Дислексия


ДИСЛЕКСИЯ
Распространенность нарушений чтения среди детей довольно велика. В европейских странах отмечается, по данным различных авторов, до 10% детей с дислексиями, имеющих нормальный интеллект. У мальчиков дислексия встречается в 4,5 раза чаще, чем у девочек.
Дислексия - это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой.
По своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, вместе с тем оно не может рассматриваться вне единства письменной и устной речи.
Чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов. Каждый из них тесно связан с предыдущим и последующим, постепенно переходит из одного качества в другое. Формирование навыка чтения осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения.
Выделяются следующие этапы формирования навыка чтения: 1) овладение звукобуквенными обозначениями; 2) послоговое чтение; 3) становление Синтетических приемов чтения; 4) синтетическое чтение.
Основными условиями успешного овладения навыком чтения являются: Сформированность устной речи; фонетико-фонематической ее стороны (произношения, слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза), лексико-грамматического строя, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
ЭТИОЛОГИЯ ДИСЛЕКСИИ
Вопрос об этиологии дислексии до настоящего времени является дискуссионным.
Некоторые авторы (М.Лами, К.Лонай, М.Суле, Б. Хальгрен) отмечают наследственную предрасположенность при нарушениях чтения. Изучение дислексии у близнецов позволило авторам сделать вывод о наследственном характере некоторых факторов, обуславливающих возникновение дислексии (нарушение латерализации (т.е. функциональной ассиметрии в деятельности парных сенсомоторных органов: выделение ведущего глаза, уха, руки), задержка развития речи).
Рейнхольд считает, что встречается особая, врожденная форма дислексии, когда дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах. Эта незрелость проявляется в специфических задержках развития определенной функции.
Большинство авторов отмечают наличие патологических факторов, воздействующих в пренатальный, натальный и постнатальный период. Этиология дислексии связывается с воздействием биологических и социальных факторов. Нарушения чтения могут вызываться причинами органического и функционального характера. Дислексии часто бывают обусловлены органическими поражениями зон головного мозга, принимающих участие в процессе чтения.
Функциональные причины могут быть связаны с воздействием внутренних (например, длительные соматические заболевания) и внешних (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка со стороны взрослых, дефицит речевых контактов) факторов, которые задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе чтения.Таким образом, в этиологии дислексии участвуют как генетические, так и экзогенные факторы (патология беременности, родов, асфиксия, «цепочка детских инфекций», травмы головы).
Расстройства чтения часто наблюдаются у детей с минимальной мозговой дисфункцией, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями устной речи, с церебральными параличами, с нарушениями слуха, у умственно отсталых детей. Таким образом, дислексия чаще всего проявляется в структуре сложных речевых и нервно-психических расстройств.
Дислексия переплетается и с нарушениями устной речи. У детей с дислексией наблюдаются нарушения звукопроизношения, бедность словаря, неточность употребления слов. Они неправильно оформляют свою речь, избегают сложных фраз, ограничиваются короткими предложениями, у них часто встречаются нарушения связной речи.
Р.Е. Левина считает, что в основе нарушений чтения лежит несформированность фонематической системы.
На начальных стадиях овладения чтением при недоразвитии фонетикофонематической стороны речи у детей наблюдается неточность и нестойкость речевых представлений и обобщений. Это затрудняет овладение звуковым анализом слова (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Н.А.Никашина, Л.Ф.Спирова). Избирательное неусвоение букв вызывается не слабостью удержания графических начертаний, усвоение которых оказывается нормальным, а несформированностью обобщения звуков. Если буква не соотносится с обобщенным звуком (фонемой), то ее усвоение будет носить механический характер.
Легко соотносятся с буквой звуки, которые точно воспринимаются и правильно произносятся детьми. Если же дети плохо различают звуки на слух, искаженно произносят или заменяют их в произношении, тогда обобщенное представление о данном звуке носит нечеткий характер, а восприятие букв затрудняется. Неусвоение букв в этом случае обусловлено недостаточным уровнем развития фонематического восприятия.
Чрезвычайно затрудненным у этих детей оказывается и процесс слияния звуков в слога. Для усвоения слитного чтения ребенок должен соотнести букву только с определенным звуком, отдифференцировав его от других. Кроме того, он должен иметь представление об обобщенном звучании. Слитному произнесению слогов помогает смысловая догадка Слить звуки в слоги - это прежде всего произнести их так, как они звучат в устной речи. Если у ребенка отсутствуют четкие представления о звукобуквенном составе слова, формирование обобщенных звуко-слоговых образов происходит с трудом.
Нарушения чтения могут быть связаны с недостаточностью лексикограмматического развития речи. Так замена слов при чтении может обуславливаться не только фонетическим их сходством, неправильным произношением или неразличением отдельных звуков, но и трудностями установления синтаксических связей в предложении. В этих случаях у детей отсутствует направленность на морфологический анализ слов, а сам анализ затруднен.
Ограниченный словарь и недостаточно развитые грамматические обобщения вызывают трудности понимания прочитанного.
Таким образом, в качестве механизмов дислексии можно рассматривать и нарушение фонематического восприятия (дифференциация фонем), фонематического анализа и синтеза, несформированность лексико- грамматического строя речи. Дислексия вызывается, в основном недоразвитием языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтетических). Поэтому и работа должна вестись по нескольким направлениям.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
Расширение словарного запаса, обобщение активного словаря.
Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), составлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.
Совершенствование пронстранственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого «кулак-ребро-ладонь»), пробы Хеда, рядоговорение (времена года, дни недели).
Виды трудностей ; Возможные причины Тип трудностей
1
2 Плохо запоминает конфигурацию недостаточная сформированность зрительной памяти недостатки методики обучения специфические
неспецифические
Недостаточное различение близких по конфигурации букв «п-н», «в-a», «г-т» (путает буквы при чтении) недостаточная сформированность зрительного восприятия - недостаточная сформированность зрительной памяти недостатки методики обучения специфические
специфические
неспецифические
3 Перестановка букв при чтении (рак-кар, нос-сон) - недостаточная сформированность зрительного восприятия специфические
4 Замены букв, неправильное при чтении произношение недостаточная сформированность звукобуквенного анализа, нарушения произношения, трудности артикуляции специфические
5 Трудность слияния букв при чтении (каждая буква читается отдельно, а вместе - трудно) недостаточная сформированность зрительно-пространственного
восприятия
* недостаточная зрелость коры головного мозга специфические
специфические
б Пропуски слов, букв («невнимательное» чтение) функциональная слабость центральной нервной системы трудность концентрации внимания выраженное утомление неспецифические
неспецифические
неспецифические
7 Пропуски букв, слогов. Угадывание, возвратные движения глаз («спотыкающийся ритм») форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения) неспецифические
8 Быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного («механичес- | кое» чтение) форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения) неспецифические
9 Медленный темп чтения (есть продвижение в течение года) индивидуальные особенности темпа
деятельности неспецифические