Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

МБДОУ «Детский сад №45»

Занятие по развитию речи
« В осеннем лесу»









Составитель: Копьева
Любовь Валерьевна




г.Чебоксары
1.Цель: учить внимательно рассматривать художественную картину, подводя к пониманию того, что художник изображает реальную природу- то, что увидел, что вызвало у него радость, удивление.
2. Образовательные задачи: совершенствовать умения отвечать на вопросы по картине. Учить образовывать прилагательные, выразительному прочтению стихов. Активизировать словарь по теме «Осень».
Развивающие задачи: развивать способность видеть и чувствовать состояние осенней природы и эмоционально откликаться на него. Развивать навыки восприятия образного языка пейзажной живописи, эмоциональное восприятие цвета. Закреплять знания детей об изменениях в осенней природе. Способствовать развитию мелкой моторики пальцев и артикуляционного аппарата. Развивать интонационную выразительность речи, воображение, зрительное и слуховое внимание.
Воспитательные задачи: воспитывать эстетическое отношение к осенней природе и ее изображению в пейзаже, вызвать эмоциональный отклик на произведения художников и поэтов.
3.Тип занятия: занятие – путешествие.
4. Форма занятия: непосредственно – образовательная деятельность.
5. Продолжительность: 25 минут.
6. Участники: дети старшей группы.
7.Возраст обучающихся: 5-6 лет.
8. Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: мультимедийное оборудование.
Раздаточный материал: листья( кленовые, дубовые, рябиновые) из цветной бумаги, ободок из листьев.
9. Предварительная работа: наблюдение на прогулке за появлением признаков осени, рисование осенних деревьев и кустов, разучивание и чтение стихов об осени, пальчиковой гимнастики, посещение КВЦ «Радуга», прослушивание отрывков музыкальных произведений и пение песен об осени.
10. Методы и приемы работы с детьми: демонстрация картины, чтение стихов, использование ТСО, объяснение, художественное слово, беседа по картине.
11.Структура занятия:
Этап занятия
Содержание
Время

1.Организационный
1.Организация занятия.
2.Приветствие.
3мин.

2.Основной
1.Приглашение в стихах
2.Беседа с детьми.
3.Артикуляционная гимнастика.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Словообразование
6.Работа по картине.
7. Вхождение в картину.
8.Оживление картины.
9.Чтение стихов.
17 мин.

Заключительный.
10.Подведение итогов.
11.Рефлексия.
5 мин.









12.Ход занятия
Воспитатель.
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдем,
Может быть в лесу осеннем
Чудеса, друзья, найдем!
- Ребята, посмотрите как все-таки красиво в лесу осенью!
Беседа с детьми.
-А что вы знаете об осени?
-После какого времени года она наступает?
-Какие приметы осени вы знаете?
-Чем вам нравится осень? А чем она вам не нравится?
-Действительно, она многим навевает скуку, кажется унылой, целый день моросит дождь, прогулки наши становятся короче. А часто и вовсе не хочется выходить на улицу. Сегодня я постараюсь переубедить вас, что осень все-таки чудная пора.
Артикуляционная гимнастика.
-Ребята, а не хотели бы вы прогуляться по осеннему лесу?
Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы,
И дождь шуршит,
И мышь шурша
В нору спешит.
-Какое слово чаще всего встречается? (Шуршит)
-А звук? (ш) Произнесите все вместе звук [ш]. При этом губы в положении широкой трубочки, зубы сближены, широкий кончик языка приподнят к небу, но не прижат.
-Сейчас изобразим шорох листьев. Ш-ш-ш-ш. Молодцы, ребята, у вас получился настоящий шорох листьев.
Пальчиковая гимнастика.
-А может быть, мы соберем листья и разомнем свои пальчики?
Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем
В группу осенний
Букет отнесем.
Словообразование.
-А сейчас, ребята, возьмите тот листок, который вам понравился, и скажите, с какого он дерева? Алеша, с какого дерева твой листок?
- Устали? Отдохнем, присядем.
Работа по картине.
-Вы знаете, ребята, мне вспомнилось одно замечательное стихотворение Бунина об осени:

·Лес, словно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой пестрою стеной
Стоит над сказочной поляной.
-Эти стихи удивительно созвучны картине Исаака Левитана, которую вы видите перед собой.
-Если бы вы были художниками, как бы вы назвали эту картину?
-А Исаак Левитан назвал свою картину «Золотая осень». Ведь осень была его любимейшим временем года.
-Посмотрите внимательно на картину. Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?
-Какими красками раскрасила осень деревья?
-Действительно, деревья предстают перед нами в роскошном золотом убранстве. Обратите внимание на березы. Они словно хотят полюбоваться своей красотой в зеркале вод. А багряный кустик уже опередил их, и, кажется, пытается охладить в реке свои листья.
- Знаете, речка поможет вам найти березку, которая ищет уединения. Может быть, березка эта обиделась на своих бойких и шумных подруг? Вот и отбежала на другую сторону реки, где оказалась одна.
-Как вы думаете, какая вода в реке? Какая погода? Почему?
Вхождение в картину.
-А вам хотелось бы оказаться вот на этой поляне? Тогда закрыли глазаРаз, два, трипокружились, покружились, на полянке очутились. Посмотрите, как здесь красиво! Кому, что здесь больше нравится? Почему?
-А мне больше всего понравились вот эти березы-подружки. Угадайте, почему я их так назвала? Вот они какие высокиеЕще какие? ( стройные, белоствольные, кудрявые, красивые, сказочные, осенние).
-Как вы думаете, о чем сейчас разговаривают вот эти березы-подружки? Радуются осени или грустят? Почему вы так думаете?
-Сейчас тихо-тихо сядем с вами вот на этот пригорок и послушаем, о чем шепчутся осенние листья на деревьях, о чем журчит ручеек?
Звучит музыка Чайковского.
-Что вы услышали?
-Может быть, они радовались, что такие красивые, или грустили, что скоро станут черными, сухими, сморщенными.
-Ребята, предлагаю подарить этой полянке нашу песню, которая называется «Осень, милая, шурши!».
-Понравился вам лес? Какие чувства вы испытали?
-А теперь пора возвращаться обратно. Закрыли глазаРаз, два, триПокружились, покружились, и обратно возвратились.
Оживление картины.
-Сейчас предлагаю вам стать героями картины Исаака Левитана «Золотая осень». Алеша, ты будешь багряным кустиком, который присядет возле реки.
Две девочки сыграют роль берез-подружек. Найдите свое место. И, наконец, еще одна из девочек изобразит одинокую березку, ту, что стоит на противоположном берегу. А остальные будут зрителями, вы должны сравнить.
-Представили ли вы себя в роли героев картины? Что почувствовали? Понравилась ли вам игра?
Чтение стихов.
-Сколько интересного нам приносит осень. И оказывается, это не такое, уж плохое время года. Осень очень разнообразна. Осенью восхищались многие писатели и художники, и каждый по-своему показал ее в своих произведениях. Русская природа с давних времен вдохновляла своею красотой.
-А может быть, кто-нибудь из вас прочтет стихи об осени?
Подведение итогов.
-Ребята, вам понравилась прогулка по осеннему лесу? Что понравилось больше всего? С каким произведением, мы сегодня познакомились?
-А за то, что вы сегодня так хорошо отвечали и были дружными, для вас хозяйка осеннего леса, волшебница Осень, приготовила подарок .( краски и альбом)
-Что же предлагает Осень? Как вы думаете?
-А теперь также тихо друг за другом становитесь, крепко за руки беритесь, по дорожкам, по тропинкам в группу мы сейчас пойдем.























Список литературы:
1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1999.
2. Гризик Т., Тимощук Л. Артикуляционная гимнастика. // Ребенок в детском саду 2001, №3
3. Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет . // Ребенок в детском саду 2002, №2.
4. Занятия по развитию речи в детском саду. Под/ред. Ушаковой О.С. – М.: Просвещение, 1993.