Консультация для педагогов и родителей Дислексия. Что это?


Дислексия у детей младшего школьного возраста

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
В настоящее время распространенность нарушений чтения среди детей довольно велика. По данным исследований, дислексия наблюдается у 4,8 % учащихся начальных классов. У мальчиков нарушение процесса чтения встречается в 4,5 раза чаще, чем у девочек.
Выделяют несколько видов дислексии в зависимости от того, какой из анализаторов первично нарушен: слуховой, зрительный или двигательный.
Акустическая дислексияЭта форма дислексии связана с акустическими расстройствами. При ней отмечается недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа. Дети с трудом сливают буквы в слоги, слова, так как буква не воспринимается ими как сигнал фонемы; смешиваю сходные по артикуляции и звучанию звуки (свистящие и шипящие, звонкие и глухие и т.д.).
Оптическая дислексияПри оптической дислексии отмечается неустойчивость зрительного восприятия и представлений. Плохо усваиваются отдельные буквы, не устанавливаются связи между зрительным ее образом и звуком, нет четкого зрительного образа буквы, поэтому одна и та же буква воспринимается по-разному. Наблюдается частое смешение букв, сходных по начертанию, нарушается зрительное узнавание слов при чтении.
Нарушения чтения часто сопровождаются и неречевыми расстройствами, которые не включаются в симптоматику дислексии, представляя собой патологические механизмы (например, нарушения пространственных представлений).
При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок:
Замены и смешания звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих и др.), а также замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н, З-В и др).
Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно.
Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках и перестановках слогов и т.д.
Нарушения понимания прочитанного, которые проявляются на уровне отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны.
Аграмматизм при чтении. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласования существительного и прилагательного, окончаний глаголов.
Нарушения чтения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка. Так, неудачи при овладении чтением могут вызвать и закрепить у него такие черты характера, как неуверенность в себе, робость, тревожную мнительность или, наоборот, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям.
Виды дислексии:
Фонематическая дислексия - этот вид нарушения чтения наиболее распространен у младших школьников.
Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы. Одна фонема отличается от другой множеством смыслоразличительных признаков (например, твердость - мягкость; звонкость - глухость; способ и место образования и т.д.) Изменение одной из фонем в слове (косы - козы; дом - том - ком) или изменение последовательности (липа - пила) приводит к изменению смысла. Чаще всего ребенок с этой формой дислексии смешивает на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (ц-с; с-ш; ж-ш).
Отмечается также:
- побуквенное чтение;
- искажение звукослоговой структуры слова (пропуски букв, вставки, перестановки звуков, слогов.)
2. Семантическая дислексия (так называемое механическое чтение). Проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя фактами: трудностями звукослогового синтеза и нечеткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения (когда слова в процессе чтения воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения).
3. Аграмматическая дислексия. Чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи. При этой форме дислексии наблюдается:
- изменение падежных окончаний и числа существительных («у товарищах»);
- неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («интересное сказка»);
- изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени.
4. Оптическая дислексия. Проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв. Смешиваются буквы, отличающиеся лишь одним элементом (В-З; Ъ-M); буквы состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г; Р-Ь; П-Н-И).
5. Мнестическая дислексия. Эта форма дислексии проявляется в трудности усвоения букв. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку.
Нужно внимательно и осторожно оценивать работу таких детей: при всем своем желании и старании ученики-логопаты не в состоянии выполнить задания, особенно письменные, в соответствии с нормами принятыми в школе.
Ошибки логопедического характера не должны учитываться при оценке работы учащегося.
Что делать, если у учащегося проявляется дислексия?
Для успешной работы с таким учеником нужно держать тесную связь с логопедом, психологом и врачом-неврологом. На каждого ребенка с речевой патологией логопедом заводится особая карта, куда заносятся сведения о ребенке, результаты логопедического обследования, результаты работы.
Такие ученики вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому–то понадобятся месяцы занятий, кому-то – годы. Суть занятий тренировка речевого слуха и буквенного зрения.
Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезные азбуки. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве на письме этот звук соответствует. Обычно используются противопоставления: чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое от звонкого. Упражнения включают повторения слов, подбор слов на заданный звук, слог, звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов, диктанты.
Главное – помнить, что для коррекции дислексии требуется тесное сотрудничество логопеда, родителей и врача.
Упражнения
1. Ежедневно в течение 5 минут (не больше) ученик в любом тексте, кроме газетного, зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву А, зачеркнуть, а букву О обвести. Можно давать парные согласные, а так же те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Через 2 – 2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 минут) улучшается качество письма.
2. Каждый день ученик пишит короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет). Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной). Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и последующее списывание текста.
Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:
1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома – он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо отметить, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс ребенок испытывает при проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у ребенка с дислексией может развиться невроз. Поэтому, если есть необходимость проведения проверки на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.
3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (надлежащими исправлению).
4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно бать больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова.
5. Не хвалите ребенка за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, если у ребенка что – то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.