Использование фольклорных жанров в процессе развития речи детей начального школьного возраста.


Использование фольклорных жанров в процессе развития речи детей начального школьного возраста.
Учитель начальных классов КГУ СОШ№9 Голубева Л.В.
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Младший школьный возраст возраст – это период активного становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте ребёнок овладевает прежде всего диалогической речью. Она имеет свои специфические особенности проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речи, строится с учётом возрастных особенностей детей. При этом важно учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка: эмоциональность, непосредственность.
Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач:
интенсивно обогащать речь ребёнка путём восприятия речи и рассказов взрослых;
развитие связной речи.
Поэтому, использование малых фольклорных форм в развитии речи младших школьников приносит огромный результат. Детская литература занимает в мире ребенка очень важное, очень большое место.
Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душуС раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.
Вашему вниманию представляю сценарий праздника в начальной школе «Встреча масленицы»
Ход праздника:
Ведущий 1: На Руси народ масленицу величает- честная масленица, широкая Масленица, Веселая масленица.
Ведущий 2: Все дни масленой недели имеют свои названия: встреча- понедельник, заигрыши- вторник, лакомка- среда, перелом- четверг, тещины вечерки- пятница, золовкины посиделки- суббота, прощеный день-воскресенье. Давайте же, ребята, веселиться и встречать Масленицу.
Скоморох 1: Наша масленица годовая,
Она гостейка дорогая,
Она пешею не ходит,
Все на конях разъезжает.
Скоморох 2 : Кони, кони вороные,
Слуги, слуги молодые,
Здравствуй, Масленица!
( Входит Масленица. Кланяется в пояс.)
Масленица: Здравствуй, народ честной! Прошло время злой зимы- Мораны. Солнышко начинает пригревать в полуденную пору: оно тешится- играет, заставляет плакать белые снега слезами горючими, а деревенский народ- радоваться, да чествовать госпожу- масленицу.
Скоморох 1: Рады видеть тебя, масленица, для тебя мы танцуем и поем.
(Группа ребят в русских костюмах поет частушки)
Ой, топчи, нога,
Не жалей сапога,
Тятька новые сошьет
Или эти подошьет.
Гуляй, Матвей,
Не жалей лаптей,
Батька лыка надерет,
Лапти новые сплетет.
Ходи, хата, ходи, хата,
Ходи, курица хохлата,
Ходи, сени и порог,
И сметана. И творог.
Посылала меня мать
Загонять гусака,
А я вышла за ворота
И - давай плясака!
Прялку продам,
Веретенышко продам,
Гармонь куплю-
Плясать пойду.
Масленица: Ох, и хорошо вы поете, ребята! Ноги так сами в пляс и идут! Но какая же Масленица без веселой и шумной ярмарки.
(Выходят ребята с лотками, в них товары различные: пироги, блины, ленты, нитки.)
Торговец 1: Вот орешки! Хорошие орешки,
Вкусные на меду, давай в шапку накладу!
Торговец 2: Кому пирожки, горячие пирожки?
С пылу, с жару- гривенник за пару!
Торговец 3: Булавки, иголки! Нитки, тесемки,
За один пучок плати пятачок!
Масленица: Хороши ваши товары! А теперь потешьте меня- отгадайте мои загадки, ребята, кто правильно угадает- тому от меня подарочек.
1. Бело, да не снег, сладко да не мед, от рогатой берут и детям дают. (Молоко)
2. И комковат, и ноздреват, и мягок, и ломок, а всех милей. (Хлеб)
3. Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. (Лошадь)
4. Летит- молчит, лежит- молчит, когда умрет, тогда заревет. (Снег)
5. За моей избушкой висит хлеба краюшка: собаки лают, а достать не могут. (Месяц)
6. Черен, да не ворон, рогат, да не бык, шесть ног без копыт: летит- воет, падет- землю роет. (Жук)
Скоморох 1: Засиделись мы что-то, давайте порезвимся, побегаем, в игры поиграем.
(Дети играют в игры «Гуси-лебеди», «Медведь во бору»)
Ведущий 1: Главную роль играют на праздник Масленицы блины, которые пекутся всю неделю: на блины зовут гостей и блинами везде угощают. И наша масленица приглашает всех на блины. Милости просим!
(Ребята садятся за столы)