Урок русского языка в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»


План-конспект урока в 7-м классе по теме: "Причастие"
ЦЕЛИ:
Способствовать усвоению общего понятия о причастии как части речи; сформировать приемы мышления по определению причастий; прививать интерес к данной части речи; учёбе в целом.
ОБОРУДОВАНИЕ, НАГЛЯДНОСТЬ: мультимедийный проектор, листы самооценивания, эл.презентация «Причастие», карточки.
ТИП УРОКА: усвоение новых знаний
ХОД УРОКА
І. Организация класса
I І. Ориентировочно-мотивационный этап
Фрагмент из спектакля «Недоросль» (видео)
- Какие ошибки допустил Митрофан? Почему?
(Он неправильно определил части речи, потому что он их не знал).
- Сам того не зная, Митрофан употребил особую форму глагола (на доску прикрепляются карточки со словами: навешена, приложена).
Чтобы не оказаться в его положении, мы должны изучить эту тему. Итак, какую учебную задачу мы ставим перед собой?
(Изучить особую форму глагола).
- Изучая любую часть речи, что мы должны выяснить?
(Значение, морфологические признаки, синтаксическую роль, работать над правописанием).
Эиграфом к сегодняшнему уроку послужат слова В.Даля: «Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного».
Хочу напомнить, что на каждом этапе урока вы должны поставить себе оценку. По этим оценкам я поставлю итоговую отметку. Если вы не согласны со мной, можете аргументировано оспаривать её.
(Учащимся дается лист самооценки)
№Этапы урока, виды работы Самооценка Оценка учителя
1Актуализация опорных знаний
2Усвоение новых знаний
3Закрепление
4Тест
5Буквенно-цифровой диктант
6Работа на уроке
III. Актуализация опорных знаний
- Изучение причастия мы начнём с повторения прилагательного и глагола
- Итак, назовите признаки прилагательного., глагола.
Признаки прилагательного Признаки глагола
Признак Действие
Род Вид
Число Время
Падеж Переходность\непереходность
Определение Возвратность
Сказуемое
- Как вы думаете, зачем мы повторили прилагательное и глагол?
(Значит, та часть речи, которую мы должны изучить, имеет что-то общее и с глаголом, и с прилагательным).
- Ещё на уроке нам пригодятся такие понятия как «однородные слова», «члены предложения». Давайте вспомним, что мы о них знаем.
- Поставьте себе оценку за этот этап урока.
ІІІ. Усвоение новых знаний
- Давайте, разберем пример и выясним, правильно ли ваше рассуждение.
Выпишите из предложений в столбик однокоренные слова.
а) Осыпаются астры в садах,
Старый клён под окошком желтеет.
б) Мелькает желтый лист на зелени дерева.
в) Волнуется желтеющая нива.
Какие слова вы выписали? (желтеет, желтый, желтеющий)
Давайте определим, что обозначают эти слова, какой частью речи являются?
В первом предложении?
Во втором?
В третьем?Желтеет – действие - глагол.
Желтый - признак предмета - имя прилагательное.
Желтеющий - ?
Это слово похоже на глагол? (нет)
На прилагательное? Чем? (отвечает на вопрос какой?)
Сравним эти два слова – желтый и желтеющий.
Желтый обозначает постоянный признак, а желтеющий?
Изменяется цвет, т.е. признак временный, признак, приобретенный во времени или по действию.
Таким образом, признак причастия отличается от признака прилагательного.
Итак, глагол обозначает действие, прилагательное – признак.
Что же будет обозначать причастие? (признак, но только по действию)
3. Прочитаем, что сказано о причастии в учебнике на странице 94, выделенное жирным шрифтом.
Что значит “особая форма глагола”? (т.е. образуется от глагола)
Есть ли в определении причастия что-то от прилагательного? (да, признак, вопрос-какой?)
Изучать причастие мы будем по нашему привычному плану.
План изучения причастия.
1. Значение.
2. Морфологические признаки.
3. Синтаксическая роль.
О значении мы уже сказали.
Что же такое причастие?
4. Давайте проанализируем словосочетания и посмотрим, какие признаки есть у причастия:
а) желтеющая нива;
желтеющее поле;
желтеющий лист;
б) желтеющая нива;
желтеющие нивы;
в) желтеющая нива;
от желтеющей нивы;
на желтеющей ниве;
г) желтеющая нива;
желтевшая нива;
д) желтевшая нива;
пожелтевшая нива;
е) желтеющая нива;
колышущаяся нива;
учитель записывает все признаки на доске:
род;
число;
падеж;
время;
вид;
возвратность.
От каких частей речи берет эти признаки причастие? (от прилагательного и глагола)
Как вы думаете, какие признаки у причастия от глагола, а какие от прилагательного?
Попробуем составить кластер.
Признаки глаголаПризнаки прилагательного
1. Вид 1. Падеж
2. Время 2. Число
3. Возвратность 3. Род
Проверка по вариантам.
Обобщим. Что вы узнали о признаках причастия?
Признаки. которые причастие заимствует от глагола – это постоянные признаки. А признаки прилагательного – непостоянные.
Итак, вернемся к нашему плану.
Что отработали?
Что осталось?
5. Теперь нам осталось узнать о синтаксической роли причастия в предложении.Выполните частичный синтаксический разбор предложения (члены предложения, части речи)
Волнуется желтеющая нива
(Когда дети выполняют разбор, учитель выписывает предложение на доску. Один человек потом с тетрадью делает разбор с полным комментарием у доски.)
Какова же синтаксическая роль причастия?
-Что же означают слова В.Даля, взятые в качестве эпиграфа?.
Оцените свою работу.
IV. Закрепление
- А теперь, зная, что такое причастие, попробуем выполнить следующее задание.
Выпишите из следующих предложений в правый столбик прилагательные, а левый – причастия.
На улице светило яркое солнце.
Медведь, уснувший в берлоге, проспит до весны.
По реке, скованной льдом. Можно кататься на коньках.
С неба падали холодные снежинки.
Смирно стоят зеленеющие ели.
В поле завывает злая вьюга.
Падающий снег сверкал на солнце.
Заяц оставил на снегу маленькие следы.
Заколдованный лес притягивает своей загадочной красотой.
- Давайте проверим, что вы выписали.
яркое заснувший
холодное скованной
маленькиезеленеющие
загадочныепадающие
злая заколдованный
- В одном из причастий найдите признаки прилагательного и глагола.
Оцените свою работу.
Тест.
Задание 1.
1. Укажите причастие:
Синий
Синеет
Синеющий
Синеватый
Синея
2. Укажите словосочетание “прил. + сущ. ”, где существительное- главное слово.
Зимняя дорога
Зимующие птицы
Замерзшая река
Раскрытая книга
3. Укажите словосочетание “прич. + сущ. ”, где существительное- главное слово.
Бушующее море
Сидящие на дереве
Зеркальная поверхность
Выполнивший задание.
Оцените себя.
Задание 2.
Выполним буквенно- цифровой диктант. Запишем в тетради следующий числовой ряд.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Нужно указать под цифрами буквами п, г, о, какое прозвучало слово.
п – прилагательное, г – глагол, о – особая форма глагола.
Маленький мяч, летящий шар, крупный лист, крутящийся глобус, мальчик поет, певчая птица, самолет приземлился, читательский дневник, проводятся соревнования, обмороженный палец.
Правильный ответ: п о п о г п г п г о
Оцените себя.
V. Итог урока.
- Какую учебную цель мы поставили в начале урока? Решили ли мы эту задачу?
(Изучить особую форму глагола - причастие. Мы выяснили, что причастия имеют признаки и глагола, и прилагательного; изменяются по родам, числам, падежам; имеют вид, время)
VI. Домашнее задание Задание группам.
I группа – заполнить пустые файлы презентации
ІI группа – сделать буклет о причастии
IІІ группа – написать сказку о причастии