Образовательный материал


Заповеди Иисуса Христа как основа православных норм общения.Золотое правило этики.
(слайд 1)
- Доброе утро, ребята. Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры. Ребята, а как вы думаете, люди в обществе живут по правилам или просто так? (по правилам)
- А какие это правила? (законы)
- Ребята, а почему же нельзя жить без правил, просто так, как каждому нравиться? (потому, что без законов был бы беспорядок среди людей)
- Молодцы, вы все правы. Каждое общество живет по правилам, т.е. законам. Это нужно для того, чтобы было меньше различных преступлений и люди жили мирно.
- А кто устанавливает эти законы? (государство, власть, президент и т.д.)
- Ребята, православный человек подчиняется не только законам государства. Еще давно пророк Моисей получил такие законы от Бога, и называются они заповеди (слайд 2). У кого-то совесть чуткая, у кого-то – не очень. Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло в  своих поступках и намерениях, существуют заповеди. Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога. (чтение отрывка из Библии). Потом спустя тысячелетие Иисус Христос снова подтвердил значимость этих заповедей для людей (слайд 3).
Посмотрите у вас на партах лежат листочки с этими заповедями. Давайте рассмотрим каждую из них (Слайд 4):
- Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов. В то время, когда жил Моисей, большинство людей было язычниками (верили во множество богов), поэтому и необходима была эта заповедь.
- Не сотвори себе кумира. Ребята, а как вы думаете, что такое кумир (ответы детей). В настоящее время очень много людей выбирают себе в кумиры разных популярных певцов, актеров, ученых. Для православных людей это грех. Кроме Бога не может быть иных кумиров, только к Богу должны стремиться все люди поступками, мыслями.
- Не произноси имени Господа напрасно. Очень часто люди произносят имя Бога просто так, как междометье в разговоре. Например: «господи ну неужели ты не понимаешь? Это же так просто!»
- Помни день субботний. Эта заповедь напоминает нам о творении Богом мира.
- Сколько дней Бог творил мир? (шесть, а на седьмой отдыхал)
- Правильно, молодцы. Эта заповедь завет людям посвящать седьмой день Богу и молитве. Вы спросите, а почему суббота, ведь седьмой день воскресенье. Все дело в том, ребята, что в древности седьмым днем была именно суббота, а не воскресенье как мы сейчас привыкли.
- Итак, первые четыре говорят об отношениях человека с Богом. Остальные касаются отношений людей между собой. Вот они:
- Почитай отца твоего и мать твою (Слайд 5). Ребята, а как вы думаете, почему надо почитать родителей? (потому, что они любят нас, заботятся о нас). Вы правы ребята родители помогают нам, пока мы растем и нуждаемся в их помощи и заботе. А потом дети помогают престарелым и уже немощным родителям на закате их жизни. Почитание это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей взрослыми детьми, в том числе душевным вниманием и участием.
- Не убивай (Слайд 6). А как вы думаете, эта заповедь говорит только о бандитах, которые физически убивают людей? (ответы детей)
Ребята, на самом деле эта заповедь говорит не только о бандитах. Христос сказал, что убийцей становится даже тот, кто смотрит на другого человека с ненавистью. Ведь если ты ненавидишь другого человека, то тебе уже хочется, чтобы его не стало.
- Не кради (слайд 7). Тот, кто крадет – готов причинить страдания другому человеку. И о его переживаниях и трудностях он не думает. Значит, он считает себя достойнее, лучше его. И убийца и вор расценивают другого человека как помеху. Разница лишь в том, что вор решает обойти эту помеху, чтобы добраться до вожделенной вещи. Убийца же просто сметает эту помеху. Но и убийца, и вор бесчеловечны.
 - Не прелюбодействуй (слайд 8). То есть не переступай через любовь. Не предавай. Это заповедь о верности тому, кто любит тебя и любим тобою. Верность этой заповеди – залог сохранения семьи и дружбы.
- Не лги (слайд 9). Кажется, что ложь может помочь преодолеть отдельные неприятности, избежать наказания. Но это иллюзия. Рано или поздно обман раскроется, и его последствия будут гораздо хуже, чем те, страх перед которыми подтолкнул тебя ко лжи. Одно ложь порождает другую, и со временем лжец сам становится заложником своего обмана. Народная мудрость напоминает нам: «На лжи далеко не уедешь»; «Сколь веревочке не виться, а кончик найдется». А Христос предостерегал: «нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано». Поскольку заповедь, запрещающую ложь, дает именно Бог, для христианина это становится напоминанием о том, что Бога не обманешь. Он видит любой обман.
- Не завидуй (слайд 10). Зависть мешает радости. Тебе подарили ноутбук. Ты радуешься ему. И вдруг оказывается, что у твоего друга тоже новый компьютер только дороже и моднее. Если пустить в свое сердце зависть – в ее черных лучах сразу поблекнет та радость, которая у тебя уже была. Зависть не знает границ. Всегда найдется кто-то, кто, как кажется, живет лучше тебя. Старуха из сказки Пушкина стала и боярыней, и царицей, но ей и этого было мало… Что было дальше – вы знаете.
- Ребята, а давайте теперь поиграем. Я буду зачитывать вам маленькие рассказики, а вы попытаетесь догадаться к какой заповеди это относится:
1. «Коля, мне надо пойти помочь соседке, - сказала мама, - а ты выключи свет и ложись спать». – «Хорошо», - ответил Коля. Входная дверь закрылась. Коля, перелистывая страничку за страничкой, рассматривал новую раскраску. Через некоторое время Коля услышал, как щелкнул замок. «Это мама...» - догадался он и быстро лег в постель, предварительно выключив свет. Мама заглянула в Колину спальню. «Какой у меня послушный сын, - подумала она, - уже спит».
(Коля забыл 5 заповедь - "Почитай отца твоего и мать" и «не лги». Он поступил плохо и несправедливо по отношению к маме, он ее обманул).
2. Ирочка пришла школу. Учительница объявила, что у Кати сегодня день рождения. Наташа сидела за первой партой в новом, красивом платьице. «Поздравляем Катеньку с днем рождения. Каждый может ей что-то пожелать»- сказала учительница. – «Я желаю, чтобы у нее платье испортилось» - подумала Ира и бросила Кате на стул жвачку. «У меня такого нет, пусть и у нее не будет». (Ира забыла 10 заповедь – «Не желай чужого и не завидуй». Она позавидовала и поэтому решила сделать зло Кате).
- Молодцы, вы прекрасно справились с заданием. Ребята, как вы думаете, почему еще нельзя желать зла и завидовать кому-то как Ирочка Кате? (потому что завидовать плохо; если ты сделаешь плохо кому – то, тогда могут сделать плохо тебе)
- Ребята, только что вы сами вывели самое главное нравственное правило, которое помогает людям жить в мире и согласии! Его называют «золотым правилом этики». Оно гласит: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы люди относились к тебе».
- Как вы думаете, давно ли появилось это правило?
После предположений ребят, рассказать, что эти слова появились очень давно. У всех народов мира есть это правило. Несмотря на различия культурные и религиозные, люди стараются жить по этому правилу (слайд 11).
- Как вы считаете, почему большинство людей, несмотря на свои различия, стараются следовать этому правилу? (чтобы жить в мире и не ссориться)
- Вы совершенно правы. Ребята, а в Библии эти слова принадлежат Иисусу Христу и христиане уже более 2000 лет стараются жить по этому правилу. Иисус Христос сказал людям: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
- У вас на партах полная цитата из Библии. Наверняка, многие выражения вам покажутся знакомы. Прочитайте внимательно текст и отметьте в нем что уже когда – то слышали " +", а что слышите впервые "-" ?
После самостоятельной работы учащихся, анализируем текст.
Слайд 12: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Лицемер! Вынь прежде бревно из своего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Прощайте, и прощены будете».
-Как вы понимаете слова о бревне в чужом глазу и сучке в своём? (ответы детей)
-Люди часто видят недостатки других, осуждая их, но редко замечают свои. Рождается осуждение, сплетни, которые потом возвращаются к человеку.
А как вы думаете, есть ли народные поговорки и пословицы, близкие по смыслу «Золотому правилу этики»?
Ребята пытаются вспомнить, затем читают на выданных листочках пословицы и поговорки на разные темы, и выбирают нужные. Ответы проверяют на слайде.
Слайд 13.
Не плюй в колодец, ещё пригодится воды напиться.
Как аукнется, так и откликнется.
Не так живи, чтобы кто кого сможет, тот того и гложет, а так живи, чтобы людям, как себе.
Кто добро творит, того Бог благословит.
Кто сирых питает, того Бог не забывает.
Не рой другому яму - сам в неё попадёшь.
Что во всех них общее? (ответы детей)
- Твори добрые дела, и к тебе они вернутся.
- Посмотрите на следующий слайд, что это за сказки? (ответы детей)
- Не удивит ли вас упоминание этих сказок на нашем сегодняшнем уроке? Можно ли их соотнести с «Золотым правилом этики»? (Слайд 14-16. Иллюстрации из известных сказок «Гуси - лебеди», «Морозко», «Мешок с яблоками»).
Дети рассуждают, вспоминая поступки героев, анализируют их, применяя полученные знания на уроке. Таким образом, в форме игры проходит закрепление полученных знаний на уроке.