обобщение материала.
Форма урока:
урок-исследование;
работа в группах
Применяемая технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)
Оборудование: презентация; карточки для кластера, для «Фишбоум», карточки для групповой и индивидуальной работы.
Планируемые результаты: проверить умение работы с текстом, обобщать полученные знания, сравнивать «два мира, два детства».
План проведения урока:
Этапы урока Временная реализация
1. Организационный момент
2.Актуализация опорных знаний.
3.Открытие новых знаний.
4.Усвоение новых знаний и способов действий.
5.Систематизация и самооценка полученных знаний.
6.Подведение итогов и систематизация знаний.
7.Рефлексия.
8. Домашнее задание 5 мин
5 мин
15 мин
10 мин
10 мин
25мин
5 мин
3 мин
Ход урока:
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались на уроке литературы, чтобы постигать тайны произведений, разбираться и осмысливать те идеи, которыми жили русские писатели. На уроке мы будем много думать, анализировать, обсуждать, может быть, где-то и спорить.
II. Актуализация опорных знаний.
Для того чтобы мы хорошо думали, размышляли и спорили (в споре рождается истина) предлагаю настроиться на мыслительную деятельность следующим образом:
-разгадать кроссворд (найдем ключевое слово нашего урока).
-составить ассоциативный ряд к ключевому слову «детство»(запись в тетерадь);
-расшифровать ребус (выбирают группы).
Все ключевые слова перед нами, подумайте, над какой темой мы будем работать сегодня на уроке.

III. Открытие и усвоение новых знаний и способов действий.

- Итак, мы начнем наше путешествие во времени?Для этого нам надо создать 3 рабочих группы, которые после работы представят нам свои материалы , обощив знания по изученным произведениям.
1 группа – стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»
2 группа – рассказ А.Платонова «Никита»;
3 группа будет работать с рассказом Леонида Андреева «Петька на даче».
Каждая группа получает кейс с заданиями.
Задания для 1 группы:
Пожалуй, ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихотворений, посвященных детям, сколько у Н.А. Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимает «Крестьянские дети». Дело в том, что в этом произведении заключена замечательная тайна, разгадка которой произойдет только при условии очень внимательного чтения и анализа стихотворения.
Ваша задача- окунуться в творческую лабораторию поэта и используя прием «Фишбоум» представить картину детства крестьянских детейв стихотворении Н.А.Некрасова.
Основной вопрос: картина детства крестьянских детей в стихотворении Н.А.Некрасова.
Анализ текста.
На какие части его можно разделить (работа с композицией).
История встречи с детьми — как красивая рама большой картины.
Загляните, что же внутри этой картины. Так как мы еще достаточно юные исследователи художественных произведений, то воспользуемся алгоритмом (опорной схемой)
Анализ 1 части стихотворения.
Выделим микротемы;
(к кому обращается рассказчик, кто слушатели, каково настроения рассказчика, как мы это чувствуем, что нам помогает понять настроение автора).

Каково значение слова «умиление»?
Анализ диалога детей.
В какой форме представлена характеристика героев? В каких произведения
используется эта форма?
Какие черты крестьянских ребятишек подчеркивает автор?
Делаем вывод, который заносим в скелет рыбы.
Забавная встреча с детьми навеяла на охотника воспоминания о детстве. Итак, здесь начинается
уже вторая часть.
Анализ 2 части.
1.Выделим микротемы данной части стихотворения.
Какое настроение этой части стихотворения?
А какое здесь отношение к детям? Какие средства помогают нам почувствовать, услышать это.
В чем рассказчик видит обаяние крестьянского детства? Какие стороны удручают поэта?
В каких словах прямо выражает свои чувства?
Обращаем внимание на цветопись, уменьшительно-ласкательные суффиксы, восклицательные
предложения)
Работа с примерами изобразительного искусства.
Какие картины можно использовать как иллюстрации к стихотворению, отражают жизнь крестьянских
детей в соответствии с позицией поэта.
Итак, делаем вывод по второй части стихотворения: какой представлена во второй части картина жизни крестьянских детей, свои наблюдения заносим в скелет рыбы.
Анализ 3 части стихотворения
Как вы понимаете «красное детство», «скудное поле», «вековое наследство».
Как вы думаете, к кому обращается поэт? Что хотел сказать поэт обращением к детям?
Заполняем скелет рыбы. Выделите ключевые слова? Каким же представлен мир детства в стихотворении Н. А.Некрасова?
Подводим итог (хвост рыбы). Картина мира детства в стихотворении Н.А.Некрасова.
Задания для 2 группы: используя прием «Кластер»нарисуйте мир детства в рассказе Леонида Андреева «Петька на даче» .
1. Анализ текста
- Кто главный герой это рассказа? (Мальчик Петька.)
- Что он делает в парикмахерской?
- Вызывает ли Петька у вас жалость? Но почему: разве та работа, которую он выполняет в парикмахерской является физически трудной, непосильной?
(Петька вызывает жалость потому, что его дни тянутся очень однообразно. Он вынужден выполнять одну и ту же работу, которая никак не связана с освоением парикмахерского искусства. Его не мучают тяжелой физической работой, но ему все время хочется спать от ощцущения бесцветности и однообразия жизни.)2. Выборочное чтение.
- Найдите в тексте отрывки, подтверждающие, что жизнь Петьки однообразна и скучна.
- Каким предстает перед нами мир парикмахерской?
(скучный, однообразный, примитивный).
- Чьими глазами мы видим этот мир? (Глазами Петьки.)
- Где начинается освоение Петькой нового мира?
(Освоение нового мира начинается уже на вокзале.)
- Где и как продолжается?
(Продолжается в вагоне, где Петька, прилипнув к окну, рассматривает все подробности, и на даче, где на Петьку обрушивается новый мир – мир природы.)
- Как происходит освоение Петькой нового мира?
(Петька осваивает новый для него мир медленно, постепенно проникая во все его тайны. Он осваивает его не спеша, осторожно. Петька всматривается, прислушивается к миру природы и к собственным ощущениям, наслаждается своими открытиями, старается прочувствовать каждое новое впечатление.)- Каков мир дачи для Петьки?
(живой, сияющий красками. Мир свободы, радости жизни.)- Как воспринимает Петька известие о том, что ему надо вернуться в город, в парикмахерскую?
(Он не понимает – куда ему надо возвращаться. Мальчик уже забыл тот ужасный, скучный мир и возвращаться туда не хочет: «Про город он забыл, а другое место, куда ему всегда хотелось уйти, - уже найдено».)Свои исследования представьте в виде кластера.
Сделайте вывод, ответив на главный вопрос: Можем ли мы сказать, что у Петьки трудное детство? Докажите свою точку зрения, опираясь на текст.
Задания для 3 группы: Мир метаморфоз в восприятии ребенка по рассказу А.Платонова «Никита».
Результатом работы должен быть Синквейн по заданной теме:
На 1 строке записывается одно слово – существительное, отражающее тему синквейна.
На 2 строке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На 3 строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На 4 строке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов (4), с помощью которых вы должны будете выразить своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, взятые из текста рассказа или составленная вами фраза в контексте с темой.
На последней строчке – это слово резюме (синоним), которое даёт новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней ваше личное отношение.
Работа с текстом.
Кто или что окружает Никиту? Фантастические или реальные события происходят в рассказе?
Живое воображение Никиты одухотворяет все, что его окружает. Все предметы в доме и во дворе представляются мальчику “тайными людьми” Эти “тайные люди” умеют говорить, слушать и живут своей потаенной, непостижимой жизнью.
Почему в одиночестве фантазии довлеют над реальностью.
Некому объяснить суть происходящего, объяснить непонятное, таинственное, чего не способен понять ум ребенка.
3. Как вы думаете, почему фантастические существа в начале рассказа такие злые и опасные?
Никита очень одинок и не чувствует себя защищенным. Именно одиночество мальчика в большом мире наполняет мир вокруг него трагизмом. Ребенок все время ищет заступничества у взрослого близкого человека: сначала у солнца, которое представляется ему дедушкой, а потом у “далёкой” матери. Однако солнце скрывается за облаком, а мать, работающая в поле, не слышит сына. Страх и одиночество побуждают Никиту бежать от таинственного и опасного мира, в котором он оказался, к матери, в поисках защиты.
Почему все предметы, окружающие ребенка, делятся для героя на добрых и злых.
Он сам вложил в отношение к ним свои представления, свои чувства. Страх у Никиты вызывают те предметы, которые он не знает.
Докажите текстом, что Малыш изо всех сил старается не бояться своих вымышленных видений, сопротивляется их возможным злонамеренным поступкам и даже действует добром на зло.
Приведите примеры, как, согласно восприятию Никиты, умирая, человек не перестает существовать, а лишь воплощается во что-то другое.
Когда Никита начинает иначе воспринимать окружающий мир?
Когда домой возвращается его отец. Сначала окружающие Никиту фантастические существа перестают вести себя враждебно по отношению к мальчику: “Во дворе все молчали: видно, всем стало боязно отца-солдата, и под землей было тихо, никто не карябался оттуда наружу, на свет” Потом мир вокруг ребенка становится обыкновенным: “Никита так же, как и вчера, смотрел в лицо каждому существу во дворе, но ныне он ни в одном не увидел тайного человека; ни в ком не было ни глаз, ни носа, ни рта, ни злой жизни” Затем мальчик снова одухотворяет предметы, окружающие его, но теперь этот мир фантастических существ добр по отношению к Никите: “Когда он выпрямил первый гвоздь, он увидел в нем маленького доброго человечка, улыбавшегося ему из-под своей железной шапки” .Как объяснил отец, почему Никита всех хочет “сделать живыми”?
Отец считает, что у Никиты “доброе сердце».
Как объяснил отец, почему Никита всех хочет “сделать живыми”?
Отец считает, что у Никиты “доброе сердце”
Согласны ли вы с отцом мальчика?
Да, потому что в характере ребенка есть и сострадание, и сочувствие, и доброта. Однако Никита нуждается в защите и родительской любви, чтобы проявилось все то хорошее, что заложено в нем.
Почему отец считает, что Никита “останется добрым на весь свой долгий век?”.
Теперь мальчик защищен любовью родителей, их вниманием и заботой, и его смелость, находчивость, живое воображение служат во благо мира, а не во зло. Никита предлагает отцу: “Давай все трудом работать, и все живые будут”
12. Как объяснил отец, почему Никита всех хочет “сделать живыми”?
Отец считает, что у Никиты “доброе сердце”
Согласны ли вы с отцом мальчика?
Да, потому что в характере ребенка есть и сострадание, и сочувствие, и доброта. Однако Никита нуждается в защите и родительской любви, чтобы проявилось все то хорошее, что заложено в нем.
Итогом работы с текстом должен стать вывод: Мир, созданный воображением Никиты, фантастичен. В мальчике есть активное исследовательское начало, у Никиты богатая внутренняя жизнь.
Во время беседы учащихся важно подвести к мысли о том, что природные качества Никиты могут послужить как во зло, так и во благо мира. Одухотворение мира, совершаемое ребенком, может быть как со знаком “плюс”, так и со знаком “минус”. Все зависит от того, насколько мир взрослых окажется способным защитить неокрепшую душу ребенка, избавить маленького человека от “сиротства”.
IV. Подведение итогов и систематизация знаний.
Каждая группа представляет отчет о проведенной работе с текстами.
Слово учителя: Давайте пополним нашу копилку знаний.
- О чем авторы заставили нас задуматься?
О том, как люди с детства должны относиться к окружающему миру, друг к другу, быть добрее, уметь сострадать.
- Какие знания и умения помогли вам сегодня на уроке?
Знания текста, умения выделить главное, сделать выводы, умение работы с различными приемами технологии развития критического мышления.
Чему учит литература?
Дружить и любить.
Быть стойкими и храбрыми.
Не бояться трудностей.
V. Рефлексия
I. Оцените работу своей группы
II.Оцените работу остальных групп
III.Оцените свою работу
1.В группе я работал активно\пассивно2.Своей работой на уроке я доволен\недоволен3.Урок для меня показался коротким\ длинным4.За урок я устал\не устал5.Мое настроение стало лучше\стало хуже6.Материал урока мне был понятен\не понятен, полезен\не полезен, интересен\не интересен
VI.Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру о том, что для вас означает слово «детство». Какие настроения, краски, образы связаны у вас с этим словом?
Курсовая работа по теме:
«Мир детства в произведениях русских писателей»( Н.А.Некрасов «Крестьянские дети», Л.Андреев «Петька на даче», А.Платонов «Никита»)
Выполнили: Казбанова Людмила Вячеславовна,
учитель МБОУ «Средняя школа № 60»
г. Ростова-на-Дону
Рыбченко Елена Всильевна,
учитель МБОУ «Средняя школа № 60»
г. Ростова-на-Дону
э
Ростов-на-Дону
2016год.