Конспект урока литературы на тему А. П. Чехов. Слово о писателе. Живая картина нравов в рассказе Хамелеон.


Тема урока : А. П. Чехов. Слово о писателе. Живая картина нравов в рассказе «Хамелеон.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Класс: 7.
Цели:
1.Создать условия для формирования личностной компетентности:
- развивать личностные качества ребенка: критичность, положительную мотивацию, рефлексию;
-воспитывать любовь к слову, литературе;
-воспитывать уверенность в себе, самостоятельность;
- формирование четких нравственных критериев, жизненных позиций, неприятие “хамелеонства”.
2.Создать условия для формирования познавательной компетентности:
- учащиеся научатся анализировать худ. произведение;
- научатся находить в тексте худ. детали;
- научатся составлять словесные характеристики персонажей на основе их поведения и речевой характеристики.
- научатся мыслить образно, ассоциативно; анализировать, логически излагать свои мысли.
3. Создать условия для формирования коммуникативной компетентности:
-учащиеся научатся выразительно читать;
4. Создать условия для формирования регулятивной компетентности:
-формирование навыков контроля и самоконтроля;
- развивать умения определять цели обучения, планировать пути достижения этих целей;
Ход урока.
Вступительное слово учителя
Создание ситуации успеха:
-Ребята, я рада всех вас видеть! Работа со смайликами (дети анализируют свое настроение в начале урока и сравнивают его с тем, что будет в конце). Очень хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня на урок?
А давайте поднимем друг другу настроение, подарим друг другу улыбки. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне, и вы увидите, что ваше настроение хоть чуть-чуть да улучшится.
-Настроенье каково?
-Во!
- Все такого мнения?
-Без всякого сомнения!
- Замечательно! Я вообще считаю, что к работе надо приступать только с хорошим настроением, правильно? Кстати, человек, о котором мы сегодня будем говорить на уроке, был мастером шутки, юмора, анекдота, был остроумным, живым, вообще человеком огромной жизненной энергии.
- Человек без селезенки, брат моего брата, Антоша Чехонте и т.д. Как вы думаете, кто скрывался за этими псевдонимами?
– Ребята, сегодня нам выпало счастье вновь встретиться с замечательным русским писателем Антоном Павловичем Чеховым – непревзойдённым мастером короткого рассказа. Почему я сказала «вновь»? Потому что вы знакомы с некоторыми его рассказами.( «Хирургия», «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий» ). Рассказов у Чехова много! Мы знаем далеко не все его произведения. Да и о личности Чехова знаем мало!
– Чехов всегда стремился и себя, и мир вокруг сделать лучше, добрее, нравственнее. Один из персонажей его пьесы говорит: “В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Эти слова можно считать и убеждением самого А. П. Чехова. А повлиять на людей, их поведение, сознание он мог только через творчество.
– Тема нашего урока звучит так: А. П. Чехов. Слово о писателе. Живая картина нравов в рассказе «Хамелеон».
-Давайте подумаем, какие цели мы должны достичь на уроке? Что узнать? Чему научиться?
II. Слово об А. П. Чехове.
1 ученик: Чехов был удивительным человеком. Внешность его была запоминающаяся. Высокого роста, худощавый, необычайно аккуратный, он привлекал внимание всех своим умением держаться: сдержанно, скромно, с достоинством. Поражало лицо этого человека – открытое, умное, с весёлыми светло-карими глазами.
2 ученик: Чехов прожил трудную, но счастливую жизнь, потому что он сделал её сам. И свой характер он сформировал тоже сам.
Как это произошло?
1 ученик: Чехов был великий труженик. Начиная с детских и юных лет, которые прошли в Таганроге, он много трудился. У его отца была крохотная лавка, и Чехов – гимназист после занятий почти ежедневно стоял за прилавком, безотказно помогая отцу.
2 ученик: А когда отец разорился, и семья переехала в Москву, Чехов остался в Таганроге, чтобы закончить гимназию. Он жил только на свои средства, которые добывал репетиторством и другим трудом. Большую часть заработанных денег он отправлял семье в Москву, а самому порой не на что было купить обувь.
1 ученик: В Москве Чехов поступил на медицинский факультет университета. Он по-прежнему много работал, чтобы помогать семье.
2 ученик: Чехов начал писать в студенческие годы. Под его пером рождались короткие рассказы, он подписывал их псевдонимами, вымышленными именами: «брат моего брата», «Человек без селезёнки», «Антоша Чехонте». 
1 ученик: Рассказы были смешные, но жизнь в стране – далеко не смешной.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 1881 года революционеры убили царя Александра II. Начались полицейские слежки за людьми. Люди боялись, поэтому лгали и лицемерили.
Чехов занял достойную позицию: он открыто говорил о своей ненависти ко лжи, трусости, подхалимству во всех видах.
Учитель:  Этой же цели служили его книги. В них он осудил общественные пороки своего времени. Об этом нам говорит его рассказ «Хамелеон», созданный им в 1884 году и подписанный псевдонимом «Антоша Чехонте». 

III. Анализ рассказа «Хамелеон».
- Давайте вернемся к теме урока. Подведем первые итоги. Какова цель писательского труда Чехова? Какие важные проблемы он поднимал, какие пороки обличал? Что помогало ему в этом? (юмор, смех).
-Ребята, посмотрите на вторую часть нашей темы. А скажите мне, что такое нравы?
Нравы – обычай, уклад общественной жизни.
– Изменяются ли нравы по мере развития общества, или это незыблемое понятие? (Да, меняются.)
–Так какие цели еще стоят перед нами сегодня? (проанализировать, какие же общественные нормы были общеприняты во времена Чехова и почему они вызывали недовольство писателя.).
- Проанализировав это, мы сможем ответить на вопрос, почему же рассказ называется «Хамелеон»?
- Предлагаю вам сейчас заполнить такие небольшие таблицы. Приём «До – После»: в таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой учащиеся записывают ответ на вопрос: «Кто главный герой рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»? Какой он?»
-Ребята, а на какой вопрос ищут ответ наши герои? А давайте мы вместе с ними проследим, чья же это собака! А изобразим мы результаты наших поисков в виде очень интересной схему, которая называется «рыбий скелет».
Приём «Фишбоун» (рыбий скелет» : в голове помещаем основной вопрос рассказа «Чья собака?». На верхних «косточках» скелета мнения героев произведения по данному вопросу, на нижних – решение Очумелова. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. Это мини-исследовательская работа по тексту.






- Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет свое решение относительно собачки? Как при этом меняется тон его высказываний? (Шесть превращений, шесть смен интонации от начальственно-повелительной до рабски-трусливой. Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновным оказывается Хрюкин.)
- Здесь очень интересно понаблюдать как меняется интонация Очумелова, его выражение лица, поза – все это можно себе представить, вообразить, правда? Чехов не рисует подробно эмоциональное состояние и внешность героев, он ,как мастер детали, дает всего лишь намек, и нам уже становится все понятно ( эпизод, когда Очумелова бросает то в жар, то в холод).

– Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака? (Ее участь от этого не зависит.)
– А от чего зависит ее участь? (От того, кем окажется ее хозяин.)
– То есть о соблюдении законности здесь речи нет. Посмотрите, встречаются ли хоть раз в речи Очумелова и Елдырина слова с корнем –закон-? (Ни разу.)
– А в чьей речи мы слышим слова с этим корнем? (В речи Хрюкина два раза.)
– О чем это говорит? (О соблюдении законности здесь не может быть и речи.) Как это характеризует нравы этих людей?
– Как ведет себя толпа? (Мнение толпы идет вслед за мнением Очумелова: сначала сочувствует мастеровому, а потом смеется над ним.)
Вывод: Имеют ли хоть какое-то значение для полицейского надзирателя правда и справедливость? А для собравшихся горожан?
- Хорошо, ребята! Давайте вернемся к названию рассказа, он называется «Хамелеон». Интересно узнать значение этого слова. (ответ учащегося: Хамелеон – семейство ящериц отряда чешуйчатых, приспособленных к древесному образу жизни, способных менять окраску тела в зависимости от ситуации) . Но здесь ни слова не сказано о ящерицах! Наверно, у этого слова есть еще одно значение – переносное!
(ответы учащегося:
перен:человек,легко и часто меняющем свои мнения, взгляды, симпатии (обычно из соображений выгоды, из мелких побуждений; разг. пренебр.).
-На основе чего возникло сходство?
-Так кто же в данном рассказе является хамелеоном? Только ли Очумелов? (Хрюкин, Елдырин ,толпа)
-Какие синонимы можно подобрать к этому слову? Какие они, хамелеоны? (лицемерные, лживые, беспринципные, льстецы)
– Как бы вы определили, что такое “хамелеонство”? (Это моментальное изменение своих взглядов на прямопротивоположные в угоду обстоятельств.)
Вывод: какие нравы царят в этом городе? И соответственно в обществе в целом процветает лицемерие и лживость, то есть какая-то часть общества находится состоянии хамелеонства , и это уже не смешно! Об этом и говорит нам Чехов!
Приём «До – После» (заполняется колонка «После», ученики сравнивают свои ответы «До» и «После», делают вывод).
4. Итоги урока. Рефлексия.
Перед вами решето с конфискованным крыжовником. Но вместо крыжовника мы конфискуем те пороки, которые есть у наших героев и которых, конечно же, не должно быть у нас с вами. Выберите карточки с тремя недостатками, которые наиболее точно характеризуют Очумелова и положите их в решето, чтобы вы с ними никогда не встречались. Ложь, подхалимство, лицемерие, грубость, хамство, высокомерие, самолюбие.
На доске перед вами дерево совести. Возьмите у себя на партах листочках с теми качества, которые должны быть с вами всегда. Доброта, искренность, грубость, подхалимство, жестокость, милосердие, уважение к другим, честность, высокомерие, порядочность, неравнодушие, взаимопомощь. Пусть это дерево станет для вас своеобразным кодексом нравственности. Заглядывайте почаще в него, чтобы не появилось сорняков-пороков вокруг него. Подпитывайте дерево новыми хорошими душевными качествами.
-Сейчас я попрошу вас дать личностную оценку деятельности на уроке (Приём «Хайку» . Цель этого приёма – осмыслить свою деятельность на уроке и дать личностную оценку) или «Комплимент».
1. «Я был» кем-то или чем-то / «Я видел» кого-то или что-то
2. Где и что делал (место и действие)
3. Как мне было? (образное определение моих чувств, ощущений)
-Ребята, как ваше настроение! Покажите мне свои смайлики! Замечательно! (если есть время, приклеить к доске)
5. Домашнее задание дифференцированное:
1.Общее: -подготовить выразительное чтение рассказа;
-с. 297-301 читать;
2. Творческое: написать мини- сочинение на тему: «Что мне нравится в себе?»
3.Исследовательское: найдите в тексте «говорящие фамилии», попробуйте их расшифровать; найдите в тексте детали, помогающие лучше понять внешность, характер персонажей;
6. Выставление оценок.







Вывод

Чья собака?