Сценарий мероприятия, посвященного дню Победы Школа помнит их имена


Литературно-музыкальная композиция
(сопровождается мультимедийной презентацией)
«Школа помнит их имена»
Цель: воспитывать у подростков уважительное отношение к ратным подвигам защитников Отечества, содействовать формированию у учащихся чувства долга, гражданской ответственности.
Оборудование: мультимедийная презентация, шары, портреты, свечи, сувениры, подарки ветеранам.
Участники: учащиеся, классные руководители, педагоги, ветераны.
Сроки проведения: к Дню Победы.

(Звучит симфония Шостаковича и фонограмма с записью голоса Левитана)
Ведущий 1: Победа стала за нами! Но только путь к ней это 2600км.
Ведущий 2: Это 1418 дней.
Это больше 20 миллионов могил!
Это каждый восьмой наш соотечественник.
Грохот предательского обстрела Бреста донесся до каждого города и деревни нашей страны.
Заголосила раненая Родина.
И встали, поднялись на её защиту сыновья и дочери.
Разные у них были имена, разные национальности.
Но все они стали братьями и сестрами по крови, потому что проливали они её за спасение одной общей матери Родины!
(Звучит песня «Вставай страна огромная», постепенно стихает)
Глубоко возмущенные предательством германского правительства и жестокостью захватчиков, люди шли и шли на площади городов, добровольцы осаждали помещения военкоматов. Шли на фронт от мала до велика!
Шли вчерашние школьники, шли такие же мальчишки и девчонки, как мы.
Девушка: Я ушла из детства
В грязную теплушку
В эшелон пехоты,
В санитарный взвод.
Дальние разрывы
Слушал и не слушал
Ко всему привыкший 41 год!
Юноша: 41-й он был жестоким,
Чтобы вражеский смять размах,
Шли мальчишки, зажав винтовки,
В неумелых ещё руках!
Девушка: Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней,
Шагаем и мы – девчата,
Похожие на парней!
Нет, то горят не хаты –
То юность моя в огне.
Идут по войне девчата,
Похожие на парней!
Юноша: Сороковые, роковые, военные и фронтовые!
Где перестуки эшелонные и извещения похоронные!
Гудят накатанные рельсы. Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы кочуют с запада к востоку
Девушка: Как это было? Как совпали – война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало, и лишь потом во мне очнулось!
Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые
Война гуляет по России, а мы такие молодые!
Ведущий 2: Дорогие ребята и ветераны для вас звучит песня.
Братчане свято берегут память о тех, кто не жалея своей жизни, грудью преградил дорогу врагу, обеспечили счастье и мир грядущих поколений. За годы войны из Братского района призвано в армию 7631 человек. Погибло – 2344.
В числе погибших 76 учащихся и 9 учителей нашей школы вспомним их поименно:
Финкельштейн Наум Вольфович – директор школы;
Гриценко Анатолий Дмитриевич – учитель физики;
Мариненко Борис Николаевич – учитель математики;
Гнечутский Леонид Ефремович – учитель музыки;
Китаев Петр Андреевич – учитель литературы;
Кожевников Григорий Алексеевич – учитель физики;
Мальцев Михаил Иванович – учитель географии;
Петров Петр Семенович – учитель биологии;
Кондратьев Петр Иванович - учитель истории.
Юноша: Помолчим над памятью друзей,
Тех кого мы больше не услышим,
Не увидим тех, кто жизнью всей
Вместе с нами в год грядущий вышел
Девушка: Помолчим, чтобы сказать о них
Не холодным, равнодушным словом,
Чтоб они воскресли хоть на миг
Всем звучаньем голоса живого
Звучит музыка (Объявляется минута молчания. Все встают.)
Родина высоко оценила подвиг сибиряков в годы Великой Отечественной войны, Более 20тысяч сибирских дивизий и бригад стали гвардейскими; 52 братчанина входило в 29-ую гвардейскую дивизию, которая защищала Москву, из них 40 погибло, в том числе наш ученик, корреспондент газеты «Знамя коммунизма» Иннокентий Шаманский.
Наиболее тяжелые утраты понесли семьи Воронковых – 3 брата, Старковых - 3 брата, Вокуленко – 2 брата, Исаковых – 2 брата, Миромановых, Метляевых, Московских.
Недавно дочь Михаила Ефимовича Карпова, старейший учитель нашей школы Карпова Людмила Михайловна подарила школьному музею письмо одного из братьев Воронковых, Василия Воронкова к её отцу – учителю Братской средней школы Капрову Михаилу Ефимовичу. Письмо того далекого 1943 года.
(Зачитывается письмо)
« Хотя между нами и нет родства, но прожитые годы детства и отрочества, при Вашем непосредственном участии в моем нравственном воспитании и общеобразовательном развитии оставили у меня неизгладимую память о Вас, как о прекрасном человеке, хорошем учителе, воспитателе молодежи в современном духе» Василий Воронков погиб в том же 1943 году.
Немногочисленными были выпуски всех военных и послевоенных лет. Они не превышали 10-12 человек в год. Большинство юношей и девушек ушли на фронт добровольцами прямо со школьной скамьи. В их числе Заваруев Иннокентий ушел из 10 класса, погиб в 1943 году под городом Орел, Сазанович Леонид погиб в 1943г. из 9 класса ушли Фрыгин Николай, Фомин Николай, Чупин Николай.
в 1941 году Чупин Николай окончил 9 классов нашей школы, а в октябре 1941 года он уже командир стрелковой роты, в декабре 1943 года награжден медалью «За оборону Ленинграда». 16 января 1944г. после гибели командира роты лейтенант Чупин взял на себя командование ротой, первый поднял роту и повел её в атаку. Сам лично подбил автомашину и мотоцикл с немцами. 20 января 1944 года приказом 191 стрелковой дивизии награжден Орденом Красной Звезды. В 1944 году за проявленный героизм был награжден орденом «Александра Невского». 6 сентября 1944 года Николай был ранен в левую височную область, это было тяжелое ранение. Лежал без сознания, потерял речь. Как только ему стало немного легче, он пишет письмо отцу:
«Папа, я тяжело ранен в голову, пулей задет мозг, пробита кость левой руки, но я прошу вас родные, не плачьте обо мне. Жизнь хороша. Я скоро поправлюсь, догоню своих боевых товарищей и буду гнать фрицев до самого их логова, чтобы они никогда не пришли на нашу землю»
Вскоре в Братск пришла похоронка.
Ученик нашей школы, кавалерист Кокорин Георгий Антонович погиб в декабре 1941года, незадолго до гибели он писал:
«Немцы творят много безобразий, где прошел – пожег все деревни, уничтожил весь скот и птицу, издевается над мирным населением. Мой долг – защищать Родину до последней капли крови»
Для вас звучит песня в исполнении вокальной группы
Ученик нашей школы Анатолий Федорович Шаманский 15 мая 1940 года был призван в армию, закончил Оренбургское летное училище с присвоением звания «младший лейтенант» и поступает в Сталинградскую школу пилотов. Первое боевое крещение Анатолий Федорович получил 25 мая 1942 года , прикрывая свои войска от налетов фашистов. Из-за смелых действий летчика враг не смог сбросить смертельный груз на головы наших солдат. Он был назначен командиром эскадрильи. Вот как охарактеризовал воина-сибиряка командир 156-го авиаистебительного полка гвардии-майор Корнач: «Гвардии капитаном Шаманским А.Ф. совершено 253 боевых вылета, прловеден 61 воздушный бой, им сбито лично и в группе 16 немецких самолоетов. Он волевой командир, в воздухе держится храбро, мужественно, умело руководит подчиненными. В воздушной обстановке ориентируется быстро и правильно, своим личным примером и отвагой увлекает за собой молодой летный состав». Родина оценила мужество Шаманского – орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны 2 степени, тремя орденами Красного Знамени, медалью «За отвагу», а 10 апреля 1945 года гвардии капитану А.Ф.Шаманскому было присвоено звание Героя Советского Союза. Тяжелые ранения полученные в боях за Родину, подорвали силы и здоровье отважного летчика. Анатолий Федорович Шаманский умер16 июня 1966г. Похоронен на Михайловском кладбище г.Сухуми.
Среди погибших 3 брата Дубынины. Двое окончили нашу школу перед войной. Михаил Дубынин был призван в армию в 1940год. Он служил в десантных войсках на востоке страны. Годом позже ушел служить Константин, а Николай учился в школе. Михаил Дубынин встретил войну в Житомире. Утром 22 июня, когда фашистские самолеты бомбили наши города, подразделение Михаила было направлено в бой. Константин был в это время на востоке. О его состоянии в этот момент Михаил писал в письме к родным:
«Я знаю, что ему было невтерпеж, когда он сидел на Дальнем Востоке, он рвался из всех сил на фронт. Его послали учиться в офицерскую школу на станции Куйбышевка там на востоке. Он не захотел учиться и исправил в документах название станции на город Куйбышев, зная о том, что от туда он быстро сможет попасть на фронт»
Константин писал Михаилу:
«Тебе как старшему брату, я даю клятву: умру но Отечество не опозорю, буду бить фрицев так, как бьешь их ты».
Самый младший Николай 1 января 1942 года был направлен в летную школу и сражался с врагом как летчик-бомбардировщик.
За свои подвиги они были не раз награждены орденами и медалями и по праву считались смелыми, мужественными воинами.
В 1942 году погибли сразу два брата: Николай и Константин одному из них исполнилось 21 год, а другому – 23 года. Михаил прошел всю войну, он был ранен, лежал в госпитале, снова воевал. Погиб в бою 21 апреля 1945г. в Кенигсберге, за неделю до окончания войны.
До последней капли крови стояли наши солдаты – земляки. В нашем музее хранятся похоронки, полученные родными и таких похоронок много.
Слайды.Звучит фоном фрагмент песни Гамзатова и Френкеля «Журавли».
Шестьдесят два – нашей славной Победе!
Снова майский рассвет, тишина,
И неслышно идет по планете
Возвращенная людям весна!
Шестьдесят два – это дальние дали,
Будто в дымке туманной видны,
И давно уже взрослыми стали
Все рожденные после войны!
Звучит песня «День Победы», (тихо).

Салют и слава годовщине
Навеки памятного дня!
Салют Победе, что в Берлине
Огнем попрала мощь огня!
Салют её большим и малым
Творцам, что шли путем одним,
Её бойцам и генералам,
Героям павшим и живым!
Шестьдесят два – нашей славной Победе!
Шестьдесят два, как убита война!
И победно идет по планете
Завоеванная весна!
Выходят младшие ученики и говорят слова.
Дети: Дорогие бабушки и дедушки! Мы постараемся вырасти похожими на вас, трудиться честно, как вы, сохранить всё, что знаем и чему нас учат.
А сейчас в качестве праздничного подарка от нашего поколения мы преподносим вам эти сувениры на память о сегодняшней встрече.
С праздником вас! С Днем Победы!
Слово ветеранам.
Звучит песня «День Победы».




Использованная литература:

Стихотворения о Великой Отечественной войне разных поэтов.
Фонды школьного музея.
15