Статья «Дисграфия и дислексия учащихся I ступени»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Тираспольская средняя общеобразовательная школа №3»
Статья на тему:
«Дисграфия и дислексия учащихся I ступени»
Подготовила: И.М.Салкуцан,
учитель начальных классов
I квалификационной категории
МОУ «ТСШ№3 им.А.П.Чехова г.Тирасполь, Приднестровье
г. Тирасполь 2014
Если ваш ребенок делает много ошибок при письме и никак не может научиться хорошо читать, задумайтесь, всегда ли проблемы с учебой связаны с ленью. В первую очередь стоит обратить внимание на характер ошибок, которые допускает ученик.
Что это: орфографические ошибки из-за незнания правил или необъяснимые «глупые» пропуски букв, замены одних букв на другие и тому подобное? А может – правила учит-учит, а вовремя применить их не может? Много неприятностей, сложностей, разочарований, досады и проблем приносят родителям и учителям нарушения речи, чтения и письма у их детей. Часто и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка: «Он просто не старается». Но вот специалисты считают, что 80% проблем с учебой вызваны вовсе не ленью. Чем же? Давайте разберемся!
Если вы не знаете причин, не понимаете, в чем дело, если никакие дополнительные занятия не помогают, нужно обратиться к специалистам: логопедам, психологам, дефектологам. Возможно, у ребенка имеются такие нарушения, как дисграфия, дислексия.
В этом случае помощь должна носить коррекционный характер, иметь свою специфику, в зависимости от причин, тяжести и появлений нарушений. Нужно запомнить, что обычные педагогические приемы, большое количество диктантов и зазубривание правил не помогут, а могут только усугубить проблему.
Что же такое – эта загадочная дислексия? Человеческий мозг состоит из двух полушарий. Левое обычно доминирует, оно отвечает за логическое мышление. Именно здесь происходит аналитическая работа мозга, в том числе – обучение чтению и письму. Нарушение в работе этого полушария могут быть связаны с плохой учебой ребенка или взрослого.
Правое полушарие отвечает за интуицию и творческое мышление, например – за музыкальные способности или общительность человека. Частично дислексия проявляется в обычных для «плохого» ученика симптомах: затрудненном чтении, письме, плохой памяти, рассеянном внимании, проблемах при соединении букв в слова или выполнении арифметических действий. Дислексию часто путают с неспособностью к обучению. Сама система устроена так, что у дислектика нет никаких шансов успешно учиться. Как правило, проблема возникает уже в первом классе, при обучении чтению и письму. Многие часто навешивают на учеников ярлыки «тупица», «неспособный» и тому подобное, но не стоит падать духом, возможно, у этого ребенка есть немалые способности и его ждет блестящее будущее.
Знаменитыми дислексиками были такие знаменитые люди как: Джорж Буш, Леонардо Да Винчи, Агата Кристи, Петр I, Исаак Ньютон, Наполеон Бонапарт, Владимир Маяковский и многие другие.
Нарушения письменной речи также тревожат учителей и родителей, т.к. они напрямую влияют на его учебные успехи. Такие нарушения называют дисграфия – нарушение письма. Причина возникновения дисграфии – нарушение отдельных компонентов речи. При этом интеллект у детей может быть не нарушен. Ребенок может прекрасно слышать окружающие его бытовые звуки, и не различать звуки речи, сходные по акустическим признакам, например: р - л, б - п, в - ф, м – н и т.д. Встречаются оптические ошибки, связанные с нарушением зрительного восприятия. Например, ребенок не видит разницу в написании букв ц- щ, ш- щ, ш- и; путает верхние – нижние элементы букв б – д.
-Смешение графически сходных букв. п - т, у - и, о - а, Пример: белка - делка.
-Ошибки обозначения границ предложения. Ученик не пишет заглавную букв, не ставит точку.
-Пропуски букв, обозначающие согласные звуки. Пропускает буквы в начале, в середине и в конце слова. Пример: дрожит - дожит; миска - иска.
-Пропуск букв, обозначающие гласные. Пропуск ударных и безударных гласных. Пример: склеил – склил
-Ошибки обозначения границ слов. Написано слитно несколько слов или наоборот раздельное написание частей слова. Пример: Птичница кормит – Птичницакормит
Смешение букв, обозначающие парные звонкие и глухие согласные. Пример: зорька - сорька, собака – сопагаПропуски слогов. Пример: магазины – маганыВставки букв. Пример: январь – янмварьСмешение букв, обозначающие шипящие и свистящие согласные. Пример: сушит - сусит,
Дисграфия сопровождается пониженным вниманием и быстрой утомляемостью. Поэтому даже самый старательный и прилежный ученик, страдающий дисграфией, показывает очень нестабильные результаты. Повышенная концентрация внимания сменяется рассредоточенностью, это защитная реакция организма ребенка и, в итоге, первая половина диктанта может быть написана грамотно, а во второй половине мы увидим массу ошибок. Сильное напряжение, даже часто перенапряжение, провоцирует искажение почерка.
Больше дисграфических ошибок встречаются в диктантах. Хотя, не исключены они и при списывании: если ребенок прочитывает слово, а затем сам себе диктует, не глядя на образец.
Конечно же, ошибки, имеющие логопедическую природу, должен предупреждать и корректировать специалист. Но будем реалистами: логопед есть далеко не в каждой школе. Поэтому ниже предлагается ряд упражнений и рекомендаций по работе с детьми – дисграфиками.
Для устранения дисграфических ошибок можно использовать следующие формы работы:
- Словарные, слуховые, зрительные диктанты.
- Тексты с пропущенными буквами, деформированные предложения.
1) Ежедневно в течение 5 минут(не больше) ребенок в любом тексте(кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву- а- зачеркнуть, а букву- о- обвести. Можно давать парные согласные. Через 2-2,5 месяца таких упражнений (при условии ежедневных занятий) улучшается качество письма.
2) Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок. Пишите тексты по 150-200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой или фиолетовой ручкой (не красной). Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Таким образом у него будет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки и написать правильно.
3) Составление предложения по данным словосочетаниям, по опорным словам. Составление слов из разрозненных букв.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://logoped18.ru/logopedist/profilaktika-disgrafii-i-disleksii-u-mladshikh-shkolnikov.php2. http://logoped18.ru/logopedist/artikulyatsionnaya-gimnastika.php3. http://logoped18.ru/literatura-po-logopedii/literatura-po-logopeda-01.php
4. http://www.logoped-sfera.ru/differenciaciya-zvukov-s-z-podgotovitelnaya-k-shkole-gruppa.html